О прогнозе социально-экономического развития и проекте федерального бюджета на 2018–2020 годы.
Заседание Правительства состоялось 18 сентября 2017 года.
Из стенограммы:
М.Орешкин: Из последних изменений, которые были сделаны на заседании Правительства, связанных с уточнением последних трендов в экономике, – это прежде всего снижение темпов инфляции на этот год до уровня 3,2% (естественно, это попало в прогноз). Помимо этого были изменения, связанные с чуть более высокой ценой на нефть в этом году, чуть более крепким рублём. Это отражение фактических трендов последнего месяца. Прогноз учитывает в том числе повышение на трёхлетку, о чём мы уже говорили, темпов экономического роста, что связано с активной деятельностью Правительства по реализации изменений в разных сферах, в том числе по поддержке инвестиционного процесса и реализации разного рода приоритетных проектов.
А.Силуанов: Одна из основных задач – поддержать рост. Собственно, бюджет также настроен на решение этой задачи. Это и снижение дефицита бюджета, что позволяет Центральному банку проводить более мягкую денежно-кредитную политику. Мы видим уже результаты. Думаю, что Центральный банк может в рамках тех прогнозов, которые сегодня рассматривало Правительство, дальше смягчать денежно-кредитную политику. А для нас это самое главное условие экономического роста, поскольку снижение стоимости кредитных ресурсов может существенно поддержать частные источники инвестиций.
Кроме того, мы также дали сигнал о том, что не будет повышаться налоговое бремя на предстоящую трёхлетку.
Мы будем, наоборот, стимулировать
предпринимателей вкладывать собственные средства в новые производства через
инвестиционную льготу в части налога на прибыль. Есть предложение у нас сейчас
и по стимулированию путём преференций по налогообложению движимого имущества.
Также стимулировать субъектов предпринимательской деятельности к инвестиционной
активности. И целый ряд других параметров по обеспечению роста. Это как первая
задача.
Вторая задача – по сохранению наших социальных преимуществ, а также по обеспечению социальных обязательств независимо от того, как будут складываться внешние факторы для бюджета. Эти обязательства будут обеспечены в полном объёме, а для этого как раз и предусматривается ряд мер по снижению дефицита бюджета и по созданию условий, при которых обязательства, принятые сегодня в бюджете, будут исполняться неукоснительно. Мы должны отойти от той практики, когда в последнее время практически ежегодно вносили изменения в программы, пересматривали контракты. Этого не должно происходить, поскольку сейчас бюджет на трёхлетку принят в реальном исполнении и обеспечен необходимыми ресурсами.
М.Топилин: Несколько слов о тех вопросах, которые касаются нашего ведомства, применительно к бюджету, применительно к прогнозу. Это законопроект, который поручил разработать Президент Российской Федерации, – о повышении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума населения в трудоспособном возрасте. Правительство одобрило проект, в котором с 1 января 2018 года МРОТ предлагается установить в сумме 9489 рублей – это ровно 85% от ПМ, фактического ПМ за II квартал. Конструкция такая законопроектом предусмотрена. А с 1 января 2019 года этот законопроект предусматривает выравнивание минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума населения в трудоспособном возрасте. На 1 января 2019 года устанавливается относительная величина 100%. Потому что, когда мы узнаем прожиточный минимум за II квартал 2018 года, в следующем бюджетном цикле мы уже внесём законопроект с абсолютной величиной. То есть задача, которая поставлена Президентом, выполнена. Я считаю, что это очень серьёзное достижение. Мы, наверное, вообще всю историю России говорим, что нужно эти показатели уравнять. Наконец-то это произошло. Мы сегодня обсуждали это на трёхсторонней комиссии. Я считаю, это очень значимое событие. МРОТ увеличится за эти годы почти на 50%, то есть в полтора раза за два года.
Также очень важно сказать о том, что в проекте бюджета предусмотрены все необходимые средства для того, чтобы обеспечить выполнение майских указов по заработной плате работникам бюджетного сектора – это врачи, учителя, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, социальные работники, работники науки, культуры. Мы со следующего года должны обеспечить исполнение: по отдельным категориям это 200%, по другим категориям – 100%, то есть выполнение указов будет обеспечено, и средства предусмотрены в полном объёме. При этом они немножко даже технологически по-другому предусмотрены, с тем чтобы ведомства… Сейчас самая главная задача у ведомств будет – очень быстро, заблаговременно довести эти деньги до своих учреждений, с тем чтобы с первых месяцев уже платить зарплату в соответствии с указами, с первых месяцев следующего года.
