Ведущий: Коллеги, добрый день. Брифинг будет посвящён законопроекту о реформировании Российской академии наук – документ будет внесён в Государственную Думу в ближайшие дни. Дмитрий Викторович Ливанов расскажет об основных параметрах этого документа.
Д.Ливанов: Добрый день, уважаемые коллеги! Я бы хотел вначале сказать о том, что предшествовало принятию этого законопроекта.
На протяжении последних лет Правительством России проводилась последовательная политика, направленная на поддержку фундаментальных исследований. Достаточно сказать, что за 10-летний период ассигнований фундаментальные исследования выросли с 8 млрд до 83 млрд рублей. До сих пор сохраняются лидерские позиции целого ряда университетов, научных организаций государственных академий наук в международном сообществе. Сейчас сформирована единая программа фундаментальных исследований, предусматривающая координацию исследований, которые проводятся государственными академиями наук, ведущими вузами, научными центрами. Реализуются программы развития федеральных и региональных исследовательских университетов, апробированы новые механизмы международной экспертизы при отборе проектов фундаментальных исследований, активно создаются десятки новых научных лабораторий с участием ведущих зарубежных учёных. Наконец, принято решение о расширении финансирования государственных научных фондов. Вместе с тем принятые меры пока не позволили переломить негативную динамику в сфере фундаментальной науки. Доля нашей страны на мировом научном рынке продолжает снижаться: на Россию приходится лишь около 2% общего объёма публикаций в международных научных журналах, при этом Россия всё больше отстаёт не только от традиционных лидеров в этой области, но и от ведущих быстроразвивающихся стран.
Несмотря на то что почти 71% ассигнований на фундаментальные исследования из средств федерального бюджета сегодня приходится на институты Российской академии наук, а ещё 9% – на другие государственные академии наук, то есть в сумме 80%, продолжается неуклонное старение кадров академического сектора науки. В 2012 году доля учёных пенсионного возраста превысила 40%, это просто кадровая катастрофа! Одновременно падает доля специалистов, учёных в наиболее продуктивном возрасте от 30 до 49 лет. Эти тенденции несут в себе существенные риски необратимой утери нашей страной своего статуса ведущей научной державы, причём не в долгосрочной, а уже в среднесрочной перспективе.
Между тем практика стран, демонстрирующих неуклонный рост научного потенциала, даёт пример эффективных форм организации фундаментальной науки, которые при всём их разнообразии предполагают чёткое разделение функций научной экспертизы и управления имуществом, а также периодическую оценку деятельности и ориентацию на поддержку наиболее передовых научных коллективов, тесную интеграцию фундаментальной науки с университетами, прозрачность, подотчётность государству и обществу. Это касается не только ведущих индустриальных стран, таких как Соединённые Штаты, Германия, Великобритания, Франция, Италия и так далее, но и тех государств, где управление наукой изначально строилось по советской модели и впоследствии претерпело радикальную модификацию в процессе рыночных преобразований: Китай, Казахстан и многие страны Центральной и Восточной Европы и так далее. Таким образом, ключевым препятствием для успешного развития российской фундаментальной науки является сегодня архаичная организационная структура государственных академий наук.
Для сложившейся модели управления государственных академий наук характерны объединение функций управления имуществом и управления собственно научной деятельностью, отсутствие механизма внешнего контроля качества научных результатов, непрозрачность механизма выделения и расходования средств. Хотя по целому ряду направлений в России сохранились успешно работающие международные конкурентоспособные исследовательские группы, неоптимальная структура государственного сектора фундаментальных исследований сдерживает их развитие и препятствует появлению новых точек роста.
Мы зафиксировали следующие базовые принципы будущей организации научной отрасли. Это, во-первых, развитие адресной поддержки конкурентоспособных научных коллективов, расширение практики конкурсного финансирования исследовательских групп при существенном сокращении доли сметного финансирования организаций. Ключевым объектом финансирования в новой модели станет научная лаборатория групп учёных, работающих вместе над серьёзными научными задачами и достигающих существенных, признаваемых научным сообществом результатов. Второе – это запуск механизмов непрерывного обновления в науке, включая современную кадровую систему, переход на эффективный контракт государства с исследователями. Наконец, это введение механизмов финансирования, которые стимулируют постоянный научный поиск достижения результатов международного уровня. Наконец, изменение роли самих научных организаций, институтов, превращение их в поддерживающую платформу для научных групп, изменение модели управления институтами и финансирования. На этом основан законопроект, который сегодня рассматривался Правительством. Его основные элементы состоят в следующем.
Первое. В Российской Федерации создаётся основанное на членстве общественно-государственное объединение – Российская академия наук. Оно станет сообществом выдающихся учёных, ведущих научную, экспертную, популяризаторскую деятельность, выполняющим функцию важнейшей коммуникационной площадки для научного сообщества, но не осуществляющим управления имущественным комплексом и не имеющим подведомственных научных организаций.
