По завершении заседания Правительства Министр финансов России Антон Силуанов ответил на вопросы журналистов
Стенограмма:
Вопрос: Антон Германович, в итоге какое решение было принято на Правительстве по первому вопросу? Что с программой? Одобрили? Направили на доработку, на согласование?
А.Силуанов: Это не программа, это основные направления налоговой политики на 2014–2016 годы. В целом Правительство одобрило проект документа, договорились о том, что мы доработаем ещё ряд вопросов и в новом формате уже внесём его окончательно в Правительство. Так – документ одобрен.
Вопрос: Когда в окончательном варианте будет внесён?
А.Силуанов: Я думаю, нам понадобится пара недель.
Вопрос: А можно тогда уточнить вопрос по налогообложению процентного дохода по евробондам? Вы говорите, что Минфин предлагает вообще отказаться. В итоге какое решение будет принято, потому что в документе два варианта стоит?
А.Силуанов: Почему два? Там один вариант. Там написано следующее: сегодня у нас организация, которая выпускает эти евробонды, является налоговым агентом. Мы говорим о том, что функции налогового агента с этой организации мы, по сути, снимаем. Вопросы налогообложения будут регулироваться соответствующим законодательством той страны, резидентом которой является держатель этой облигации, а если это российский держатель, то, соответственно, будет платить налог по законодательству Российской Федерации. Знаете, мы очень долго разговаривали по этому вопросу с экспертами и банкирами нашими. Это было их предложение, мы его поддержали.
Вопрос: Евробонды облагаться налогами не будут?
А.Силуанов: Функции налогового агента у эмитента евробондов мы предлагаем исключить. То есть что раньше было? Сейчас этого тоже нет. Сейчас организация, которая выпускает еврооблигации, не будет удерживать налог у держателей этих еврооблигаций при выплате очередного купона – вот, собственно, проблема в чём была. Банки или какие-то организации другие, которые выпускали еврооблигации, должны были ещё удерживать налоги. Сейчас, правда, такого нет: у нас до 2014 года, до середины 2014 года, есть мораторий на это. Но мы говорим о том, что после 2014 года эти организации не будут являться налоговыми агентами, не будут удерживать налог по этим еврооблигациям.
Вопрос: Правительство поддержало это предложение?
А.Силуанов: Мы очень долго обсуждали, выверяли. Сегодня специального обсуждения по этому вопросу не было. Можно сказать, что Александр Петрович Починок выступал от предпринимателей и сказал, что это очень правильное решение, поддержал эту идею.
Вопрос: Последнее уточнение: можно считать это решение окончательным?
А.Силуанов: Я считаю, что да, конечно. Мы здесь идём навстречу тем организациям, которые проводят операции на финансовом рынке. Ещё раз повторяю, что наша задача – сделать так, чтобы организация работы финансового рынка, уровень налогообложения на финансовом рынке был комфортен для привлечения сюда инвесторов, в том числе иностранных. Поэтому мы открыты, чтобы и в дальнейшем принимать меры по совершенствованию налогового законодательства, необходимого для того, чтобы финансовый рынок был так же привлекателен в России, как и в других странах.
Вопрос: Какие требования будут к бенефициарам по раскрытию информации? Вы собирались какие-то требования прописывать...
А.Силуанов: Вы имеете в виду в части антиофшорных мер или…
Реплика: Нет, тоже по евробондам.
А.Силуанов: Там речь идёт о чём? О том, что, если держатель еврооблигаций находится в офшоре, с которым у нас не заключено соглашения об избежании двойного налогообложения (есть список так называемых офшоров, в которых у нас нет такой договорённости), то в этом случае налогообложение будет иметь особенности, в этом случае мы говорили о том, что такой налог должен уплачиваться. Если держатель еврооблигаций находится в нормальной юрисдикции, понятной и прозрачной юрисдикции, где у нас заключены такие соглашения, то налоговый агент не должен удерживать налог с такого рода дохода по этим еврооблигациям.
