Работа Правительства: факты и цифры.
Жилищная
политика. Строительство нового жилья. Развитие ипотеки
Жилищно-коммунальное хозяйство
СРО в строительстве
Господдержка строительства и реконструкции объектов коммунальной и
инженерной инфраструктуры
Сокращение административных процедур и улучшение инвестиционного
климата в строительстве.
Ценообразование в строительстве
Совершенствование технического регулирования в строительстве
Жилищная политика. Строительство нового жилья. Развитие ипотеки
Ввод жилья
По итогам 2016 года, по предварительным данным Росстата, объём ввода жилья в России составил 79,8 млн кв. м, что на 6,5% ниже показателя 2015 года. Снижение ввода произошло за счёт снижения ввода индивидуального жилья, индустриальное домостроение (многоквартирные дома) третий год подряд показывает рост. Объём ввода жилья экономического класса в Российской Федерации в 2016 году составил 39,9 млн кв. м, что составляет 50% от общего объёма ввода жилья в 2016 году и на 10% больше аналогичного периода 2015 года. Сокращение объёмов ввода индивидуальных жилых домов связано главным образом с тем, что снижаются темпы регистрации уже построенного жилья, в том числе в рамках дачной амнистии.
Наибольшие объёмы ввода жилья в 2016 году в абсолютном выражении зафиксированы в Московской области (8,8 млн кв. м, или 91,7% к уровню прошлого года); Краснодарском крае (4,6 млн кв. м, или 98,1% к уровню прошлого года); Москве (3,4 млн кв. м, или 85,8% к уровню прошлого года); Санкт-Петербурге (3,1 млн кв. м, или 102,8% к уровню прошлого года); Республике Башкортостан (2,7 млн кв. м, или 100,3% к уровню прошлого года).
Среди субъектов Федерации, имеющих максимальные темпы роста объёмов ввода жилья в 2016 году по сравнению с прошлым годом: Севастополь – в 2 раза (в 2016 году введено 0,105 млн кв. м); Мурманская область – в 1,77 раза (в 2016 году введено 0,033 млн кв. м); Еврейская автономная область – в 1,27 раза (в 2016 году введено 0,060 млн кв. м); Смоленская область – в 1,22 раза (в 2016 году введено 0,63 млн кв. м); Саратовская область – в 1,13 раза (в 2016 году введено 1,29 млн кв. м).
Развитие рынка ипотечного кредитования
По данным Банка России, всего за 2016 год в России выдано 856 344 ипотечных кредита на общую сумму 1 472 140 млн рублей (на 22,5% выше аналогичного показателя 2015 года в количественном и на 27% выше в денежном выражении). Такие показатели стали возможны благодаря государственной программе субсидирования ипотечной ставки для приобретения жилья на первичном рынке. Доля ипотечных кредитов с государственной поддержкой в 2016 году составила 35,4% от всего объёма ипотечных кредитов, выданных в 2016 году, что позволило предоставить ипотечные кредиты на приобретение жилья площадью 15 млн кв. м.
Реализация программы субсидирования позволила установить достаточно привлекательные условия для получения жилищных кредитов по ставке от 9,9 до 12%.
Обеспечение жильём отдельных категорий граждан
- На обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны (и приравненным к ним категориям) на 2016 год субъектам Федерации было выделено 10 042,9 млн рублей, на 1 января 2017 года израсходовано 9 860,1 млн рублей. За 2016 год обеспечены жильём 8468 ветеранов Великой Отечественной войны.
- На обеспечение жильём ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, были предусмотрены бюджетные ассигнования в объёме 2 434,1 млн рублей. В 2016 году обеспечено жильём 3723 человека указанной категории граждан.
Реализация ФЦП «Жилище»
Общий объём финансирования ФЦП «Жилище» составил в 2016 году 68 366,61 млн рублей, в том числе 39 188,13 млн рублей за счёт средств федерального бюджета, 8 946,5 млн рублей за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 20 231,98 млн рублей из внебюджетных источников.
За 2016 год в рамках реализации ФЦП «Жилище» были обеспечены жильём 21,08 тыс. семей граждан, в том числе 13,28 тыс. молодых семей, 6,59 тыс. семей граждан, перед которыми федеральным законодательством установлены государственные обязательства по обеспечению жильём, 1,21 тыс. семей граждан отдельных категорий на основании решений Президента России и Правительства России, а также обеспечен дополнительный ввод жилья в объёме 3,7 млн кв. м за счёт поддержки проектов строительства жилья.
