В беседе с журналистами Министра регионального развития Игоря Слюняева приняли также участие Александр Браверманн – генеральный директор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства и Александр Семеняка – генеральный директор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию.
В.Скворцова: Уважаемые коллеги, сегодня произошло важное событие: одобрена государственная программа по развитию здравоохранения до 2020 года. Я хотела бы отметить, что эта программа создавалась в течение двух лет и очень активно обсуждалась и экспертным сообществом, и пациентскими организациями, и гражданским обществом в целом. Было внесено более 150 поправок после первого раунда обсуждения, обсуждения на сайте Министерства здравоохранения, на расширенной коллегии Министерства здравоохранения с участием 65 внештатных специалистов-экспертов ведомства. Программа обсуждалась и на экспертной площадке Открытого правительства, и по результатам этого обсуждения более 40 комментариев также было учтено. И сегодня мы выносили эту программу на суд.
Её соисполнителями являются 18 федеральных органов исполнительной власти, кроме того – Российская академия медицинских наук, Российская академия наук и все 83 субъекта Российской Федерации. Основой для разработки этой программы явились действующие системообразующие документы – это «Концепция долгосрочного социально-экономического развития России», это «Стратегия инновационного развития России» и комплексные программы развития биотехнологий, а также отраслеобразующие законы, прежде всего это «Закон об основах охраны здоровья граждан», «Об обязательном медицинском страховании» и «О размере и порядке расчёта тарифа ОМС неработающего населения».
Фактически государственная программа вобрала в себя всё, что касается здравоохранения в нашей стране, и все источники финансирования, которые связаны со здравоохранением. Основной целью программ является увеличение продолжительности жизни россиян, укрепление их здоровья и снижение смертности от наиболее значимых заболеваний. Главные принципы, заложенные в основу закона об основах охраны здоровья граждан, определили структуру программы. Основные задачи программы я не буду детализировать и останавливаться на них - это прозвучало сегодня в моём докладе на Правительстве. Хотелось бы только отметить, что выделяются четыре системных основных подхода, блока: это формирование единой профилактической среды и профилактики, это повышение качества оказываемой медицинской помощи всех типов и видов, повышение удовлетворённости населения качеством медицинской помощи, решение кадровой проблемы, улучшение квалификации медицинских кадров и повышение мотивированности медицинских кадров к эффективной работе, в том числе путём повышения заработной платы на основе эффективного контракта. А также проведение институциональных преобразований в отрасли, совершенствование инфраструктуры с учётом расширения государственно-частного партнёрства, информатизации здравоохранения. Программа будет реализовываться в два этапа: 2013–2015 годы будут связаны с завершением системных преобразований, которые были в законе «Об основах охраны здоровья граждан» закреплены. Прежде всего это достижение сбалансированности как программы ОМС на основе полного финансового насыщения тарифа медицинской помощи, так и программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи россиянам с учётом нестрахового сектора, соответственно, социально-обусловленных заболеваний.
Совершенствование в каждом регионе индивидуально трёхуровневой системы оказания медицинской помощи, внедрение единой электронной медицинской карты, а кроме того, развитие открытой конкурентной среды с включением в систему обязательного медицинского страхования медицинских организаций любых форм собственности и любых организационно-правовых форм при возможности ими оказывать высококачественную медицинскую помощь согласно единым российским требованиям. И некоторые другие направления, в том числе связанные с кадровой политикой, инновационным развитием отрасли.
Второй период будет продолжением и развитием первого периода (2016–2020 годы), и будет связан с наращиванием качественного потенциала отрасли и инновационным развитием. Прежде всего на основе уже созданного к 2015 году, поддерживаемого полного тарифа всех медицинских услуг и медицинской помощи. На основе этого баланса будет расширяться перечень лекарств и медицинских изделий, которые государство гарантирует гражданам, и будут внедряться новые инновационные технологии и медицинские продукты. И кроме того, будет внедрена электронная система управления качеством медицинской помощи, система бенчмаркинга. Будет введена обязательная аккредитация медицинских работников на основе единых критериев. Параллельно – в течение и первого этапа, и второго этапа – будет реализовываться стратегия лекарственного обеспечения населения. С 2014 года будет реализация нескольких пилотных проектов, и мы надеемся, это позволит нам с 2016 года перейти уже к полномасштабной реализации этой стратегии.