Академики и члены-корреспонденты трёх академий – Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук – будут по их заявлению включены в состав создаваемой новой Российской академии наук. Они образуют единое авторитетное научное сообщество, представляющее все области научных исследований. Государство со своей стороны будет осуществлять финансовую поддержку деятельности этого академического сообщества, обеспечивать его реальную независимость, максимально использовать его экспертные функции. Роль Академии наук при принятии важнейших государственных решений – не только в сфере науки, но и при реализации самых важных проектов в сфере социального развития, экономики – будет существенно повышена.
Второе. Действующие на сегодня Российская академия наук, Академия сельхознаук и Академия медицинских наук, которые существуют в форме федеральных государственных бюджетных учреждений, прекратят своё существование с момента создания этой новой общественно-государственной организации – Российская академия наук.
Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия образования, Российская академия художеств (ещё три наших академии государственных) сохранят статус федеральных государственных бюджетных учреждений, учреждаемых Правительством, но полномочия их учредителя могут быть переданы в ведение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Это же касается и подведомственных им организаций.
Третье. Для управления имуществом научных институтов государственных академий наук будет создан федеральный орган исполнительной власти. Он будет осуществлять функции по оказанию государственных услуг и по управлению государственным имуществом научных институтов Российской академии наук. Этот орган будет условно пока называться Агентством научных институтов Российской академии наук. Этому агентству будут переданы в ведение научные организации, которые в настоящее время подведомственны трём государственным академиям наук – Российской академии наук, Академии медицинских наук и Академии сельскохозяйственных наук.
Финансовое обеспечение деятельности научных институтов, подведомственных Агентству научных институтов, будет осуществляться за счёт бюджетных ассигнований, которые предусмотрены на содержание подведомственных государственным академиям наук учреждениям, проведение научных исследований в соответствии с программой фундаментальных научных исследований, утверждённой в России на 2013–2020 годы. Таким образом, для научных институтов, для тех людей, которые в них работают, никаких изменений в связи с этой реорганизацией не произойдёт, они как работали, так и будут работать, их работа будет оплачиваться, научные исследования будут финансироваться.
Агентство научных институтов будет назначать руководителей подведомственных научных организаций с учётом предложений президиума создаваемой Российской академии наук – общественно-государственного объединения. Для организационного, правового, аналитического, информационного, финансового, материально-технического обеспечения деятельности Российской академии наук будет создано государственное учреждение – «Аппарат Российской академии наук», он будет обеспечивать всю организационную, финансовую поддержку деятельности общественно-государственного объединения.
Четвёртым законопроектом так же подробно определяется статус программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период. Она будет утверждаться Правительством Российской Федерации по согласованию с Российской академией наук. Роль Российской академии наук в определении приоритета фундаментальных исследований, вообще в определении приоритетных направлений научно-технологического развития России будет ключевой и будет повышаться по сравнению с тем, что мы отмечаем сегодня.
В целом законопроект, чтобы не погружаться в детали, определяет основные цели создания общественного объединения «Российская академия наук», основные виды его деятельности, структуру, принципы формирования органов управления, порядок регистрации и ликвидации.
Есть несколько важных переходных положений, на которых я бы хотел остановиться.
Лица, имеющие на момент вступления в силу законопроекта звания действительных членов или членов-корреспондентов Российской академии наук, Академии медицинских наук и Академии сельскохозяйственных наук, с момента государственной регистрации общественно-государственного объединения «Российская академия наук» и по их заявлению приобретут статус академиков Российской академии наук. В течение трёх месяцев с момента вступления в силу законопроекта Правительство Российской Федерации назначит ликвидационные комиссии трёх академий, установит порядок и сроки их ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также в те же сроки Правительство утвердит критерии и порядок проведения оценки деятельности организаций, подведомственных Российской академии наук, Академии сельхознаук и Академии медицинских наук. А в течение шести месяцев после этого утверждения критериев и порядка Правительство проведёт оценку деятельности научных академических организаций, включая организации научного обслуживания и социальной сферы, и утвердит три перечня организаций. В первый попадут те, которые подлежат передаче в Агентство научных институтов, во второй перечень попадут организации, подлежащие передаче в ведение иных федеральных органов исполнительной власти, и в третий перечень – организации, подлежащие реорганизации. За научными учреждениями, передаваемыми в ведение Агентства научных институтов, сохранится название «Научный институт Российской академии наук».
Финансовое обеспечение деятельности научных институтов, подведомственных агентству, будет осуществляться в полном объёме за счёт предусмотренных в федеральном бюджете бюджетных ассигнований, при этом не менее 50% денежных средств будет предоставляться на конкурсной основе научным коллективам в форме грантов. Будет организована система экспертизы по этим грантам.
Предполагается существенное повышение академических стипендий, то есть ежемесячной пожизненной выплаты, которая будет установлена для действительных членов Российской академии наук, – минимум до 100 тыс. рублей, может быть, и больше.
Законопроект предусматривает трёхлетний мораторий на выборы новых членов Российской академии наук, также в течение этого трёхлетнего периода будут подтверждены полномочия избранного президента Российской академии наук в качестве президента вновь созданного общественно-государственного объединения «Российская академия наук». А избранные президенты академий медицинских и сельскохозяйственных наук будут утверждены в должности вице-президентов создаваемой Российской академии наук. У меня всё.
Вопрос: Одобрили законопроект на Правительстве сегодня?
Д.Ливанов: Да, конечно.