О поддержке рынка труда в рамках нового Плана действий Правительства, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития России в 2016 году.
Из стенограммы:
М.Топилин: То, что касается вопросов нашего министерства, вы знаете, что́ мы предлагали (и эти меры поддержаны) внести в план, – это прежде всего меры по стабилизации ситуации на рынке труда. Пока принято решение о том, что мы выделяем на эти программы субсидирования регионов 3 млрд рублей и резерв ещё 7 млрд рублей. Общий объём до 10 млрд рублей. Мы так и планировали свои мероприятия, имея в виду, что, допустим, если брать прошлый год, как раз на эти цели, на поддержку рынка труда нам потребовалось чуть больше 3 млрд рублей. Мы планируем, что в этих мероприятиях примут участие более 120 тыс. человек. Это прежде всего программа переобучения, возможно, временных работ.
Но особенность проекта постановления, который уже практически со всеми согласован и будет в ближайшее время внесён в Правительство, – это то, что мы всё-таки попытаемся с регионами выработать программы переобучения таким образом, чтобы люди могли переместиться с тех предприятий, которые оказались в непростой ситуации, на предприятия, которые являются точками роста. И очень надеемся, что мы с регионами и с другими министерствами такие конструкции найдём. Нам важно в том числе и программами переобучения стимулировать и поддержать людей, которые могут, получив новые квалификации и новые знания, перейти на новые проекты, которых тоже в принципе у нас достаточно. И другие меры поддержки, в том числе и по поддержке различных отраслей промышленности, будут тому способствовать.
Для того чтобы у нас не возникало никаких проблем с поддержкой безработных граждан, предусмотрено резервирование 5,5 млрд рублей на выплату пособий. Но это резерв, если потребуется и если темпы прироста безработицы будут выше, чем они запланированы, тогда этот резерв будет задействован. Пока в бюджете предусмотрен 41 млрд рублей, которых достаточно для того, чтобы обеспечить выплату пособий для тех граждан, которые зарегистрированы в качестве безработных, с учётом той ситуации, которая у нас развивается сегодня, и тех прогнозов, которые мы имеем на этот год и до конца этого года.
Также хочу отметить, что появилось мероприятие, которого в прошлом году не было. Мы просили и предлагали поддержать регионы с точки зрения проведения летней оздоровительной кампании для детей – это до 6 млрд рублей, они нашли отражение в проекте плана, который внесён Минэкономразвития. Мы исходим из того, что в регионах ситуация с финансами достаточно напряжённая, но при этом мы должны поддержать тех детишек, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Мы планируем, что это будет около 275 тыс. детей. Дополнительно к тем средствам, которые предусматривают регионы в своих бюджетах (это бюджетные обязательства субъектов Российской Федерации), эти средства будут направлены на поддержку регионов, с тем чтобы включить в программы детей-сирот, детей из неблагополучных семей. То есть это элемент адресной поддержки именно тем семьям, которые нуждаются в этой помощи. Как я уже сказал, 275 тыс. детишек плюсом к тому, что было запланировано в регионах (у нас порядка 7 млн детей обычно отдыхают), но это именно такая точечная мера поддержки.
Также в плане нашла отражение программа поддержки семей с детьми из материнского семейного капитала. Мы пока продолжаем обсуждать формы этой поддержки. В этом году это было 20 тыс. рублей (единовременная поддержка), сейчас мы с коллегами из Министерства финансов и Министерства экономического развития готовим согласованные предложения, в какой форме это всё осуществлять. Есть предложение, что это может быть ежемесячная выплата в определённых размерах, всё будет зависеть от финансовых возможностей. Эта мера будет, но в каком виде она будет и с какой даты, это ещё потребует дополнительного обсуждения и дополнительных решений.
И есть меры, которые предусмотрены для облегчения работы прежде всего малых предприятий, бизнес-среды. Это предложение по внесению изменений в трудовое законодательство по освобождению от локальных нормативных актов и трудовых книжек для микропредприятий. Для микропредприятий, ещё раз подчеркну, не для малых, а для микропредприятий. Такой законопроект в ближайшее время нами будет внесён в Правительство. И это законопроект, который требует разработки, который даст возможность предприятиям по нашим расчётам высвободить до 12 млрд рублей на упрощение процедур по оценке условий труда на рабочих местах. На тех рабочих местах, где условия труда благоприятные, там не надо будет проводить технические замеры, будет только декларирование условий труда. По нашим оценкам, бизнес сможет высвободить до 12 млрд рублей, не проводя инструментальные замеры. Это существенная косвенная поддержка, которая, мы считаем, тоже сыграет положительную роль для наших предприятий.
Вопрос: «Комсомольская правда», Елена Кривякина. Максим Анатольевич, у меня к вам вопрос. Много раз уже говорилось о том, что будет адресная соцподдержка. Могли бы вы, наконец, объяснить, что это значит? Как вообще власти собираются отделять по-настоящему нуждающихся от псевдонуждающихся? Премьер сказал, что будут прописаны, наконец, эти критерии нуждаемости. Может, вы приоткроете завесу, как это будет делаться в условиях кризиса?
М.Топилин: Видите, вы сами в своём вопросе, когда его задавали, перепутали, потому что вы сказали сначала, что мы предполагаем внедрять адресность, а потом сказали, что нуждаемость. Так вот, я ещё раз хочу повторить, что у нас все выплаты, которые осуществляются, осуществляются строго адресно. У нас нет никаких выплат, которые отдаются кому-то не по адресу, будь то семья с детьми... Если это пенсии, то это пенсии, если это выплаты инвалидам, то они инвалидам, и так далее.
Речь, наверное, идёт о применении критериев именно нуждаемости. В последнее время мы двигаемся в этом направлении, и в прошлом году был принят 388-й федеральный закон, который усилил подходы с учётом критериев нуждаемости, прежде всего в региональных выплатах. Но при этом этот закон сказал о следующем: что регионы это делать могут в тех целях, чтобы оставить объём финансовых обязательств в неизменном виде для поддержки категорий различных, возможно, его перераспределив. То есть не платить какие-то пособия региональные тем семьям, которые имеют высокие доходы, и перераспределить их для тех семей, которые имеют низкие доходы.
Например, есть такое пособие, специальные выплаты (скорее всего, их так можно назвать), которые выделяются родителям для компенсации платы за детский сад. Вот до настоящего времени там никакой критерий нуждаемости регионы вообще не могли использовать. Мы не сказали этим законом, что регионы обязаны это использовать. Им дали право это делать, взвешивая все за и против, оценивая, каких семей это коснётся, оценивая, какие критерии нуждаемости применять. Мы ни в коем случае не поддерживаем такие решения, которые были приняты в известном вам регионе, когда пенсионеры были вынуждены выйти на улицы, когда им в виде критерия нуждаемости установили их прожиточный минимум, и это вызвало резкую реакцию у населения. Зачем это делать? Надо всё аккуратно взвешивать и аккуратно оценивать все риски.
Допустим, когда мы вводили пособие на третьего ребёнка в регионах, какой там критерий применяется? Это средний душевой доход, это почти 30 тыс. рублей на человека, но те, у кого больше… Ну это разумная цифра, да? Согласитесь, что 30 тыс. рублей в месяц на человека в семье – это разумная цифра. На человека. То есть у всей семьи, в которой три ребёнка (это как минимум пять человек тогда, если это полная семья), это доход 150 тыс. рублей. Вот эти семьи будут получать. У кого выше 150 тыс. рублей, те не получают. А если вы вводите в регионе 7 тыс. в качестве планки бедности, это как бы вызывает неприятие у населения и совершенно справедливо. Поэтому регионы должны очень аккуратно анализировать ситуацию, смотреть все риски и обсуждать с населением эти критерии, а не просто так их вводить без всяких обсуждений.
Сейчас существует масса институтов и открытых площадок, для того чтобы обсуждать. Надо делать просто очень аккуратно и грамотно. На федеральном уровне мы таких решений не принимаем.
Вопрос: Вы не будете прописывать на федеральном уровне, чтобы регионы вот такое не устраивали, как вы сказали, с пенсионерами?
М.Топилин: Каждый регион должен самостоятельно, исходя из своей ситуации, смотреть, какой критерий, какую планку он принимает. Если мы сделаем это на федеральном уровне, получится так, что ряд регионов, допустим, могут попасть на дополнительные финансовые расходы. А вдруг у них выше установлены? Если мы установим чуть ниже, что они должны будут делать? Дополнительные ресурсы тратить или мы должны субсидировать? Есть полномочия, которые разделены ещё в 2005 году, когда мы разделили полномочия: каждый отвечает за свои обязательства.