Выделено 17 основных индикаторов программы, они изложены в указах Президента Российской Федерации от 7 мая. И кроме того, дополнительно существует 118 критериев, которые характеризуют качество реализации каждой из 11 подпрограмм.
Если говорить о финансовом наполнении программы, то мы представили Правительству сегодня два сценария: бюджетный сценарий и модернизационный сценарий реализации программы. С помощью математического моделирования и эконометрического моделирования мы оцифровали все критерии, индикаторы в зависимости от того, какой сценарий программы будет реализовываться: бюджетный или модернизационный.
Безусловно, модернизационный сценарий имеет существенные преимущества, прежде всего возможности в существенно большей степени улучшить качество и доступность медицинской помощи. И квинтэссенцией различия этих сценариев является то, что к 2020 году различие в числе сохранённых жизней составит 1,1 млн человек-россиян, – соответственно, преимущество модернизационного сценария перед бюджетным.
Модернизационный сценарий приводит к тому, что к 2020 году мы достигаем 4,7% внутреннего валового продукта на нашу отрасль, что соответствует 6,5 трлн рублей. Для сопоставления: мы помним, что в проекте бюджета 2013 года все траты на здравоохранение составляют 2,32 трлн рублей. При бюджетном планировании мы выходим на 2,5% от ВВП к 2020 году, и это всего составляет 3,4 трлн рублей. Поэтому Министерство здравоохранения удовлетворено тем, что после обсуждения на сегодняшнем совещании члены Правительства приняли решение о не просто одобрении программы, а об одобрении её реализации по модернизационному сценарию с возможностью пересмотра насыщения программы и её возможностей, безусловно, с корректировкой в течение последующих лет в зависимости от реальной ситуации и в мировой экономике, и в национальной экономике.
И последнее, что я хотела бы отметить в своём слове, – что в рамках реализуемой государственной программы по развитию здравоохранения постоянно принимаются нормативные акты, которые являются подзаконными по отношению к закону об охране здоровья граждан.
И 12 ноября, несколько дней назад, Дмитрием Анатольевичем было подписано постановление Правительства об утверждении положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности. Чрезвычайное важное, поскольку это постановление Правительства регулирует контрольно-надзорную государственную систему, которая позволит не только лицензировать медицинскую деятельность, но и осуществлять соответствующие мероприятия для возможности проверки и подтверждения того, что каждая медицинская организация следует единым критериям качества медицинской помощи на территории всей страны, порядкам и стандартам.
Это новый алгоритм работы контрольно-надзорных органов, есть и другие функции (хотела бы на это обратить внимание), которые, как мы надеемся, существенно позволят улучшить законоприменение.
Собственно, на этом я, наверное, остановлюсь и с удовольствием отвечу на вопросы.
Вопрос: Мы Вас верно поняли, что основные параметры программы, в том числе по финансированию из федерального бюджета, на данный момент пересматриваться не будут? В дальнейшем возможна (я имею в виду в следующем году, в 2014 году, в 2015 году) их корректировка в сторону улучшения, вернее – увеличения финансирования, исходя из той ситуации с бюджетом, которая будет складываться?
В.Скворцова: Нет, не совсем точно. Если вы внимательно посмотрите стенограмму выступления и то решение, которое приняло Правительство… Правительство приняло решение одобрить программу модернизационного сценария. Модернизационного – это достаточно наполненного финансово-экономически. Но надо учесть особенности 2013 года и то, что в своём выступлении озвучил Министр финансов Антон Германович Силуанов, и, безусловно, ежегодно и периодами на три года корректировать возможности, но при этом настраиваясь не на бюджетный теперешний, а на модернизационный сценарий: он является базовым. Если вы внимательно слушали выступление Антона Германовича, он предложил вариант -основываться на бюджетном сценарии (то, что вы озвучили) и при корректировке его расширять. Дмитрий Анатольевич согласился с другим решением и его озвучил. Мы берём за основу модернизационный сценарий.
Вопрос: То есть Вы хотите сказать, что в бюджете на ближайшие три года будут заложены цифры, которые предусмотрены вашим модернизационным сценарием? По сути, они в 2 раза больше, чем те цифры, которые заложены в бюджетном сценарии.