Улучшение жилищных условий граждан, имеющих трёх и более детей
В России проживает более 1,4 млн семей, имеющих трёх и более детей. По состоянию на 1 января 2017 года заявления на предоставление земельного участка подали 314,5 тыс. семей, имеющих трёх и более детей. За 2016 год региональными властями и органами местного самоуправления предоставлено бесплатно 92,3 тыс. земельных участков многодетным семьям.
Иные меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно получили 3466 многодетных семей (Белгородская область, Владимирская область, Калужская область, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Республика Калмыкия, Республика Ингушетия, Кировская область, Свердловская область и др.).
Жилые помещения по договору социального найма в 2016 году предоставлены 2026 семьям, имеющим трёх и более детей.
Развитие рынка арендного жилья
По состоянию на 1 января 2017 года 63 субъекта разработали и приняли региональные программы развития рынка арендного жилья, в том числе обеспечив включение подпрограмм, задач, мероприятий, направленных на формирование и развитие рынка доступного арендного жилья, в существующие региональные программы жилищного строительства.
По состоянию на 1 января 2017 года объём ввода арендного жилья в России составил 1112,5 тыс. кв. м.
В 2016 году АИЖК приступило к реализации пилотных проектов по финансированию арендного жилья – объём инвестиций составил 13,5 млрд рублей. Арендный жилищный фонд создаётся с использованием механизма коллективных инвестиций – в 2016 году сформирован закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости «Кутузовский», профессиональным управлением которого занимается вновь созданное ООО «УК АИЖК». В декабре 2016 года введён в эксплуатацию МФК «Лайнер», (г. Москва, Ходынский бульвар, д. 2), на базе которого будут созданы первые 283 арендных апартамента (бронирование начинается с марта 2017 года).
Долевое строительство
В июле 2016 года принят Федеральный закон №304, ужесточающий требования к застройщикам, работающим на рынке долевого строительства, и повышающий защиту прав граждан – участников долевого строительства.
Установлены требования к минимальному размеру уставного капитала застройщиков, имеющих право привлекать средства граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов, приоритет требований граждан – участников долевого строительства к застройщику в рамках процедуры банкротства перед удовлетворением требований иных кредиторов, введены дополнительные требования к раскрытию информации таким застройщиком на официальном сайте застройщика, законом предусмотрено создание и ведение реестра застройщиков, привлекающих денежные средства граждан на основании договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, расширение полномочий контролирующего органа в части контроля за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых по договору участия в долевом строительстве, а также введение механизма проектного финансирования банками долевого строительства жилья.
Разработан действенный механизм передачи объектов незавершённого строительства и обязательств от застройщика, находящегося в процедуре банкротства, новому застройщику – приобретателю. Приобретатель исполняет вместо застройщика обязательства перед участниками строительства по передаче жилых помещений.
По поручению Президента страны ведётся работа по созданию государственного компенсационного фонда долевого строительства, который будет аккумулировать отчисления застройщиков, осуществлять отбор новых застройщиков, которым планируется передача объекта строительства и обязательства по передаче квартир участникам строительства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2016 года №1310 «О защите прав граждан – участников долевого строительства» утверждены Правила осуществления обязательных отчислений (взносов) застройщиков в фонд, средства которого формируются за счёт обязательных отчислений (взносов) застройщиков, привлекающих для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости денежные средства участников долевого строительства, а также использования средств фонда, в которых установлены условия и порядок использования средств компенсационного фонда.
Указанные изменения позволят повысить привлекательность инвестиций в строительство жилья для граждан, что в свою очередь окажет стимулирующее воздействие на развитие жилищного строительства.
Реализация подпрограммы «Стимулирование программ жилищного строительства субъектов Российской Федерации»
Объём финансирования подпрограммы в 2016 году из средств федерального бюджета составил 4 341,62 млн рублей. В реализации подпрограммы в 2016 году приняли участие 18 субъектов Федерации. Минстроем России заключены 12 соглашений с указанными субъектами Федерации. В соответствии с заключёнными соглашениями в бюджеты субъектов Федерации перечислены средства федерального бюджета в объёме 4 313,6 млн рублей.
В 2016 году в рамках подпрограммы осуществлялось софинансирование строительства 16 объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений) более чем на 5,5 тыс. мест, а также строительства более 88 км автомобильных дорог (23 объекта) на территории проектов по развитию территорий, предусматривающих строительство жилья, и в микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильём.
