О реформе системы государственного контроля и надзора.
М.Абызов: Сегодня на президиуме совета по приоритетным проектам рассматривались вопросы по реформе контрольно-надзорной деятельности, были представлены основные цели и параметры проектов. Их три.
Первая цель должна обеспечить значительное сокращение вреда в результате несчастных случаев, заболеваний. В течение 2018–2024 годов мы должны за счёт новой работы контрольно-надзорных органов существенно сократить статистику по смертности в результате рисков, которые контролирует государство, ущерб от заболеваемости и материальный ущерб.
Второе направление реформы контрольно-надзорной деятельности – это сокращение административного давления на бизнес. Контрольно-надзорная деятельность должна стать более прозрачной, объективной. Система требований должна быть актуализирована, мы должны исключить дублирующие избыточные требования для бизнеса, а также сокращать количество неэффективных проверок, которые проводятся без учёта того, насколько потенциальный риск представляет деятельность того или другого предприятия.
Третье направление – это совершенствование работы всей государственной машины, которая обеспечивает контрольно-надзорную деятельность. В этой части нам необходимо будет обеспечить и новые кадровые подходы, то есть работать над повышением квалификации нашего инспекторского персонала, активно внедрять информационные системы, без качественной работы которых невозможна в том числе и реализация современных методов контроля и надзора, которые осуществляются без фактического контакта физического инспектора и поднадзорного субъекта, а все данные по работе контрольно-надзорных органов получаются через информационные системы. Примеры такой работы в наших надзорных органах уже есть: Федеральная налоговая служба, Роструд, Росфинмониторинг активно используют эти подходы. Вот три цели, которые обсуждались, параметры по которым в целом были одобрены.
Вопрос: Рассматривался ли вопрос о слиянии трёх надзоров? Это Роспотреб-, Росздрав- и Россельхознадзор.
М.Абызов: Нет, такой вопрос сегодня не
рассматривался. Более того, (это ещё раз сегодня
подтвердило обсуждение): у нас не является самоцелью реструктуризация, слияние
и изменение структуры органов государственной власти контроля и надзора. Это
может быть одним из инструментов, но который в ближайшее время не является
актуальным.
Вопрос: А вы запрашиваете какое-то финансирование на эти проекты?
М.Абызов: Основной объём финансирования будет осуществляться за счёт тех бюджетных средств, которые сегодня выделяются на обеспечение работы контрольно-надзорных ведомств.
Вопрос: Когда вы планируете подготовить паспорт проекта?
М.Абызов: В соответствии с графиком мы должны сделать это до конца года. Внутри этого приоритетного направления мы сегодня выделили восемь основных проектов, по каждому из которых будет подготовлен паспорт. Основные из этих проектов – проект по внедрению риск-ориентированного подхода и проект по совершенствованию и принятию системы эффективности деятельности контрольно-надзорных органов, то есть, по сути дела, внедрение системы KPI в деятельность каждого контрольного, надзорного органа.
Важным проектом является проект информатизации. Крайне важным является проект по переходу от репрессивной модели контроля и надзора к профилактической – проект по предупреждению и профилактике в работе наших контрольно-надзорных ведомств. Отдельного внимания требует проект, связанный со значительным снижением возможности коррупционных проявлений в деятельности контрольно-надзорных органов.
Также мы подготовим паспорт проекта по реализации контрольно-надзорных полномочий на уровне регионов и муниципалитетов. На сегодняшний день мы видим динамику, при которой количество проверок и давление на бизнес со стороны федеральных контрольно-надзорных ведомств снижается (пусть и незначительно), при этом значительно повышается количество проверок и давление на бизнес со стороны региональных и муниципальных надзорных ведомств. Нам необходимо совместно с нашими коллегами и руководителями регионов посмотреть, каким образом мы могли бы здесь объединить усилия и, совершенствуя систему на федеральном уровне, в том числе совершенствовать систему на уровне регионов.
Вопрос: У каждого из этих проектов будет свой руководитель?
М.Абызов: Да, предполагается назначение по каждому из проектов отдельного руководителя, исходя из профиля ведомств, которые выполняют основную нагрузку и работу по реализации этих проектов.
Вопрос: Все эти проекты должны быть до конца года?
М.Абызов: Паспорта проектов должны быть представлены и согласованы президиумом до конца года. Часть проектов уже реализуется сегодня, по другим реализация начнётся с 1 января после утверждения паспортов проектов.
Вопрос: Когда можно будет реально перейти на электронное общение между бизнесом и надзорными органами?
М.Абызов: Это зависит от сегодняшнего уровня информатизации конкретного надзорного ведомства. Налоговая служба полностью перешла уже сегодня на такую систему коммуникации, Роструд – в процессе перехода на эту систему, Росфинмониторинг её полностью внедрил.
Сегодня более 40 ведомств занимается контролем и надзором. Уровень их подготовки, их информационного развития различный. Будем выстраивать под каждое из ведомств индивидуальный график, который в итоге должен обеспечить в горизонте от 2018 до 2021 года полностью внедрение информационных систем, которые обеспечивали бы электронное взаимодействие между инспектором и поднадзорным субъектом.