Из стенограммы:
И.Артемьев: Сегодня под председательством Дмитрия Анатольевича Медведева состоялось заседание Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями. Было рассмотрено много интересных сделок.
Первая сделка касается Петербурга: 25% акций нового петербургского аэропорта приобрела компания из Объединённых Арабских Эмиратов – компания «Серти Севенз Инвестмент Компани». Эти 25% продал наш банк «ВТБ». И пришёл иностранный инвестор, ещё один, помимо «Фрапорта», который будет заниматься управлением и развитием петербургского порта. Сумма сделки – 240 млн евро, то есть порядка 15 млрд рублей.
Следующая сделка касается канадской компании (это интересно на фоне санкций): компания «Си-Пи-Пи-Ай-Би Монро Канада Инкорпорейтед» приобрела акции в зерновом терминальном комплексе «Тамань», это терминал по перевалке зерна в России. Канадская компания вошла в капитал зернового терминала и, соответственно, дальше будет инвестировать, строить и развивать этот терминал.
Следующая история связана с очень серьёзной российской компаний, это компания «Севернефтегазпром», которая контролируется «Газпромом». В результате сделки контроль будет сохранён за «Газпромом». Вообще говоря, эта компания контролирует 1,1 трлн куб. м газа, то есть совершенно фантастический объём.
Сумма сделки – 1,808 млрд евро. Понимаете, что это очень много? Соответственно, приобретает компания OMV Exploration and Production, которая зарегистрирована в Австрии, приобретает чуть меньше 25% (24,99%) в акционерном обществе «Севернефтегазпром». Сама эта компания принадлежит ещё одной австрийской компании (я имею в виду упомянутого приобретателя), там 31% австрийского капитала, а ещё 24% – правительства эмирата Абу-Даби. Это большая сделка, происходит приход австрийских денег, что очень важно с точки зрения разработки месторождений.
Два важных социальных проекта осуществляются компанией, уже упомянутой мной в связи с петербургским аэропортом, – «Серти Севенз Инвестмент Компани». Повторяю, что она находится под контролем Объединённых Арабских Эмиратов. Они вместе с российскими компаниями строят два крупных медицинских высокотехнологичных центра – в Балашихе и в Подольске. Они инвестируют и приобретают 37,5% и там и там. Два этих медицинских центра, которые очень важны для социальной сферы Подмосковья, приобретаются этими компаниями, и это будет сопровождаться приходом новых технологий и так далее.
Это наиболее интересные сегодня сделки. Как вы видите, они большие, они, как всегда, многополярные – со всех континентов. И сегодня по сделкам, о которых я рассказал, были приняты положительные решения.
Вопрос: Игорь Юрьевич, Вы по зерновому терминалу в Тамани не озвучили сумму сделки.
И.Артемьев: В настоящее время ещё ведутся переговоры, то есть принципиальное согласие дано, но сумма сделки ещё варьируется, поэтому бизнес-план будет уточняться под нашим контролем, и комиссия дала поручение ФАС контролировать этот процесс. Понятно, что по рынку примерная стоимость известна, но мы её сейчас не можем привести.
Вопрос: Вопрос об аэропортах и ценах. Насколько я понимаю, ФАС регулярно выдаёт предписания аэропортам, но они как-то не стремятся их выполнять, и цены очень сильно разнятся, что касается хотя бы еды…
И.Артемьев: Мы проводили сейчас большую проверку и в Московской области, и в Москве. Мы действительно видим запредельные цены, и это имеет важное социальное значение, потому что летают и небогатые люди, и дети, и пожилые люди. Если кому-то нужно таблетку запить, то за стакан воды отдать 300–400 рублей – это, конечно, полное безумие.
Мы сейчас как бы отделяем мух от котлет, потому что в этой цене сидит очень высокая аренда аэропортов. Нам понятно, что компании, которые организуют кафетерии и прочее, занимают доминирующее положение, потому что так называемая стерильная зона – это границы рынка, это очевидно. Вы оттуда не выйдете и туда не войдёте без специальных процедур.
Мы смотрим, сколько занимает стоимость аренды (интересы аэропортов) и сколько – маржа этих компаний. В любом случае мы будем предпринимать действия (как мы это делали по парковками в аэропортах), чтобы снизить эту цену для потребителя. И чтобы была возможность в экстренных ситуациях воспользоваться источниками воды, например, и так далее. Это не совсем наш вопрос, но из монопольного положения следует, что нужно изменить ситуацию к лучшему.
Поэтому мы это не оставим и в других аэропортах будем продолжать. Но, конечно, основная проблема – это Москва.
Вопрос: Срок недавно прошёл, 1 июля, когда должен был быть поднят тариф на транспортировку газа для независимых производителей, но не был поднят. Соответственно, вопрос остаётся: может ли это быть сделано в оставшийся временной промежуток до конца этого года или вопрос о тарифе уйдёт на следующий год?