В.Скворцова: В 2013 году разногласий, разночтений между модернизационным сценарием и сценарием бюджетным нет. Они совсем незначительные, минимальные. Это те разногласия, на которые Минфин и Минздрав вышли где-то месяц назад при обсуждении бюджета. Основные разведения сценариев начинаются с 2014 года, и бюджет, трёхгодичный цикл бюджетный, будет одобрен в том варианте, который есть на сегодняшний день, но это позволит нам в 2013 году при корректировке бюджета на 2014 год учитывать решения, принятые сегодня на Правительстве, и существенно увеличивать наполнение отрасли.
Реплика: Понятно. Спасибо вам большое.
Вопрос: Будьте добры, скажите: а вот этот бюджетный сценарий, каков на сегодняшний день его статус? Откуда у нас эти цифры, которые доходят аж до 2,5%? Это, собственно, уточнение к предыдущему вопросу.
И ещё одно тоже небольшое уточнение. Сегодня было довольно драматическое обсуждение этих сценариев. Хорошо, что вот на этот момент победил инновационный сценарий, но я думаю, это ещё не конец, поскольку это придётся каждый год или каждые три года как-то обновлять. Вот у Шувалова прозвучало, что не справиться только за счёт средств ОМС. Придётся, видимо, привлекать и добровольное страхование, и частные средства. Что имеется в виду под частными средствами? Это всё-таки частичная платность здравоохранения?
В.Скворцова: Я разъясню. Дело в том, что финансирование отрасли здравоохранения включает два блока. Первый блок – это финансирование самой системы оказания медицинской помощи; другой блок, не входящий в медицинскую помощь, – это медицинская экспертиза, медицинское образование, развитие медицинской науки и инфраструктурное обновление в рамках программ развития, о которых я сегодня тоже говорила (программа развития ядерной медицины, программа инновационного развития отрасли медицинской науки). Поэтому речь идёт о том, что при наполнении ОМС сейчас мы используем только два источника: это средства работодателей на работающее население и средства субъектов Российской Федерации на неработающее население. И то, и другое закреплено соответствующими законами, которые я обозначала. Мы знаем, что в мире принято множество моделей формирования обязательного медицинского страхования, и в том числе внутри ОМС используются и другие источники: источники и федерального бюджета в ряде стран; в других странах используются и иные источники – это первая часть. И эти источники будут обсуждаться с Министерством экономического развития и Министерством финансов – это два основных методолога Правительства, с которыми мы сопоставляем наши решения в течение 2013–2014 годов.
Но существует ещё одна проблема, которая не входит в ОМС, – это основные фонды и их амортизация. Это инфраструктура здравоохранения, и это тяжёлое оборудование и его обновление с учётом физического износа и морального устаревания. Средства на инфраструктуру с учётом того, что мы планируем в систему ОМС пустить организации разного правового организационного статуса, разной формы собственности, могут действительно наполняться из разных источников. И мы здесь очень рассчитываем на государственно-частное партнёрство, потому что уже сейчас есть механизмы, которые позволяют, оставляя медицинскую помощь бесплатной, использовать негосударственную инфраструктуру для этого. Фактически государство через систему ОМС может закупать медицинскую помощь у своих собственных учреждений, может у учреждений ведомственных, а может у учреждений частных.
Но частная медицина в данном случае не является тождеством платной медицины: она будет бесплатной для населения, но оказываемой на частной инфраструктуре. Такой вариант тоже предусматривается сценарием, он будет специально дополнительно проработан, он уже сейчас в общем, в целом проработан. И нам кажется, что это один из залогов повышения качества помощи, потому что открытая конкуренция заставит и государственные, и негосударственные медицинские организации активизировать и интенсифицировать свою работу.
Вопрос: Про статус цифр бюджетного варианта. Это Минфина цифры спущены или..?
В.Скворцова: Это прогноз Министерства финансов, их долгосрочный прогноз до 2020 года. И в той презентации, которую я сегодня показывала, обозначен этот прогноз и обозначен расчётный прогноз Министерства здравоохранения совместно с Министерством экономического развития.
