О совершенствовании контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации.
Заседание Правительства состоялось 23 ноября 2017 года.
Из стенограммы:
Вопрос: Михаил Анатольевич, Председатель Правительства упомянул, что в ряде сегментов бизнеса действует ещё система госконтроля советских времён. В чём принципиальная разница между подходом советского времени и новой системой, которая сегодня рассматривалась Правительством?
М.Абызов: Цель, которую поставил перед Правительством Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин и которая закреплена в приоритетном проекте по реформе контроля и надзора, – перейти от репрессивной модели государственного контроля, которая нам во многом досталась ещё с советских времён, к современной сервисной, партнёрской модели, при которой наши контролирующие органы совместно с бизнесом в первую очередь будут работать над предупреждением кризисных ситуаций, наиболее значимых нарушений и, соответственно, предотвращать потенциальные риски для жизни и здоровья наших граждан.
Нашим проектом предусмотрено в два раза снизить смертность и травматизм по тем рискам, которые контролируются государственными органами. И уже за 2017 год только по четырём ведомствам, которые контролируют наиболее значимые уровни риска, смертность снизилась на полторы тысячи человек.
Одновременно
с этим количество плановых проверок, которыми мы досаждаем бизнесу, сократилось
за 2017 год на 44%. И было принято решение отказаться от планового режима
контроля по шести видам надзорной деятельности.
По сути дела, сегодня совместно с предпринимательскими объединениями мы вырабатываем новую модель, которая будет учитывать в том числе развитие информационных технологий. Для этого нам надо внедрить новые системные решения. Я думаю, что в рамках реализации проекта «Цифровая экономика» вопрос реорганизации контроля и надзора будет одним из приоритетных.
За текущий год реализации реформы контроля и надзора мы наработали большой опыт и постарались основные результаты реформы контрольно-надзорной деятельности включить в основополагающий новый закон о государственном и муниципальном контроле, который сегодня был представлен на рассмотрение Правительства. Этим законом будут систематизированы все виды государственного контроля, все виды надзорных мероприятий, которые госконтролёры используют в своей повседневной деятельности.
Кроме того, предполагается обязательное применение так называемых чек-листов, а попросту говоря, списка требований, изложенных контрольным органом в понятном формате, выполнение которых будет проверяться в ходе проверочных мероприятий госконтролёров. Это позволит бизнесу, с одной стороны, заблаговременно ознакомиться с этими требованиями, которые будут изложены в максимально понятном режиме, и переведены с суконного бюрократического, запутанного языка на понятные форматы для простых предпринимателей. В том числе это будет помогать предпринимателям провести некоторые мероприятия самоконтроля: если ими допускаются нарушения, не дожидаясь госконтролёров, ликвидировать эти нарушения.
Но самое главное – наша работа должна привести к тому, что повысится безопасность для граждан, значительно повысится качество продукции и услуг, которые сегодня простым людям предоставляются. Сфера государственного контроля затрагивает и вопросы жилищно-коммунального хозяйства, вопросы торговли, здравоохранения, образования. С другой стороны, мы будет проводить модернизацию госконтроля, с тем чтобы значительно сократить неэффективную административную нагрузку на бизнес. Мы рассматриваем и для себя формируем образы будущего госконтроля, через 15 лет, когда проверки в традиционном нашем понимании уже, наверное, будут исключительным элементом госконтроля. Основной задачей будет обеспечение дистанционного информационного взаимодействия между контролёром и предпринимателем с помощью удобных сервисов, с использованием средств телеметрии, объективных показателей, технологии обработки больших данных. Всё это мы будем реализовывать в том числе в приоритетном проекте «Цифровая экономика».
Вопрос: Дмитрий Анатольевич Медведев говорил о мобильном приложении, с помощью которого любой гражданин сможет направить какие-то свои опасения по поводу того или иного предприятия. Не станет ли это дополнительным фактором нагрузки на бизнес, потому что кто угодно сможет на них пожаловаться и опять кто-то столкнётся с проверками?
М.Абызов: Самое главное, чтобы жалоба была объективной. И нам необходимо здесь, с одной стороны, заботиться о недопущении избыточной нагрузки на бизнес, с другой стороны, обеспечить качество товаров и услуг для наших граждан. На сегодняшний день в масштабном порядке направляются обращения граждан в органы госконтроля, связанные с предоставлением некачественных услуг или реализацией продукции, которая не соответствует техническим требованиям (кто-то это называет контрафактом, кто-то фальсификатом), – это, с одной стороны, нарушает интересы граждан, с другой стороны, несёт прямую угрозу для жизни и здоровья. И в этой связи эти мобильные приложения должны приводить не к моментальному выявлению и наказанию, а работать на предупреждение. И бизнес, который будет знать, что за счёт этих новых технологий и мобильных приложений будет более пристальное общественное внимание к нему и общественный контроль за ним, будет себя вести более дисциплинированно. Это работа на встречных направлениях, и здесь не надо опасаться применения новых технологий.
Вопрос: Речь шла о распространении риск-ориентированного подхода в том числе на внеплановые проверки по жалобам. Это планируется реализовать?
М.Абызов: Сегодня риск-ориентированный подход применяется нами только в части планирования и реализации плановых проверок. Но на их долю сегодня приходится уже только 30% всех проверочных мероприятий. 70% проверок проводится во внеплановом режиме, в том числе по обращениям граждан. Поэтому нам надо внедрить новую модель применения риск-ориентированного подхода в отношении внеплановых проверок. И рассмотренный сегодня на заседании Правительства проект закона такие возможности предоставляет. Сегодня законодательством они, к сожалению, ещё не предоставлены.
Что имеется в виду? Что сейчас надзорный орган, получив обращение гражданина и рассмотрев его, сможет провести оценку, насколько направленная жалоба соответствует объекту высокого уровня риска и насколько требования, которые, возможно, нарушены, значимы с точки зрения потенциала нанесения вреда жизни и здоровью человека. И в этой связи по-разному отреагировать на полученную жалобу. Орган госконтроля сможет, с одной стороны, выйти на внеплановую проверку – такие возможности будут сохранены новым законодательством. С другой стороны, сможет направить уведомление или предупреждение предпринимателю, на которого поступила жалоба, в том числе потребовав от него представить отчёт об объективности этой жалобы, о факте проведения работы по ликвидации, исправлению возможных нарушений, которые этой жалобой фиксируются. Это означает, что при принятии этих норм внеплановых проверок станет меньше и они станут более рациональными и умными.