О предельных объёмах финансирования госпрограмм на 2017–2019 годы.
Заседание Правительства состоялось 7 июля 2016 года.
Стенограмма:
А.Силуанов: Только что закончилось заседание Правительства, рассматривали вопрос предельных объёмов финансирования госпрограмм и, соответственно, параметры бюджета, поскольку весь объём бюджета у нас в основном состоит из госпрограмм.
Основная цель бюджетной политики на предстоящие 3 года заключается в том, чтобы снизить ту несбалансированность, которая у нас накопилась за последние годы в связи со снижением доходов. В номинальном выражении в 2017 году доходы снижаются даже по сравнению с уровнем текущего года. Соответственно, если не принять мер по консолидации бюджета, то можно столкнуться с ростом несбалансированности бюджета, а это уже вопрос макроэкономических рисков.
Как раз такой бюджет на предстоящую трёхлетку направлен на то, чтобы обеспечить устойчивость макроэкономики, макроэкономическую стабильность в первую очередь за счёт сокращения дефицита бюджета. Потому что сегодня дефицит бюджета – основной вызов для макроэкономической устойчивости. Почему? Потому что в последние годы мы финансировали разбаланс бюджета путём трат резервных фондов. Резервные фонды не бесконечны, поэтому если мы будем продолжать тратить их в тех же самых объёмах, что и предыдущие годы, то они быстро исчерпаются. Этого мы не можем допустить, не можем также допустить замену быстрых трат резервных фондов заимствованиями. У нас и так последние годы растёт объём чистых заимствований. И даже при наших целевых параметрах на следующий год, при ограничении расходования резервных фондов объём чистых заимствований возрастёт в четыре раза. Это большая нагрузка на рынок, поскольку деньги банков, деньги финансовых компаний, которые сегодня используются для кредитования, вложения в экономику, будут перераспределяться через бюджет, будут вкладываться в эти бумаги. Поэтому бесконечное увеличение объёма заимствований – это, безусловно, как раз тот макроэкономический показатель, который влияет на ставки на рынке, на ставки кредитования. А доступность кредитов, безусловно, это одно из условий для роста экономики, поэтому мы не можем допустить роста стоимости кредитов. Рост заимствований – это и влияние на рынки, на финансовые рынки, это и расходы по обслуживанию долга, которые быстро могут нарасти. Поэтому снижение дефицита – а на предстоящую трёхлетку мы планируем ежегодное снижение на 1 процентный пункт дефицита бюджета, что очень важно, – это и сигнал инвесторам, это и сигнал бизнесу, который говорит о том, что инфляция будет снижаться.
Мы через бюджет обеспечиваем сокращение инфляции, достижение целевых параметров на уровне 4% в ближайшие годы. Снижение разбалансировки бюджета, снижение дефицита бюджета говорит о том, что у нас будет устойчивая денежно-кредитная и финансовая политика, о том, что и волатильности курсов не будет, поскольку давления на валютный рынок не будет происходить, поскольку снижаться будет разбалансированность бюджетов. Снижение дефицита бюджета будет говорить о том, что и общий объём резервов, несмотря на то что будет снижаться, тем не менее останется той подушкой безопасности, которая обеспечивает нам исполнение наших обязательств при любых внешнеэкономических условиях. Плюс к тому добавляется ещё и уровень прогноза цен на наши экспортные товары. Мы взяли его на трёхлетку в размере 40 долларов за баррель. Считаем, что это объективный показатель, здесь нет оптимизма в этой цифре.
Поэтому в целом хочу сказать, что бюджет на трёхлетку направлен именно на создание условий для мобилизации внутренних источников доходов, в первую очередь за счёт привлечения частных инвестиций путём создания стабильных макроэкономических условий – это снижение инфляции, обеспечение, ещё раз повторю, частных инвестиций, стабильность на валютных рынках.