Вопрос: Вероника Игоревна, я хотела бы всё-таки уточнить: сегодня в той открытой части заседания Правительства, которую мы слышали, Дмитрий Анатольевич сказал: «Давайте определим некоторое время на доработку». Мы это восприняли, что нужно будет всё-таки ещё что-то дополнять.
В.Скворцова: Спасибо за вопрос. Я поняла, что вы услышали так. Это не точная интерпретация: программа принята, одобрена, она одобрена в модернизационном сценарии. Что касается необходимости определения источников дополнительного финансирования, это будет процесс, который будет очень интенсивно осуществляться в 2013 и 2014 годах между тремя федеральными ведомствами – Министерством здравоохранения как смыслового ведомства, Министерством экономического развития и Министерством финансов. То, что я только что обозначала, те возможные дополнительные источники финансирования, – вот они и будут рассматриваться.
Вопрос: У меня маленький вопрос: к 2016 году доля бесплатных лекарств от всего рынка какова будет?
В.Скворцова: Я хотела бы напомнить, что все лекарства, которые используются в стационарных условиях, бесплатные и они входят в структуру оказания медицинской помощи в стационаре. Они являются наполнением тех стационарных стандартов, которые с этого года в новом, в уже обновлённом варианте, соответствующем уровню качества медицинской помощи, не ниже европейского качества - они будут финансово обеспечены, полностью будут финансово обеспечены в 2015 году, как я уже и в предыдущих выступлениях говорила, и сегодня. Потому что стоимость этих стандартов составляет 1,5 трлн. Мы будем иметь на будущий год чуть больше 1 трлн на все стандарты. Соответственно, за ближайшие два года путём наполнения системы ОМС мы выйдем на полную сбалансированность тех стандартов, которые сейчас обновлены и полностью просчитаны.
Что касается амбулаторного сегмента. Амбулаторный сегмент, который во многом определяет удовлетворённость населения медицинской помощью, в настоящее время поддерживается только для льготных категорий – и федеральных льготников, и региональных льготников. У нас есть три категории населения (это дети от 3 до 18 лет, это взрослое работающее и неработающее население и пенсионеры, которые не являются льготниками), для которых нам необходимо в будущем существенно повысить доступность лекарств и по возможности возместить их стоимость. И в Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации, которая сейчас есть на сайте (есть на сайте уже в исправленной версии после многочисленных обсуждений с пациентскими сообществами, с экспертным сообществом), приведено несколько пилотных моделей, которые будут реализовываться в 2014 году.
С точки зрения организационной это три модели. Первая – это 50-процентное возмещение стоимости, вторая – это 100-процентное возмещение стоимости по референтным ценам на международное нормализованное наименование (на МНН) и доплаты с учётом того, какой торговый препарат вы выбираете на основе этого МНН. То есть каждый определяет: или он выбирает те препараты, которые стоят, сколько МНН стоит, или, если он хочет купить более дорогое, вот эту разницу он доплачивает. И третий вариант – дифференцированный подход к разным категориям граждан. Это организационные модели. Есть и другие модели, которые связаны с разными, с этими тремя основными категориями. Дети и пожилые люди, пенсионеры без всяких встречных обязательств должны получать помощь от государства. Что касается взрослых, активных взрослых, не льготников, то к ним, на взгляд всего медицинского экспертного сообщества и пациентских организаций, необходимо предъявлять встречные требования по поводу повышения ответственности за собственное здоровье, посещение профилактических осмотров и диспансеризаций. И, безусловно, помощь, которая государством может оказываться, должна разниться у тех, кто следит за собой и помогает государству таким образом, и тех, кто не помогает.
Поэтому ответить на ваш вопрос можно будет после пилотов, которые будут в 2014 году проведены. У нас будет ясность, на какой самый эффективный сценарий мы выйдем в 2016 году.
* * *
В беседе с журналистами Министра регионального развития Игоря Слюняева приняли также участие Александр Браверманн – генеральный директор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства и Александр Семеняка – генеральный директор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию.
И.Слюняев: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня решением Правительства в основном одобрена программа, подготовленная Министерством регионального развития, программа, которая в той или иной степени затрагивает интересы большинства жителей нашей страны, связанная с жилищным строительством, с повышением качества жилищно-коммунальных услуг и с теми мероприятиями, которые помогут нам решить две извечные проблемы – проблему качества коммунальных услуг и проблему доступности жилья.