Что касается бюджетов внебюджетных фондов, в частности Пенсионного фонда – мы сейчас должны немного подкорректировать вместе с Министерством финансов некоторые технические показатели и привести бюджеты в соответствие друг с другом, о чём мы уже договорились.
Главное заключается в том, что предусматривается вместе с бюджетом Пенсионного фонда внесение в Государственную Думу еще одного законопроекта, он тоже сегодня одобрен Правительством Российской Федерации. Вы помните, что инфляция прогнозировалась до последнего времени 3,7 –3,8% за этот год. А у нас на инфляцию за прошлый год индексируются пенсии с 1 февраля. В связи с тем, что у нас прогноз поменялся – 3,2% будет инфляция в этом году, то в этой связи было принято Правительством решение проиндексировать пенсии на 3,7% с 1 января следующего года, то есть не с 1 февраля, а с 1 января. Сделать это раньше, с тем чтобы обеспечить более значимый прирост и рост реальных пенсий в следующем году. Поэтому такой законопроект тоже будет внесён в Государственную Думу вместе с проектом закона о бюджете и о бюджете Пенсионного фонда. Индексации всех выплат, которые также у нас связаны с инфляцией, – это различные выплаты, прежде всего льготным категориям, ежемесячные денежные выплаты. Индексация их предусматривается на уровень фактической инфляции с 1 февраля следующего года. Также будет происходить индексация выплат по Фонду социального страхования. По бюджету этого фонда особых, дополнительных новостей нет, он сбалансирован, он сформирован в стандартном режиме и также будет внесён в Государственную Думу вместе с бюджетом на следующий год.
Что касается того, о чём Антон Германович сказал, – я имею в виду стабильность налоговой и страховой политики. Все бюджеты – и бюджет Фонда социального страхования, и бюджет Пенсионного фонда – сформированы в действующих тарифах. По Пенсионному фонду это 22% (плюс 10% сверх потолка и взносообложения), а по Фонду социального страхования это 2,9% по временной нетрудоспособности и 0,5% – средний тариф по страхованию от несчастных случаев на производстве (там есть 32 класса риска и тарифы колеблются от 0,2 до 8,5%). То есть мы здесь по тарифным вопросам ничего не меняем.
Вопрос: Агентство «Блумберг», Ольга Танас. У меня два вопроса. Первый касается
приватизации. Правильно ли я понимаю, что на следующие годы сохраняется объём
10–15 млрд в каждый из годов, и это означает, что крупные пакеты
приватизированы не будут в 2018–2020 годах? Сохраняется ли приватизация НМТП и
«Совкомфлота» на этот год?
И второй вопрос по дивидендам. Насколько пересмотрена сумма поступлений доходов в бюджет от дивидендов в следующую трёхлетку? И правильно ли мы понимаем, что расчётом для дивидендов послужили 50% чистой прибыли по МСФО и не было сделано никаких исключений?
А.Силуанов: Что касается дивидендов, то, действительно, мы предусмотрели выплату дивидендов в течение трёхлетки исходя из 50% по нашим ключевым компаниям. Мы также предусматриваем и уплату дивидендов по банкам с государственным участием, которые будут рассчитаны в том числе с учётом выполнения показателя достаточности капитала. Поэтому общий объём дивидендов на трёхлетку учтён – чуть больше 400 млрд рублей ежегодно.
Что касается приватизации, то у нас суммы учтены меньше 10 млрд рублей на предстоящую трёхлетку.
М.Орешкин: В бюджете стоит консервативный прогноз, который нужно исполнить в любом случае. Естественно, по конкретным сделкам здесь очень многое зависит от рыночных условий и от того, в какой форме находятся те или иные компании. Поэтому здесь работа продолжается. Как только будет информация, сразу вам всё расскажем. Направление движения у Правительства очевидное – уменьшение доли государства в экономике. По возможности будем и поступления от приватизации в бюджете увеличивать.
Вопрос: То есть в следующую трёхлетку не планируется приватизация крупных пакетов, крупных компаний?
М.Орешкин: В бюджете она не стоит, а возможно всё. Это те решения, которые будут приниматься каждый год в соответствующем плане по приватизации.
Вопрос: Вопрос Антону Германовичу по поводу акцизов на бензин. Рассмотрели ли сегодня этот вопрос? Приняли ли его? И в каком виде приняли, если приняли?