Принятые решения, конечно, непростые. Нам придётся работать с эффективностью расходной части бюджета, и об этом сегодня многие коллеги по Правительству говорили: придётся пересматривать ряд наших обязательств в программах, не затрагивая обязательств по первоочередным социальным обязательствам – они будут выполняться в полном объёме. Как свидетельствует и практика, как свидетельствуют наши проверки Счётной палаты, есть резервы для повышения эффективности расходов. Именно в этом направлении и предстоит нам провести работу до окончательного формирования проектировок бюджета в рассмотрениях на Правительстве и внесения в Государственную Думу.
Действительно, бюджетный процесс будет существенно отличаться от тех процессов, которые шли в предыдущие годы. В основном мы будем изыскивать ресурсы для наших приоритетов не за счёт дополнительных каких-то расходов, а за счёт перераспределения и определения тех важных направлений, на которые требуются ресурсы, за счёт сокращения ресурсов на направлениях, которые могут быть реализованы попозже или вообще быть отменены.
Поэтому такие предложения сегодня рассмотрены Правительством, в целом они одобрены. Работа над проектом бюджета будет продолжена. И в ближайшее время Министерство финансов встретится с ключевыми ведомствами по рассмотрению бюджетов ведомств и оказанию поддержки в изыскании так называемых неэффективных расходов. Окончательную точку поставит Председатель Правительства при проведении совещаний по ключевым отраслям как экономики, так и социальной сферы.
Агентство
«Интерфакс»: Антон Германович, вы сказали, сегодня были в
целом одобрены основные параметры бюджета. Можете озвучить их номинальную
величину по доходам-расходам на 2016–2019 годы?
И второй дополнительный вопрос. Можете назвать исполнение бюджета по итогам первого полугодия этого года? Правительство ранее заявляло, что по итогам первого полугодия рассмотрит вопросы повторной доиндексации пенсий в текущем году. Сегодня рассматривался этот вопрос? Если нет, то когда он может быть рассмотрен?
А.Силуанов: Давайте начну со второго вопроса. В целом за полугодие мы видим сокращение доходов по сравнению с соответствующим периодом уровня прошлого года. Доходы сократились чуть менее чем 12% к соответствующему периоду прошлого года. Дефицит бюджета составил более 4%. В первую очередь, конечно, сократились примерно на треть доходы от нефтегазового сектора. Тем не менее мы выходим на выполнение всех наших обязательств, задействуем как наши резервы, как мы и говорили, так и активно используем заимствования на рынке.
Видим, что доходная база формируется всё-таки под давлением резкого снижения нефтегазовых доходов. Дефицит пока выше, чем планируется в текущем году. Напомню, что мы планируем дефицит около 3,3% ВВП в текущем году. Поэтому сегодня вопрос об увеличении расходов или принятии решения о доиндексации не рассматривался, поскольку этот вопрос отсутствовал в повестке дня.
Ещё был вопрос по цифрам. Самая главная ключевая позиция – это объём расходов и объём дефицита бюджета на следующие годы. При формировании подходов к бюджету на предстоящую трёхлетку мы исходили из уровня номинальных расходов, которые сложатся в текущем году, – это 15 трлн 785 млрд рублей и уровень дефицита бюджета 3,2% ВВП в следующем году. В последующие годы объём дефицита бюджета мы планируем с сокращением на один процентный пункт ежегодно, с тем чтобы выйти к уровню 2020 года с минимальным объёмом дефицита бюджета и сокращением ненефтегазового дефицита бюджета, как и поручал Президент, в два раза, то есть с 9,1% ВВП, как и сейчас, до 4,5–4,6% ВВП, что является безопасным уровнем на случай изменения макроэкономической ситуации.
Агентство Bloomberg: Вопрос про увеличение внутренних заимствований. В следующем году, вы сказали, они вырастут в четыре раза, до 1,29 трлн рублей. Как Минфин собирается это размещать? И кто будет их покупать? Насколько я знаю, пока даже в этом году программа по чистым заимствованиям не выполняется.
А.Силуанов: В этом году программа по заимствованиям выполняется и будет выполнена в полном объёме. Мы видим повышенный интерес к бумагам Правительства. Мы в последнее время задействовали целый ряд новых инструментов заимствований, интересных для инвесторов. Это и привязанные к инфляции, и привязанные к индексу стоимости денег на краткосрочном рынке, так называемой RUONIA, которые пользуются спросом. В том числе наши инструменты пользуются спросом и у иностранных инвесторов, которые вкладываются в облигации федерального займа.
