Из стенограммы:
Вопрос: ТАСС. Сообщалось о том, что для постройки третьей ВПП в Шереметьево нужно было дофинансировать около 5 млрд рублей. Как-то решена эта проблема?
М.Соколов: Даже немного больше – порядка 7,5 млрд рублей. Этот вопрос, конечно, обсуждался на сегодняшнем совещании. И у Минтранса, и у Министерства финансов были свои предложения по этой проблеме – как ликвидировать дефицит. К счастью, это дефицит не 2017-го, а 2018 года, поэтому у нас есть время (тем более сейчас началась работа комиссии по бюджетным проектировкам, определяющим основные параметры бюджета 2018 года и последующего трёхлетнего периода), чтобы эти предложения свести, сбалансировать. Но цель одна: взлётно-посадочная полоса должна быть достроена и введена в эксплуатацию до начала чемпионата мира по футболу 2018 года. Поэтому этот дефицит будет ликвидирован.
Вопрос: Правда, что для этого будут задействованы средства ГК по ОрВД?
М.Соколов: Возможны любые решения и любые предложения для решения этой задачи.
Вопрос: Максим Юрьевич, сообщалось, что пассажиров «ВИМ-Авиа» могут перевезти иностранные компании. Уже якобы определён список этих иностранных компаний. Что можете сказать?
М.Соколов:
Здесь
надо обратиться в Росавиацию, которая в режиме ручного управления осуществляет
сейчас расшивку чартерного расписания компании «ВИМ-Авиа», поставившей всех в
не очень удобное положение. Это
нетрадиционная мера, обычно мы жёстко защищаем рынок наших российских
авиаперевозчиков. Но в данном случае мы понимаем, что пассажиры – это наши
клиенты, неважно, чартерных или регулярных рейсов. Это приоритет в деятельности
любого бизнеса, тем более транспортной компании, авиационной компании как сферы
услуг. И мы примем все меры, в том числе и временный допуск иностранных
авиаперевозчиков, которые готовы подхватить, что называется, чартерных
пассажиров компании «ВИМ-Авиа», для того чтобы минимизировать те неудобства,
которые компания создала своими непродуманными действиями.
Вопрос: Можно уточнить? Сейчас дефицит средств составляет 7,5 млрд рублей.
М.Соколов: В 2018 году. Не сейчас. 2017 год полностью сбалансирован.
Вопрос: А источники обсуждаются?
М.Соколов: Сейчас работает комиссия по бюджетным проектировкам. В том числе возможно временное или постоянное изъятие из прибыли Госкорпорации по организации воздушного движения (это подведомственное ФГУП Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации)) этой суммы, для того чтобы покрыть данный дефицит и потом, в последующие периоды бюджетного планирования, рассчитаться с госкорпорацией по основным видам деятельности.
Вопрос: В ФАС предлагали аэропортовые сборы Московского авиаузла частично перенаправить на субсидирование региональных аэропортов. Как Вы к этому относитесь, какие возможны механизмы?
М.Соколов: Здесь необходимо всё взвесить и
с Федеральной антимонопольной службой, и с Министерством экономического
развития. Поскольку это решение о перераспределении сборов,
или, скажем так, окрашивании какой-то части сборов, может серьёзным образом нарушить
инвестиционную привлекательность аэропортов Московского авиационного узла.
Конечно, мы должны поддерживать региональные аэропорты, региональные авиаперевозки. Это наша государственная политика. Мы это делаем, и в принципе используем для этого достаточно эффективные меры, в том числе субсидирование региональных авиаперелётов. Сейчас на площадке Правительства обсуждается предложение Минтранса и региональных перевозчиков о снижении, вернее, даже обнулении налога на добавленную стоимость для региональных авиаперелётов, минуя Московский авиационный узел.
Мне кажется, что скорее в этом направлении надо идти. И снижение НДС уже зарекомендовало себя как эффективная мера, которая в период турбулентности нашей авиации позволила вывести её на траекторию роста.
Вопрос: По аэропортовому НДС будет принято решение? Именно по аэропортовому.
М.Соколов: Вы имеете в виду, что НДС не облагается. Этот вопрос также обсуждался на различных площадках. Последний раз мы его обсуждали на этой неделе на Правительственной комиссии по транспорту под руководством вице-премьера Аркадия Владимировича Дворковича. Даны соответствующие поручения. В рамках этих поручений мы работаем. Мы эту меру поддерживаем, авиакомпании в целом поддерживают, Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта также поддерживает, поддерживает Министерство финансов. Надеюсь, что эта мера в скором времени будет реализована.
Я говорю про обслуживание, про аэропортовые сборы и услуги аэропортов. Соответственно, мы их разделяем на две составляющих: международные направления и внутрирегиональные направления. По международным устанавливается ставка 0% (это не то же, что НДС не облагается, это разные, так сказать, характеристики Бюджетного кодекса, разные режимы налогообложения), а по внутрирегиональным устанавливается ставка НДС 18%.
Дождёмся решения правительственной комиссии, протокола, и там уже будет понятно. По крайней мере, соответствующие поручения даны.