Заседание Правительства состоялось 16 ноября 2017 года.
Из стенограммы:
Вопрос: Вопрос относительно дополнительной надбавки к грузовому железнодорожному тарифу.
М.Соколов: Что касается дополнительной надбавки к индексации тарифа на грузовые перевозки, то поручено дополнительно проработать этот вопрос и доложить на совещании у Председателя Правительства до конца этого года.
Вопрос: А допнадбавка – это 1,9%?
М.Соколов: Параметры этой допнадбавки как раз и должны быть сбалансированы с другими макроэкономическими решениями, в том числе и с влиянием на инфляцию, хотя, нам представляется, её воздействие минимально, и с другими решениями Правительства.
Вопрос: Это целевая надбавка или инвестиционная?
М.Соколов: Позиция ФАС – должна быть инвестиционная надбавка исключительно по отдельным направлениям. Мы, наверное, в рамках подготовки соответствующего совещания у Председателя Правительства более широко посмотрим на этот вопрос, конечно, с учётом позиции Федеральной антимонопольной службы. Но опять же эти решения должны быть сбалансированы с возможностью «РЖД» осуществлять реализацию инвестиционной программы по крайней мере на 2018 год в полном объёме. При этом финансовая модель деятельности «РЖД» должна быть безубыточной.
Вопрос: Что касается объёма инвестпрограммы, сколько он составит на 2018 год?
О.Белозёров: Порядка 580 млрд, но в конечном итоге цифра будет зависеть от принятых тарифных решений. Я бы обратил внимание ещё на один момент. Поскольку у нас перевозка строится не только из тарифной составляющей «Российских железных дорог» (это инфраструктурная составляющая), но в том числе и из вагонной составляющей. Соответственно, в следующем году будет необходимо проработать механизмы, чтобы не было серьёзного роста по вагонной составляющей. Очень бы хотелось, чтобы она снижалась, для того чтобы объём работы в целом на железнодорожном транспорте рос. Это тоже будет давать определённую сбалансированность.
Вопрос: Каким образом это предлагается сделать?
О.Белозёров: Есть предложения по поводу формирования инвентарного парка на основе «Российских железных дорог». Надо прописать дополнительные условия, как этот парк и в какие промежутки времени мог бы использоваться. Ключевая задача – вывезти весь объём грузов, который должна провезти железная дорога.
Вопрос: На Ваш взгляд, какой объём парка оптимален?
О.Белозёров: Мы говорили о том, что это может быть 10–20 тыс. вагонов, но эти цифры будут уточняться. В процессе обсуждения, я думаю, можно будет выйти и на дополнительные нормативные требования, которые повлияют на оборачиваемость вагона, в том числе на время под погрузкой, и, может быть, ещё какие-то составляющие.
Вопрос: «РЖД» согласно содержать этот парк?
О.Белозёров: «РЖД» выполнит любое решение, принятое Правительством.
Вопрос: Сколько составит объём заимствования «РЖД» на 2018 год и какие инструменты будут?
О.Белозёров: Пока преждевременно говорить, поскольку Вы задаёте вопросы ключевые. Всё будет зависеть от того, как будет сформирован тариф. Поскольку у нас сформированы ковенанты (три), соответственно, в зависимости от тарифа. Если будет сформирован дополнительный объём EBITDA, мы сможем на эти средства дополнительно привлечь в трёхразовом увеличении объём средств. Если у нас выпадет порядка 20 млрд, то в инвестиционной программе может выпадать до 60 млрд рублей.
М.Соколов: То есть три параметра, которые балансируют друг друга
как сообщающиеся сосуды.
Вопрос: Сохранение целевой надбавки, которая действует в 2017 году (2%), уже утверждено в тарифной базе на 2018 год? Уже согласовано?
М.Соколов: Вот мы как раз окончательно определим их сбалансированность. Какие параметры к чему могли бы привести. На совещании до конца года.
Вопрос: Олег Валентинович, «РЖД» согласно снизить границу надбавок с 10%? И до какого уровня?
О.Белозёров: Да, мы считаем, что все тарифные решения нужно рассматривать сбалансированно, поскольку разные решения дадут возможности по различным направлениям. Мы считаем, что при той модели, которую мы предложили, необходимо снижать с 10 до 8% экспортную надбавку.
Вопрос: Олег Валентинович, вчера обсуждался проект наземного метро с Президентом и мэром Москвы. В какой объём средств оценивается его реализация? Может быть, уже какие-то средства заложены на следующий год?
О.Белозёров: Предварительный расчёт по железнодорожной составляющей – порядка 25–30 млрд из средств «Российских железных дорог». Там есть один элемент, очень серьёзный, который, как мы договорились, возьмёт на себя Москва. Это тоже будет 20–25 млрд. То есть мы договорились пятьдесят на пятьдесят.
Вопрос: Я правильно понял, что параметры долг/EBITDA не планируется пересматривать в свете заимствований?
О.Белозёров: Нет, неправильно. Наоборот, долг/EBITDA, этот элемент три, является неизменным, а вот объём привлечений будет зависеть от тарифных параметров.
Вопрос: Вы рассматривали вопрос, «Ласточки» будут ходить по новой дороге, о которой Вы вчера с Президентом говорили, или какие-то другие поезда?
О.Белозёров: В Москве есть стандарт обслуживания, о чём Министерство транспорта всегда говорило, и это прописано в документах Министерства. Какой подвижной состав будет соответствовать этому стандарту, такой и будет. Это может быть и ЭП (электричка), и «Ласточка», и любая другая электричка, которая будет подходить под стандарт высокого качества.