Что касается следующего года, мы также продолжим увеличивать долю интересующих инвесторов ценных бумаг. Мы видим в этом году, что спрос на наши бумаги превышает предложение примерно в три раза. Поэтому при формировании политики заимствований на следующий год учитывается и текущий спрос. Надеюсь, что в следующем году мы сможем привлечь средства новых инвесторов на наш рынок, и мы уверены, что будем иметь возможность существенного увеличения заимствований на внутреннем финансовом рынке в следующем году.
Газета «Ведомости»: Антон Германович, вы говорите про средства новых инвесторов. А о каких новых инвесторах идёт речь? Просто пока конструкция заимствований выглядит следующим образом: вы создали профицит ликвидности на рынке, и этот профицит в следующем году заимствованиями обратно абсорбируется.
И второй вопрос: всё-таки какие меры бюджетной консолидации предлагает Минфин?
А.Силуанов: Давайте тоже со второго вопроса начну. В первую очередь мы продлеваем те решения, которые были приняты по бюджету текущего года, а именно недоведение лимитов на 10%. Это становится у нас базой и на 2017, 2018, 2019 годы.
Кроме того, мы руководствуемся следующими положениями. Новые проекты мы предлагаем не включать в бюджет, деньги выделяются исключительно на завершение старых программ и старых решений по тем или иным объектам финансирования. Это первое.
Второе. Что мы предлагаем в условиях выполнения наших социальных обязательств: эти обязательства будут расти в следующем году в соответствии с законодательством, в этих условиях манёвр бюджета будет состоять в том, что часть других расходов, не связанных с социальными обязательствами, можно будет консолидировать и оптимизировать.
В этой связи будут определены приоритеты в такой работе. Но по ряду так называемых статей, которые подлежат консолидации – это статьи, не связанные с заработной платой, не связанные с социальными выплатами, пенсиями, пособиями, ряд программ попали в их число, – по этим непервоочередным бюджетным тратам (это около трети от всех бюджетных расходов) предложено провести консолидацию в размере 5% в следующем году.
Как будет проходить это? Безусловно, мы считаем, что должны быть приняты точечные решения, чтобы наши министерства и ведомства самостоятельно, с учётом приоритетов в реализации программ определили статьи расходов, которые будут подлежать сокращению в большей или меньшей степени. Поэтому в условиях сохранения номинала уровня расходов по оценке текущего года и с учётом дополнительных обязательств в связи с индексацией социальных расходов мы вынуждены будем заниматься оптимизацией и выявлением неэффективных бюджетных трат, которые, как мы уже говорили, по итогам проверок контролирующих органов, достаточно существенны. Именно такой работой мы и займёмся.
Вопрос: Не могли бы Вы сказать о профиците ликвидности, а также об участии иностранных инвесторов на финансовом рынке России?
А.Силуанов: Действительно, сейчас можно говорить о профиците ликвидности, который связан в том числе с использованием средств резервов, которые являются источником финансирования дефицита бюджета. Поэтому мы видим, что средства, которые сегодня имеются на рынке, вкладываются в том числе и в государственные ценные бумаги. В следующем году, мы надеемся, инвесторы, в том числе и иностранные инвесторы, которые сегодня присутствуют на рынке… Кстати, около 20% всех инвесторов на рынке являются иностранными. Напомню, что пару лет назад доля иностранных инвесторов превышала 25%.
Поэтому, учитывая ситуацию на западных финансовых рынках (знаете, какие там доходности), учитывая интерес, проявляемый иностранцами к нашему рынку, мы считаем, что наряду с внутренними инвесторами в следующем году может быть увеличена и доля иностранцев, которые будут участвовать в покупке наших бумаг. Условия у нас неплохие, бумаги интересные, поэтому здесь мы видим потенциал роста участия иностранцев на финансовом рынке России.
Спасибо.