Совещание было посвящено подведению итогов прошедшего учебного года и постановке задач на будущий учебный год.
В своём выступлении Министр образования и науки России подчеркнул важность постоянного прямого диалога с регионами: «Открытое свободное обсуждение лицом к лицу позволяет найти точки взаимопонимания, выявить проблемы и найти пути их решения».
На совещании Дмитрий Ливанов также отметил, что сегодня в системе образования одновременно реализуются десятки новых масштабных проектов, конкурирующих между собой за внимание и ресурсы. По мнению министра, это позволит сделать качественный рывок и решить задачи развития образования в комплексе.
Министр напомнил, что комплексный подход был опробован в рамках проекта по модернизации региональных систем образования, благодаря которому удалось повысить среднюю зарплату учителей до средней по экономике региона и одновременно улучшить инфраструктуру общего образования. Удалось также принципиально решить вопросы обеспечения дистанционным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, организации безопасного подвоза к сельским школам, оснащения школ учебным оборудованием. «Однако сегодняшние задачи, выраженные в “дорожных картах” по выполнению Указов Президента, ещё более амбициозны и сложны», – сказал Дмитрий Ливанов. Министр поблагодарил регионы за оперативную разработку региональных «дорожных карт». Благодаря этому, например, удалось согласовать с экономическим блоком Правительства выделение из федерального бюджета 50 млрд рублей на обеспечение доступности дошкольного образования в регионах.
Вместе с тем министр обратил внимание на то, что «дорожные карты» ряда регионов не полностью подкреплены источниками финансирования. Он подчеркнул, что все ключевые задачи – повышение зарплат педработникам, расширение охвата дошкольным и дополнительным образованием – должны быть выполнены в полном объёме и в установленные сроки. «Исполнение Указов Президента требует, чтобы расходы на образование стали абсолютным приоритетом в региональных бюджетах», – отметил Дмитрий Ливанов.
Министр образования предостерёг регионы от ситуации, когда ресурсы в системе не растут, а перераспределяются. При этом, заявил Дмитрий Ливанов, недопустимо искать дополнительные средства в карманах родителей, особенно в сфере дошкольного образования. Другой риск при реализации региональных «дорожных карт», по мнению министра, связан с усилением бюрократического контроля. Дмитрий Ливанов призвал снизить давление бюрократического пресса посредством повышения информационной прозрачности деятельности образовательных организаций: «Реальные действия по повышению качества образования делаются не в министерствах, а в школах. Учителям надо доверять. Излишний документооборот должен быть сокращён».
Среди других актуальных для региональной политики вопросов обсуждалось введение с 1 сентября 2013 года школьной формы. Министр отметил важность участия детей, родителей и всех заинтересованных сторон в выработке конкретного стиля школьной формы, обеспечивающего идентичность школы. Также особое внимание Дмитрий Ливанов попросил уделить поддержке малоимущих семей, с тем чтобы приобретение школьной формы не стало для них непосильной нагрузкой.
На совещании также был затронут вопрос ЕГЭ. По мнению главы министерства, с регионами предстоит серьёзная совместная работа над ошибками по результатам ЕГЭ 2013 года. Планируются повышение безопасности проведения ЕГЭ, изменения в содержании конкретных экзаменов. «Проведение нечестного ЕГЭ – повод для вопроса о доверии региональному руководству», – отметил министр.
В заключение Дмитрий Ливановподчеркнул, что реализация федеральной образовательной политики невозможна по команде из Москвы. «Наша задача – помочь вам решить национальные задачи с учётом особых обстоятельств ваших регионов. Для этого нужны сильные и активные лидеры региональных систем образования, настоящие партнёры», – заключил глава министерства.
Источник: Минобрнауки