Работа Правительства: факты и цифры.
Охрана природы
Особо охраняемые природные территории
Лесной комплекс
Экологическая безопасность
Управление природными ресурсами. Недропользование
Создан институт общественных инспекторов по охране
окружающей среды, позволяющий гражданам оказывать содействие на добровольной и
безвозмездной основе органам государственного экологического надзора, в том
числе путём фиксации с помощью фото- и видеосъёмки правонарушений в области
охраны окружающей среды и природопользования и направления соответствующих
материалов в органы государственного надзора (Федеральный закон
от 03.07.2016 №353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране
окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
создания лесопарковых зелёных поясов»).
Особо охраняемые природные территории
В 2016 году в России создана 1 новая особо охраняемая природная территория (ООПТ) федерального значения – национальный парк «Кисловодский» (Ставропольский край).
Более чем на 7 млн га расширена площадь национального парка «Русская Арктика», ставшего самой большой по площади ООПТ России (8,7 млн га).
4 государственных природных заказника федерального значения преобразованы в государственные природные заказники регионального значения.
Осуществлён перевод в земли особо охраняемых территорий и объектов: земель лесного фонда, на которых создан национальный парк «Онежское Поморье»; земель обороны, на которых создан кластерный участок «Предуральская степь» заповедника «Оренбургский».
В 2016 году состоялось открытие визит-центра Байкальского биосферного заповедника, визит-центра в заповеднике «Пасвик», музея нематериального наследия «В начале было слово» Кенозерского национального парка, водно-сухопутной экологической тропы в Астраханском биосферном заповеднике и других объектов. Продолжает развиваться морской круизный туризм в российском секторе Арктики и на Дальнем Востоке.
Подписано соглашение о взаимодействии России и Казахстана по сохранению экосистемы реки Урал. Соглашение направлено на улучшение экологической ситуации уникального природного объекта – реки Урал, учитывая острую необходимость сохранения и восстановления экосистемы бассейна реки.
Соглашение включает меры по сокращению негативного воздействия на экосистему Урала при возникновении ЧС, а также по развитию единой с Казахстаном сети особо охраняемых природных территорий в бассейне реки.
Эти меры позволят активизировать сотрудничество двух стран в целях сокращения сбросов загрязняющих веществ в реку, проводить дноочистительные работы и экологический мониторинг состояния реки Урал.
Россия и Китай впервые провели обмен фото- и видеоданными, что позволило оценить общую численность популяции леопардов в 80 особей.
Продолжается российско-китайский проект по изучению трансграничных передвижений амурского тигра и дальневосточного леопарда Neaspek. Создаётся единая фотобаза и база ДНК тигров и леопардов.
Активизируется сотрудничество на приграничных особо
охраняемых природных территориях России («Большехехцирский», «Бастак»,
национальный парк «Земля леопарда») и Китая («Бачадао», «Саньцзян», «Хунхэ»,
«Хуньчунь», «Ванцин»), а также по заповеднику «Озеро Ханка».
Лесное законодательство дополнено нормами, регулирующими вопросы обеспечения пожарной безопасности территорий, использования федерального фонда семян лесных растений, лесовосстановления, осуществления охотничьей деятельности в лесах и др.
Созданы правовые основы для установления особого правового
режима территорий мегаполисов, имеющих повышенную плотность населения, путём
обеспечения сохранения средообразующих, водоохранных, защитных,
санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций защитных
лесов, в том числе установлен запрет на изменение границ лесопаркового зелёного
пояса, которое может привести к уменьшению его площади (Федеральный закон
от 03.07.2016 №353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране
окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
создания лесопарковых зелёных поясов»).
На законодательном уровне закреплены понятия
«накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей
среде», регламентирован порядок выявления данных объектов и порядок ликвидации
накопленного вреда, что позволит обеспечить возвращение в хозяйственный оборот
рекультивированных земель, исключение негативного влияния на окружающую среду и
население ликвидированных источников загрязнений (Федеральный закон
от 03.07.2016 №254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»).