В 2016 году достигнут целевой индикатор подпрограммы, а именно введено жилья 3,7 млн кв. м, что составляет более 300% от установленного подпрограммой показателя (1,1 млн кв. м).
Реализация приоритетного проекта «Ипотека и арендное жильё»
Утверждён паспорт приоритетного проекта «Ипотека и арендное жильё». Основной целью приоритетного проекта основного направления стратегического развития «Ипотека и арендное жильё» является улучшение жилищных условий граждан России путём обеспечения высоких темпов ввода жилья (100 млн кв. м в 2020 году) и стимулирования спроса (выдача в 2018 году 1 млн ипотечных кредитов, в 2020 году – 1,2 млн ипотечных кредитов).
Выполнение данной задачи будет обеспечиваться в том числе путём вовлечения в жилищное строительство неэффективно используемых земель в городах, включая промышленные зоны, а также финансирования строительства объектов инфраструктуры в рамках реализации проектов комплексного освоения территории в субъектах Федерации. Средства в размере 20 млрд рублей ежегодно будут распределены между регионами. Средства могут быть направлены на следующие цели:
субсидирование возмещения затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья;
субсидирование строительства (реконструкции) объектов социальной инфраструктуры;
субсидирование строительства (реконструкции) автомобильных дорог.
В 2017 году по программе планируется профинансировать инфраструктуру в 66
проектах комплексного развития территорий в 33 регионах России, что позволит
дополнительно ввести более 6 млн кв. м жилья.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Привлечение в ЖКХ частных инвестиций
В 2016 году продолжилось формирование благоприятных условий для ведения бизнеса в сфере ЖКХ: сформированы все необходимые условия и приняты решения для активного привлечения в отрасль частных инвестиций. Объём частных инвестиций, предусмотренных концессионными соглашениями, заключёнными в 2016 году, – 62,4 млрд рублей, в 2015 году – 70,9 млрд рублей, в 2014 году – 7,2 млрд рублей. Всего в течение 2016 года было заключено 580 концессионных соглашений.
Разработаны и вступили в силу меры, направленные на совершенствование привлечения частных инвесторов в сферу ЖКХ и предусматривающие в том числе:
обязательное участие субъекта Федерации в качестве стороны концессионного соглашения;
возможность передачи в концессию имущественного комплекса в случае, когда только часть имущества зарегистрирована в установленном порядке, и учёт затрат на регистрацию имущества в тарифах концессионера;
возможность учёта при установлении концессионной платы долговых денежных обязательств государственных и муниципальных предприятий, имущество которых передаётся в концессию, возникших не позднее чем за 2 года до решения о заключении концессионного соглашения.
По состоянию на 1 января 2017 года разработано 11 131 схема теплоснабжения, 16 215 шт. схем водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры – 14 881 шт., зарегистрировано объектов коммунальной инфраструктуры – 915 435 шт. (67,1%)
По данным Фонда ЖКХ, по состоянию на январь 2017 года зарегистрированы 69 заявок от 32 субъектов Федерации на предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда ЖКХ для реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры на общую сумму 16 196,84 млн рублей, из которых 8 220,53 млн рублей – за счёт средств Фонда ЖКХ. Правлением фонда одобрено на 1 января 36 заявок (из них 20 заявок в сфере теплоснабжения, 13 заявок в сфере водоснабжения и водоотведения, 3 заявки в сфере ТКО) на сумму из средств фонда 5 889,99 млн рублей.
В регионах, где работают концессии, зафиксировано сокращение аварий в теплоснабжении на 47%, в водоснабжении на 21%, а потери сократились на 18 и 14% соответственно.
Регулирование деятельности в сфере управления многоквартирными домами
Годовой оборот рынка управления жильём в России составляет 500 млрд рублей. В стране 2,4 млн многоквартирных домов.
С мая 2015 года введено лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, которое ещё на первом этапе не прошли 13% управляющих компаний. В течение 2016 года органами государственного жилищного надзора было проверено 764 745 многоквартирных домов. В соответствии с реестром лицензий субъектов Федерации в 2016 году было выдано 19 076 лицензий управляющим компаниям. На конец 2016 года действовало 18 440 лицензий, которые размещены в ГИС ЖКХ.
В 2016 году утверждён механизм взыскания штрафов в пользу потребителей при оказании коммунальных услуг: с 1 января 2017 года при расчёте платы с нарушением установленного порядка исполнитель будет обязан выплатить потребителю штраф в размере 50% от излишне начисленной платы не позднее 2 месяцев со дня обращения заявителя путём снижения размера платы (или размера задолженности) за коммунальную услугу.