Объём программы приличный – 1,9 трлн рублей. По своей структуре она состоит из трёх основных частей. Это действующая федеральная целевая программа «Жилище» и действующая федеральная целевая программа «Чистая вода». Эти программы дополнены мерами и мероприятиями, направленными на реализацию положений 600-го Указа Президента и на решение той самой проблемы, о которой я говорил.
Есть, конечно, финансовые ограничения. Это связано с тем, что каждый год бюджетный процесс, хоть он идёт и гармонично, и в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, однако денег много не бывает, тем более, когда речь касается застарелых российских проблем – качества жилого фонда и состояния коммунальной инфраструктуры.
Мы предложили в качестве альтернативного варианта пилотный запуск целого ряда проектов. Один из проектов связан с тем, как сформировать рынок коммерческой недвижимости, причём в самом нижнем ценовом диапазоне. Чрезвычайно важно, реагируя на платежный спрос, создать условия для приобретения домашними хозяйствами качественного жилья, но по цене экономкласса. Мы предполагаем, что механизмы ипотеки, которые будут запущены в рамках государственной программы, позволят объём ипотеки в стране увеличить кратно.
Если коснуться конкретных цифр, то пиковым годом по вводу жилья в Российской Федерации является докризисный 2008 год: мы отмечаем 63 тыс. млн кв. м, а ежегодный рост в области жилищного строительства составляет 2–3%. Однако одна программа, которая входит в состав госпрограммы, или подпрограмма, связанная с развитием рынка коммерческого жилья (мы называем её «пять по пять», 5 млн кв. м в течение ближайших пяти лет) – это существенный рост общего объёма ввода жилья в Российской Федерации.
Состояние коммунальной инфраструктуры – проблема, которая беспокоит каждого гражданина, в том числе каждого присутствующего здесь, независимо от социального положения, возраста, пола. Масса нареканий в адрес работы управляющих компаний. Мы начали работу по вовлечению граждан, собственников жилья в процесс управления жилым фондом. Это правильный тренд. Изучив международный опыт, - во главе угла во многих индустриально развитых странах (Финляндия, Швеция, Франция) стоит вопрос энергоэффективности. После завершения процесса приватизации жилья государством было принято решение за счёт государственных средств привести в нормативное состояние жилой фонд, и этому посвящены программы реформирования Фонда ЖКХ. Опираясь на опыт работы в качестве главы субъекта Федерации, я скажу, вспоминая нелучшие годы в истории нашей страны – годы борьбы с последствиями финансово-экономического кризиса, в ряду мер, которые помогли удержать социально-экономическую ситуацию под контролем, три, наверное, самые главные. Первая мера – это программа занятости, вторая – программа дополнительных мер и третья программа – Фонда реформирования ЖКХ, когда наряду с методикой, с методологией были направлены конкретные средства, и эти средства помогли решить те самые застарелые проблемы в субъектах Российской Федерации.
Совершенно логичное решение Президента нашей страны – о продлении деятельности Фонда реформирования ЖКХ, причём кроме борьбы с аварийным жилым фондом Фонд реформирования ЖКХ начинает работу по приведению в нормативное состояние, капитальному ремонту наружных инженерных сетей. Это очень важная часть программы, правда, она ограничена пока финансово: предполагаем, что по 5 млрд ежегодно в течение трёх лет будет направлено на эти цели. Однако источники, которые предполагается направить на цели реализации программы, были озвучены мною в докладе и содержатся в самом проекте, теперь уже в составе программы: это бюджеты всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный), это средства двух федеральных целевых программ («Чистая вода» и федеральная целевая программа «Жилище»), это средства граждан, это средства из чистых монополий и средства ресурсоснабжающих организаций.
Нам удалось взять под контроль и определить или установить предельный уровень тарифов. Но, как показывает практика, соотношение, или корреляция, между предельным уровнем тарифов и уровнем оплаты или ростом цен на коммунальные услуги не всегда корректна. При этом большинство ресурсоснабжающих организаций и все естественные монополисты ежегодно утверждают свою инвестиционную программу. В составе этой программы, как правило, есть и вопросы, связанные с приведением в нормативное состояние наружных инженерных сетей. Это касается и водоснабжения, и водоотведения, и канализации, и электросети. Придать совершенно иное качество тем самым инвестпроектам, повлияв на качество услуг и на цены, мы должны в рамках реализации госпрограммы, которая была представлена сегодня.