Управление природными ресурсами. Недропользование
В 2016 году по результатам геолого-разведочных работ за счёт средств федерального бюджета локализовано 6,3 млрд т в нефтяном эквиваленте (т н.э.) прогнозных ресурсов углеводородов по категории D1.
Ожидаемый прирост запасов жидких углеводородов (нефть+конденсат) составил 575 млн т, свободного газа – 702 млрд куб. м. При этом уровень добычи этих полезных ископаемых составил в 2016 году соответственно 535 млн т и 572 млрд куб. м.
Недропользователями за счёт собственных средств открыто 40 месторождений углеводородного сырья (далее – УВС).
Наиболее крупные – нефтяное Нерцетинское (Ненецкий автономный округ) с извлекаемыми запасами нефти 17,4 млн т; нефтегазоконденсатное Верхнеичерское (Иркутская область) с извлекаемыми запасами нефти 11,4 млн т, газа – 52,6 млрд куб. м.
В 2016 году за счёт собственных средств недропользователей впервые поставлены на государственный баланс 82 месторождения полезных ископаемых, из них 31 месторождение углей и неметаллических полезных ископаемых, а также 29 мелких россыпных месторождений золота.
Обеспечено простое воспроизводство запасов по: углям, хрому, олову, свинцу, сурьме, цинку. Прирост запасов превзошёл добычу более чем в 2 раза по серебру, более чем в 3 раза по никелю и золоту, более чем в 8 раз по калийным солям и тугоплавким глинам.
К наиболее значимым открытиям относится Серовское комплексное железорудное месторождение в Свердловской области с запасами железных руд 142 млн т, хрома – 6,9 млн т, никеля – 739 тыс. т, кобальта – 82 тыс. т.
В 2016 году выдано 785 лицензий на право пользования недрами, в том числе – 98 на УВС, 687 – на твёрдые полезные ископаемые (ТПИ) (включая 429 лицензий, выданных по заявительному принципу).
По состоянию на 01.01.2017 в федеральный бюджет от аукционов и конкурсов поступило 54,8 млрд рублей, или 105,5% от годового прогнозного задания, в том числе разовые платежи по углеводородному сырью составили 48,4 млрд рублей, по твёрдым полезным ископаемым – 5,5 млрд рублей, по минеральной воде и лечебной грязи – 13,8 млн рублей.
Благодаря установленному Минприроды России заявительному принципу предоставления права пользования участками недр, содержащими твёрдые полезные ископаемые, по итогам 2016 года выдано 429 лицензий, что на 44% больше, чем в 2015 году. По состоянию на начало 2017 года прошли экспертизу и утверждены 289 проектов на геологическое изучение недр. Планируемый пользователями недр в соответствии с утверждённой проектной документацией объём инвестиций на участках недр составляет более 28 млрд рублей.
Действие заявительного принципа распространено на участки недр, содержащие углеводородное сырьё. Также расширена область применения заявительного принципа за счёт участков недр с прогнозными ресурсами категорий Р1 и Р2 (для федеральных геологических компаний).
В 2016 году была завершена начатая в 2015 году в соответствии с поручениями Президента России и поручением Правительства России актуализация лицензий на право пользования недрами.
По состоянию на 31.12.2016, нарастающим итогом с 2015 года, актуализировано 5326 лицензий: на пользование участками недр по УВС – 2810 и 2516 – по ТПИ. В том числе в 2016 году актуализировано 3813 лицензий, из них 1808 на УВС и 2005 на ТПИ.
Результаты разовой актуализации лицензий вызвали ряд позитивных изменений в сфере недропользования:
- объём обязательств, подлежащих исполнению в рамках
актуализированных лицензий, вырос на 20–25%;
- возросла реалистичность планирования геолого-разведочных
работ, что позволило стабилизировать уровень финансирования геолого-разведочных
работ за счёт собственных средств недропользователей за последние 3 года (ТПИ –
на уровне 36–37 млрд рублей в год, УВС – 270–300 млрд рублей в год);
- до 40% увеличились темпы погашения задолженности по
сдаче геологических отчётов, что являлось одним из основных критериев
проведения разовой актуализации.