Ликвидация аварийного жилищного фонда
Все граждане России, жильё которых было признано аварийным до 1 января 2012 года, до 1 сентября 2017 года должны переехать в новые дома. Всего в рамках программы расселения аварийного фонда должно быть расселено 11,1 млн кв. м жилья, в которых проживает 711,5 тыс. человек. 2014 и 2015 годы стали прорывными в расселении аварийного жилья – ликвидировано в 3 раза больше трущоб, чем это делалось в предыдущие годы.
В соответствии с распоряжением Правительства России в 2016 году необходимо было расселить 2,63 млн кв. м аварийного жилья, в котором проживает 166,73 тыс. человек. На 1 марта 2017 года расселено 2,67 млн кв. м (101,7%), 169,23 тыс. человек (101,5%).
В рамках мониторинга реализации программ переселения в 2016 году проведено 176 выездных проверок, которые охватили 526 муниципальных образований в 79 регионах России. Усилены проверочные мероприятия в отношении качества строительства домов, построенных в рамках программ переселения.
В 2016 году проверки качества строительства домов проведены в 46 субъектах Федерации, проверены 1049 домов, в которых приобретено 1,41 млн кв. м жилья, что составило 47% от всего объёма жилья, приобретаемого по 4 этапам программ переселения.
Система капитального ремонта многоквартирных домов
Всего в региональные программы капремонта включено более 745 тыс. многоквартирных домов. В 2016 году капитальный ремонт выполнен в 41,4 тыс. многоквартирных домов (МКД) общей площадью 135,0 млн кв. м, в которых проживают 5,232 млн человек. Темпы проведения капитального ремонта в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличились почти в 2 раза.
По состоянию на 1 января 2017 года во всех субъектах Федерации собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт. За 2016 год начислено 166,016 млрд рублей взносов на капитальный ремонт, из них собрано порядка 142,32 млрд рублей. Процент сбора составляет порядка 85,73%, собираемость увеличилась на 8,53% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Принимаются меры для того, чтобы платежи за капремонт были посильны для населения – расширяется число категорий населения, имеющих льготы по оплате капитального ремонта. Установлен многоступенчатый контроль качества ремонта: 5 лет гарантии на все работы по капремонту; в приёмке работ участвуют представители собственников, управляющей компании; проводится предварительный отбор добросовестных подрядчиков, а затем сам конкурс проводится только среди компаний, уже доказавших свою компетентность и надёжность.
Всё больше граждан переходят на накопление средств на спецсчетах. В 2016 году принят закон, который вводит механизм обеспечения сохранности фондов капитального ремонта, размещаемых на специальных счетах. Правительство наделено полномочиями по установлению дополнительных требований к банкам, в которых региональные операторы капремонта могут открывать счета.
Приоритетный проект «ЖКХ и городская среда»
Началась активная работа по реализации приоритетных проектов ЖКХ и городская среда. Цель – создание условий для системного повышения качества городской среды на всей территории страны, в ходе проекта будет вестись мониторинг реализации во всех муниципалитетах с численностью населения 1000 и более человек.
В стране будут внедрены новые, современные правила благоустройства и приняты
пятилетние муниципальные программы, предусматривающие благоустройство всех
нуждающихся в благоустройстве муниципальных территорий общего пользования, а
также дворовых территорий многоквартирных домов. Это будет происходить с учётом
мнения граждан.
В 2016 году институт саморегулирования в строительной отрасли претерпел существенные изменения. 3 июля 2016 года принят Федеральный закон №372-ФЗ, который внёс изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.
Основными новеллами, предусмотренными Федеральным законом №372-ФЗ, являются:
введение регионального принципа формирования саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. Такой подход обеспечивает усиление контроля за деятельностью строительных организаций и конструктивное взаимодействие с органами власти в регионах, а также удобное взаимодействие между саморегулируемыми организациями и их членами;
создание системы ответственности перед заказчиком одного лица – генерального подрядчика, в том числе по договорным обязательствам. Все остальные организации освобождаются от обязательности членства в СРО, что снижает финансовую нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства;
исключение необходимости членства в СРО для лиц, выполняющих строительные контракты на сумму до 3 млн рублей;
изменение системы взносов в компенсационные фонды в виде значительного снижения взноса в фонд возмещения вреда (при первом уровне ответственности для проектировщиков и изыскателей – 50 000 рублей, для строителей – 100 000 рублей; ранее для проектировщиков и изыскателей 500 000 или 150 000 рублей при страховании гражданской ответственности; соответственно 1 500 000 и 500 000 рублей для строителей) и создание фонда обеспечения договорных обязательств для лиц, участвующих в регулируемых конкурентных закупках;
создание национальных реестров технических специалистов – главных инженеров и главных архитекторов;
введение обязательного членства в СРО, а следовательно, ответственности лиц, выполняющих функции технических заказчиков;
введение системы мер, направленных на обеспечение сохранности
компенсационных фондов саморегулируемых организаций и предотвращение финансовых
злоупотреблений со стороны СРО.