Резервы есть. Если взять обоснование стоимости жилищно-коммунальной услуги (как пример, гипотетически, допустим, водоснабжение или электроснабжение, или теплоснабжение), выясняется, что во многих случаях мы сталкиваемся с так называемыми плановыми потерями. Это означает, что тепловая энергия или вода, не дошедшие до потребителя, оплачиваются потребителем. При этом инвестиционные программы, реализуемые естественными монополиями, ресурсоснабжающими организациями, призваны сокращать вот такие непроизводительные затраты. И вот в качестве регулятора такого сокращения выступают госпрограммы и те меры, мероприятия, которые заложены с участием субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Программа получила одобрение федеральных органов власти. По сложившейся традиции она требует уточнения и доработки, но в основном это неплохой, сбалансированный, комплексный документ, который поможет нам в решении застарелых проблем российской действительности – проблемы жилищного строительства и доступности жилья, повышения качества коммунальных услуг, а также в части выбывания основных фондов и жилых фондов и объектов наружной инженерной инфраструктуры.
Я хотел бы несколько слов предоставить моим коллегам, а потом ответим, наверное, на ваш вопрос.
А.Браверман: Спасибо большое. Уважаемые коллеги! Работа фонда и программа фонда, которая по счастливому стечению обстоятельств на 2013 год была одобрена сегодня попечительским советом фонда, являются составными частями программы, о которой говорил сейчас Игорь Николаевич. Наше основное участие в этой программе заключается в нескольких моментах. Прежде всего это поставка достаточного количества земельных участков, расположенных в локациях, которые привлекательны прежде всего для среднего класса и на них имеется платёжеспособный спрос населения среднего класса и достаточно привлекательные для девелоперского сообщества. При этом эти участки должны быть либо инфраструктурированы уже, либо потенциально могут быть инфраструктурированы, причём в том аспекте, о котором сейчас говорил Игорь Николаевич.
Второе – это те достаточно жёсткие требования, которые мы выставляем к застройщикам на площадках фонда. Это два блока требований: это энергоэффективность и экологическая чистота применяемых материалов, которые впрямую влияют, первое, на продолжительность жизни, а второе – на расходы, которые несут семьи в ходе эксплуатации жилища, в котором они проживают. Третий аспект – это аспект ценовой. Поскольку доля жилья экономкласса, возводимого на площадках фонда жилья, возрастает, мы определённым образом будем оказывать существенное влияние на ценовые параметры именно в сегменте жилья экономического класса. Так бы я охарактеризовал кратко наше участие в этой программе.
А.Семеняка: Уважаемые представители средств массовой информации! Игорь Николаевич уже сказал, что госпрограмма нацелена на исполнение Указа №600 Президента, и в части ипотеки предусмотрено, что к 2018 году объём выдачи ипотечных кредитов должен достигнуть 815 тыс. выданных кредитов. Банковская маржа сверхстоимости заимствования, сверхинфляции должна сократиться до 2,2%. Также предусмотрено активное использование инструментов ипотеки для поддержки рынка найма жилья. Предусмотрены не только рыночные меры ипотеки, но и развитие новых услуг на этом рынке – ипотечное страхование, а также специальная ипотечная программа для отдельных категорий граждан. Наше агентство также планирует принять активное участие в программе строительства жилья экономкласса по цене ниже текущих рыночных цен и предложить новые услуги. Сейчас с точки зрения развития ипотеки Правительством было отмечено, что, несмотря на сложное условие заимствования в силу тех проблем, которые мы наблюдаем в Европе, всё-таки ипотека в этом году по стоимости (мы ожидаем) достигнет порядка 1 трлн рублей выданных кредитов, то есть более 600 тыс. семей воспользуются для решения жилищных проблем. Ипотека используется при каждой пятой сделке с жильём, и тот задел, который создан благодаря решениям Правительства в предыдущие годы, собственно, является хорошим плацдармом для реализации данной государственной программы. Спасибо.
Вопрос: Хотелось бы понять статус программы. Вы говорите, что одобрена, а по выступлениям, по последнему, что слышал, - программу нужно доработать и представить на утверждение, Медведев сказал. Вот технически-то как?