А.Силуанов: Сегодня мы рассматривали бюджет в целом. Среди доходов федерального бюджета учтены предложения по увеличению акцизов, постепенно – по 50 копеек с января и с июля следующего года. Для чего это было сделано? Это было сделано для того, что сейчас будут реализовываться крупные планы по строительству новых автомобильных дорог, инфраструктуры, в первую очередь в Крыму, Калининграде, на Дальнем Востоке. Для реализации этих решений было предложено использовать в качестве источника увеличение акцизов. И эти деньги пойдут на улучшение транспортной инфраструктуры наших автомобилистов.
Вопрос: А цифры нет, которую принесёт это повышение в бюджет?
А.Силуанов: Цифра следующая: общий объём повышения акцизов (на 50 копеек по дизелю и по бензину) оценивается примерно в размере 40 млрд рублей.
Вопрос:
«Интерфакс», Алексей Уваров. У меня два уточняющих вопроса. Повышение акцизов и
Ваше заявление о том, что на ближайшую трёхлетку налоговое бремя не будет
повышаться, – нет ли здесь какого-то противоречия, может быть, даже
понятийного? И второй уточняющий вопрос. Так как прогноз по инфляции на этот
год заложен в 3,2%, правильно ли я понял Министра труда и социальной защиты,
что Правительство, несмотря на это, заложило бóльшую индексацию пенсий, то есть
3,7? Не было ли это оговоркой?
А.Силуанов: И с 1 января.
Вопрос: Да, и с 1 января. И тогда вопрос: ранее Министр экономического развития заявлял, что индексация тарифов будет делаться исходя из принципа «инфляция минус». Так как у нас инфляция на этот год 3,2, означает ли это, что тарифы, допустим, на «РЖД», которые были запланированы 4%, или на газ, которые были запланированы 3,4% на следующий год, будут пересмотрены в сторону понижения?
М.Орешкин: У нас ориентир по тарифам не фактическая инфляция, а целевая инфляция.
А.Силуанов: Ну а на вопрос мне – не оговорка ли 3,7? Именно так, и с 1 января, как я уже сказал. Что касается индексации акцизов, то, конечно, определённые уточнения у нас идут в налоговом законодательстве, мы уже об этом говорили. Предусмотрены значительные преференционные режимы – по налогу на прибыль в части инвестиционной льготы, по налогу на дополнительный доход тоже будет в следующем году вводиться новый налоговый режим для нефтяников, различные преференции по налогу на движимое имущество. И по целому ряду других налогов небольшие уточнения. Это всё идёт на минус.
Но есть, действительно, небольшие изменения в части акцизов, которые в первую очередь пойдут, как мы говорили, для автомобилистов, для тех, кто использует эту инфраструктуру. Думаю, что изменения, которые сегодня происходят, автомобилисты уже оценили. Мы видим, что дороги в целом становятся лучшего качества. Соблюдаются в целом ряде нормативы на содержание дорог, и деньги, которые мы собираем с автомобилистов, идут на улучшение инфраструктуры для тех же, кто ездит за рулём.
Вопрос: Максим Станиславович, по поводу комплексного плана до 2025 года. Вошёл ли он в бюджет и какие направления будут профинансированы по этому плану?
М.Орешкин: На самом деле многие проекты, которые в комплексном плане нашли отражение, сейчас Правительством уже реализуются. Например, история с фабрикой проектного финансирования учтена в бюджете, ещё есть ряд историй. Приоритетный проект по производительности труда тоже был в плане, тоже учтён. И целый набор направлений. Но всё-таки бóльшая часть того, что есть в плане деятельности, не связана с бюджетным финансированием, а связана с изменением законодательства, и по этим направлениям работа тоже ведётся.
Вопрос: По дивидендам несколько моментов. Вы сказали: ключевые госкомпании и банки. Будет ли там «Газпром», Сбербанк, по которым вы собирались договориться? Или это будут отдельные решения?
А.Силуанов: По ним будут приниматься решения Правительством Российской Федерации при подготовке директив в части голосования по дивидендной политике.
Вопрос: Что вы закладываете?
А.Силуанов: В бюджете учтена чуть меньшая сумма, чем в этом году. Тем не менее, повторю, окончательные решения будут приниматься в ходе следующего года при подготовке директив по голосованию в рамках участия государства в этих компаниях.
Вопрос: Можно уточнить: по льготам для обводнённых месторождений (вы тоже закладываете, наверное, это в бюджет) принято решение?
А.Силуанов: По этому вопросу в Правительстве пока нет решения, и по обводнённым месторождениям льготы в следующем бюджете пока не предусмотрены.
Вопрос: Можно озвучить цифры, которые вы уточнили по нефти и по курсу рубля?
М.Орешкин: Изменения буквально в несколько десятых. В частности, по нефти стояло 49,9 на этот год.
<…>