Господдержка строительства и реконструкции объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры
Субъектам Российской Федерации оказывается государственная поддержка по строительству и реконструкции объектов капитального строительства (мероприятий) по отдельным решениям (поручениям) Президента России и Правительства России.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года №518-р оказана поддержка трём субъектам Российской Федерации на общую сумму 356,9 млн рублей (Архангельская, Орловская области и Хабаровский край). С начала 2016 года за счёт средств федерального бюджета освоено 351,9 млн рублей, или 98,6% годовых бюджетных назначений.
Предоставленные субсидии в 2016 году направлены на следующие цели:
продолжение строительства канализационных сетей и коллекторов, канализационных очистных сооружений посёлка Соловецкий. В результате строительства объекта будет построено 10,97 км канализационных сетей, что улучшит состояние коммунальной инфраструктуры, экологическое состояние окружающей среды и обеспечит канализационными сетями все здания и сооружения посёлка Соловецкий;
комплекс обезжелезивания и деманганации вод Амурского водозабора в пласте (г. Комсомольск-на-Амуре);
расширение и реконструкция водопровода в Хабаровске.
На объекте «Строительство и реконструкция набережных
рек Оки и Орлик с укреплением берегового откоса» в Хабаровском крае весь
комплекс строительно-монтажных и других работ, предусмотренных проектно-сметной
документацией, завершён, объект введён в эксплуатацию.
Сокращение административных процедур и улучшение инвестиционного климата в строительстве.
За 3 года Россия поднялась на 63 позиции в рейтинге Всемирного банка Doing business по показателю «Получение разрешения на строительство» (с 178-го места в 2013 году до 115-го в 2016-м). Продолжается системная работа по снижению административных барьеров в строительстве.
Наряду с исчерпывающим перечнем в жилищном строительстве утверждён
исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и
водоотведения. Утверждён исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства
объектов электросетевого хозяйства, в отношении нежилых объектов и объектов
теплоснабжения.
Ценообразование в строительстве
В 2016 году начата разработка Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). В систему будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, изделия и конструкции, монтируемое оборудование, стоимости эксплуатации машин и механизмов, уровне оплаты труда рабочих строителей и механизаторов с учётом территориальной специфики. Это поможет сэкономить средства для бюджетных строек всех уровней. (Начало работы ФГИС ЦС планируется с 30 сентября 2017 года, а применяться данная информационная система в полном объёме будет с 1 января 2018 года.)
Сегодня действует базисно-индексный метод расчёта смет, основанный на использовании устаревшей сметно-нормативной базы 2001 года и индексов для перевода цен 2001 года в текущие цены, который не отвечает вызовам времени. Поэтому движение идёт в сторону ресурсного метода, который невозможен без фиксации и постоянного мониторинга стоимости строительства ресурсов. Для этого и необходимо создание ФГИС ЦС.
Утверждён порядок мониторинга цен строительных ресурсов. Это необходимо для решения задачи улучшения качества ценообразования и сметного нормирования, оценки достоверности сметной стоимости объектов капитального строительства.
В 2016 году актуализированы 239 сборников существующих сметных норм и
разработаны дополнения в 646 сметных нормативов. Это необходимо для
совершенствования ценообразования в строительстве, целью которого является
обеспечение достоверности определения сметной стоимости строительства.
Совершенствование технического регулирования в строительстве
В 2015 году Правительством Российской Федерации было принято решение о реализации комплексной программы развития системы технического регулирования в строительстве. За время реализации программы разработаны и актуализированы 126 сводов правил, 22 из которых утверждены в 2015 году, 104 – за 2016 год.
Среди обновлённых СП – актуальные и остро востребованные строительной отраслью уточнённые климатические параметры и общее сейсмическое районирование, уточнённые требования к проектированию зданий и сооружений, в том числе в части создания безбарьерной среды в зданиях и на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры.