Об использовании проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении государственного и муниципального контроля.
М.Абызов: Паспорт приоритетной программы по реформированию государственного контроля и надзора предусматривает полномасштабное использование проверочных листов в обязательном порядке по всем видам надзора уже начиная с 2018 года. До конца апреля контрольно-надзорные органы должны внести соответствующие изменения в положения о видах контроля.
Чек-листы будут включать в себя набор требований, касающихся повышенного уровня риска и потенциального ущерба, которые должны проверяться в первую очередь. Из тысячи существующих требований предстоит выделить те, которые обеспечивают защиту от существенных рисков. Именно на проверке этих требований и должны будут сконцентрироваться инспекторы. Такая практика уже есть в ряде ведомств, в частности в ФНС, Роструде, Россельхознадзоре, Росфинмониторинге. Результативной при этом будет считаться и та проверка, в ходе которой никаких нарушений не выявлено. Таким образом, мы в корне меняем подход, при котором каждая проверка обязательно должна заканчиваться актом и выявлением нарушения. Нам важно сейчас перевести работу контрольно-надзорных органов с «палочной» системы на их ответственность по конечному результату. Взаимодействие инспекторов с проверяемыми субъектами должно строиться в формате не полицейском, а партнёрском, сервисном – с элементами консультаций и выработки совместных решений.
Более того, мы поддержали предложение бизнеса и приняли формулу «проверка как подарок», которая соответствует лучшим практикам работы надзорных ведомств в ОЭСР. Для упрощения и повышения прозрачности взаимодействия между бизнесом и надзорными органами уже в следующем году будет внедряться система электронных личных кабинетов – как для поднадзорных субъектов, так и для самих инспекторов.
Для повышения эффективности государственного надзора в течение месяца все контрольно-надзорные органы должны утвердить и разместить на своих сайтах исчерпывающие перечни НПА, содержащих обязательные требования по каждому виду контроля. Это станет отправной точкой для пересмотра обязательных требований: они должны быть приведены в соответствие с лучшими международными регуляторными практиками, при этом непреложным правилом должно стать «1 in – 2 out», когда при введении одного нового требования отменяются два устаревших.
Сейчас мы сталкиваемся с тем, что требования не систематизированы, непонятны ни предпринимателям, ни сотрудникам контрольно-надзорных органов. Они по-разному могут интерпретироваться и применяться к одним субъектам и не применяться к другим. Предприниматель считает, что они к нему не относятся, а инспектор считает, что относятся. Здесь нам нужны достаточно скорые и ощутимые результаты. Этот фактор нужно учитывать при построении работы экспертных групп в течение ближайших двух лет. Есть вещи, по которым решение можно принять достаточно быстро. Относительно быстрые и ощутимые результаты дают и власти, и бизнесу аппетит для движения вперёд.