И.Слюняев: Если вспомнить комментарий Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева, программа одобрена, но любая программа требует доработки и сбалансированности, в том числе по финансовым возможностям федерального бюджета. Это обычная процедура, мы до 1 декабря должны отчитаться перед Президентом России о мерах по реализации 600-го Указа, а это означает, что программа должна быть внесена, доработана и утверждена в установленный срок, поэтому немножко неверное толкование, это обычная рабочая процедура. Тем более что на проект государственной программы получены положительные заключения большинства федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства энергетики и так далее.
Вопрос: У меня вопрос к Александру Николаевичу (А.Н.Семеняке), если позволите: можно уже с какой-то определенностью сказать, что в таком-то году, допустим, будет ставка по ипотеке 4%, 5%? И Вы говорили об обязательном снижении маржи, сокращении маржи для банков. За счёт чего это будет происходить? Спасибо.
А.Семеняка: Ставка ипотечного кредита зависит от стоимости ресурсов, которые привлекают банки, и маржи, которую они добавляют, выдавая ипотечный кредит. Сегодня маржа банков – чуть ниже 4%. Мы считаем, что есть предпосылки для того, чтобы в ближайшие пять лет эту маржу сократить до уровня 2,2%, потому что эта маржа включает, с одной стороны, транзакционные издержки. И здесь мы видим два инструмента их снижения: во-первых, переход от бумажного оборота к электронной закладной и безбумажному обороту, что сократит и сроки, и, соответственно, стоимостные издержки; второе – повышение эффективности процедуры взыскания, также сокращение сроков. Вторая компонента в марже – это риски. Здесь мы делаем ставку на развитие ипотечного страхования, которое позволит за счёт предоставления данной услуги банкам сокращать маржу.
Что касается стоимости заимствования, мы исходим из того, что Правительство выполнит ориентир по уровню инфляции 4,7% к 2018 году. И если Центральный банк будет обеспечивать предоставление денег в банковскую систему по ставке, сопоставимой с уровнем инфляции, то, наверное, можно говорить о ставке порядка 7%. Это тот уровень, который, мне кажется, аналитически обоснован.
Вопрос: У меня вопрос к Игорю Николаевичу. Сегодня Дмитрий Анатольевич сказал, что можно подумать о том, чтобы использовать средства от приватизации МРСК (ОАО «Холдинг МРСК») на развитие и строительство инфраструктуры. Скажите, пожалуйста, есть ли уже какие-то конкретные идеи по поводу МРСК, потому что конфигурация приватизации ещё не утверждена? И какие есть ещё инициативы по привлечению дополнительных источников, кроме тех, которые указаны в программе?
И.Слюняев: Приватизация МРСК – это не компетенция Минрегиона. Но если средства, направленные от реализации МРСК, будут направлены на цели жилищного строительства и приведение в нормативное состояние наружной инженерной инфраструктуры, мы будем этому рады, потому что это позволит нам решить наши финансовые проблемы в рамках реализации государственной программы.
Если говорить о средствах, то в моём докладе звучали цифры: из почти 2 трлн рублей 600 млрд - это средства федерального бюджета, а 400 млрд – это средства бюджетов субъектов Российской Федерации. А 1 трлн рублей – средства коммерческих банков, в том числе с госучастием, средства АИЖК (Агентства по ипотечному кредитованию), а также средства ресурсоснабжающих организаций и естественных монополистов. Я не случайно во вступительном слове коснулся инвестиционной составляющей в тарифе. Одна из задач, которая стоит перед нами в рамках реализации госпрограммы, – направить эту инвестиционную составляющую на цели воспроизводства основных фондов, на цели приведения в нормативное состояние и развитие наружной инженерной инфраструктуры. В данном случае, если говорить о МРСК, это электроэнергетики.
Как правило, инвестиционные программы утверждают субъекты Российской Федерации, утверждают на трёхлетний период. Этот процесс синхронизирован с бюджетным процессом. И в рамках разработки и утверждения региональных программ государственного строительства и программ капитального ремонта мы будем настаивать на том, чтобы инвестиционные средства имели адресный характер, в рамках работы естественных монополистов в конкретном субъекте Федерации.