Вопрос: Насколько мы поняли из обсуждения, которое мы слышали, у вас остались развилки по акцизам на табак, по акцизам на бензин, потому что профильные министры, и тот, и другой… По табаку были требования повысить больше, чем вы предлагаете, и по бензину тоже было обсуждение, Минтранс говорил, что не хватит этих доходов, и оценки выпадающих доходов не сходились с вашими. Было принято какое-то окончательное решение в этот раз?
А.Силуанов: Действительно дискуссионная тема, но хочу сказать, что сегодня, вынося этот вопрос на обсуждение, мы предварительно в Правительстве собирались на темы налогообложения подакцизной продукции.
По табаку сегодня было два мнения: профсоюзы сказали о том, что необходимо очень осторожно относиться к повышению акцизов на табак, а Министр здравоохранения Вероника Игоревна сказала, что, наоборот, нужно более высокими темпами идти по повышению акцизов. У нас, по сути дела, серединная позиция, хотя я хочу сказать, что налогообложение табака в последнее время осуществлялось достаточно высокими темпами – до 40% в год. У нас была тема с 2016 года, какими темпами идти: более низкими? Изначально было предложение на 10% повысить, потом мы, посовещавшись в Правительстве, решили всё-таки продолжать повышать акцизы более высокими темпами. В результате окончательное предложение Минфина, которое было согласовано с заинтересованными министерствами, – 28%. Но здесь нам надо, чтобы наши соседи тоже нас догоняли по акцизным налогообложениям, потому что, мы видим, сейчас идёт большой поток табачной продукции из Казахстана и Белоруссии. Хочу сказать, что даже такие цифры: одна фура табачной продукции с ценами, где акциз у наших соседей существенно ниже, даёт предпринимателям около 1 млн долларов – представляете, цифры какие? Поэтому в приграничных районах зачастую рынок табака на 50% без акцизных марок Российской Федерации.
Вот здесь наши проверяющие органы, которые занимаются оценкой и анализом той продукции, которая сегодня продаётся – насколько она сертифицирована, насколько она легальна, – должны принять, конечно, все необходимые меры, чтобы табачная продукция с акцизными марками не Российской Федерации просто не продавалась на наших прилавках.
Вопрос: По страховым взносам какое решение было принято для малого бизнеса?
А.Силуанов: По страховым взносам: сегодняшний уровень страховых взносов остаётся на ближайшее время, в ближайшей перспективе изменений не планируется.
Вопрос: А для малого бизнеса?
А.Силуанов: Для малого бизнеса у нас пока есть стратегия пенсионной системы, где написано о том, что мы не должны продлевать льготы по тем изъятиям, которые у нас были ранее приняты, в том числе, кстати, по малому бизнесу. Сегодня Министерство экономического развития ставило вопрос о том, что по малому бизнесу нужно отдельно посмотреть. Возможно, это будет сделано, но наша позиция такова, что каждый должен формировать свои пенсионные права. Если малый бизнес не в полном объёме формирует такие права, значит, мы с вами должны за малых бизнесменов заплатить, условно говоря. Правильно это или нет, справедливо или нет? Думаю, что несправедливо, поэтому логика такая, что мы льготы предоставляли на определённый срок. Срок этот заканчивается. Сегодня было предложено: давайте ещё на год продлим. Мне кажется, год ничего толком не решит, лишь только продолжит эту дискуссию в более поздние сроки, и опять мы вернёмся к этому, опять будут говорить: давайте ещё раз на год продлим. Так можно бесконечно рассматривать этот вопрос, поэтому пока в документе не говорится о том, что мы идём на отмену ранее принятых решений по уплате страховых взносов по льготникам. Вопрос сегодня был поднят со стороны Министерства экономического развития. Возможно, мы соберёмся ещё, дополнительно рассмотрим, но в документе, в основных направлениях никаких решений других нет.
Спасибо.