И.Артемьев: Это тот случай, когда в силу важности вопроса этим занимается непосредственно Правительство. Мы как тарифный орган обычно самостоятельно принимаем такие решения, но, если есть достаточно большая разность подходов, Правительство выполняет роль согласительной комиссии. Вице-премьер Аркадий Дворкович принимает такие решения с докладом премьеру. На сегодняшний день большинство участников этого процесса (я имею в виду Министерство экономического развития, другие наши органы) против повышения соответствующих тарифов.
В этой ситуации я отменил рассмотрение этого вопроса на правлении, потому что нам не хотелось одним голосом принимать какие-то решения, и поэтому у Дворковича будет ещё серия совещаний.
Но понятно, что поскольку дату 1 июля мы пересекли, то уже не будет того повышения, которое изначально планировалось. Оно будет много меньше – либо это будет вообще ноль, либо до 1%, если такое решение будет принято. Причём не с 1 июля – задним числом приниматься такие решения не могут.
Поэтому вероятность того, что тариф будет повышен, я считаю минимальной. Я считаю, что, скорее всего, будет нулевое повышение, и, соответственно, уже два года соответствующие ставки транзита по газу будут заморожены, что в общем создаёт дополнительный градиент для развития независимых производителей газа, прежде всего «Новатэка». И «Новатэк» активно борется за то, чтобы так оно и было.
Я хочу ещё одну важную вещь сказать. Журналисты часто спрашивают о компании «Новомет». Помните: «Халлибёртон» – «Новомет»? Сегодня этот вопрос рассматривался на комиссии, но он не мог рассматриваться по существу, потому что компания «Халлибёртон» не подала официального ходатайства. Без официальной инициации этого вопроса со стороны потенциального инвестора в стратегические активы, конечно, мы рассматривать ничего не можем. Мы доложили комиссии о том, что мы квалифицировали собственный бизнес «Новомета» как бизнес стратегический и, соответственно, саму компанию «Новомет» мы (ФАС как уполномоченный орган) отнесли к стратегам и уведомили компанию «Халлибёртон» о том, что они обязаны подать ходатайство по 57-му закону, если они хотят приобрести «Новомет». Сегодня мы об этом доложили комиссии, комиссия приняла эту информацию к сведению, мы ожидаем официального ходатайства. То есть фактически комиссия в данном случае не дезавуировала решение ФАС, а поддержала решение ФАС о том, что необходимо специальное рассмотрение на правительственной комиссии возможной сделки между «Халлибёртон» и «Новометом».
Вопрос: А позвольте ещё об одной сделке спросить, о покупке РФПИ с партнёрами доли в Eurasia Drilling Company...
И.Артемьев: Дело в том, что этого ходатайства у нас нет, повторного, по Eurasia, поэтому ситуация такая же, как с «Халлибёртон». Если они хотят, чтобы эта сделка была рассмотрена (неважно, в чей адрес, «Шлюмберже» или куда они хотят), то должно быть подано официальное ходатайство. Насколько я понимаю, сейчас идут какие-то консультации на эту тему, но мы не участвуем. Поэтому для нас отмашкой для начала работы будет поступление официальных документов.
Вопрос: И позвольте ещё спросить по сегодняшней информации об объединении сервисов заказа такси Uber и «Яндекс». Не считаете ли Вы, что это объединение двух сервисов станет своего рода монополистом на рынке? Потому что до этого таксисты у нас жаловались на такси-агрегаторы. И ФАС говорил, что конкурентная среда…
И.Артемьев: Мы сегодня только услышали об этом. Некоторое представление мы имеем о том, что у нас три основных агрегатора, а если два из них собираются слиться, то это, конечно, отдельный рынок и угроза ограничения конкуренции, несомненно, здесь присутствует. Нам нужно посчитать рынок, нам нужно посчитать количество клиентов, нам нужно посмотреть количество поездок, нам нужно посмотреть цены. То есть мы должны приступить к рутинной для нас процедуре анализа рынка и соответствующие ходатайства тоже получить. Если сегодня «Яндекс.Такси» и Uber хотят соединиться, значит это их замечательное желание, но у государства есть закон о защите конкуренции, соответственно, через призму этого закона эта сделка должна быть рассмотрена. И мы будем этим заниматься, и они, наверное, готовятся к тому, чтобы подать нам ходатайство, но решили немножко рассказать вперёд перед этим. Это их законное право. Если придётся разрешать сделку, значит разрешим, второй вариант – откажем, а третий – разрешим с предписанием, то есть обязательными некоторыми правилами, которым они должны следовать с точки зрения и раскрытия информации, и, конечно, цен.