Заседание Правительства состоялось 26 ноября 2015 года.
М.Соколов: Сегодня на заседании Правительства был традиционно рассмотрен вопрос об инвестиционной программе и финансовом плане ОАО «Российские железные дороги» на следующий год, подведены предварительные итоги 2015 года с прогнозом результатов деятельности компании до конца текущего года. Хочу отметить, что «РЖД» – это единственная наша монополия, где на заседаниях Правительства традиционно рассматриваются вопросы её финансовой деятельность, а также инвестиционная программа.
Мы видим, что финансовый план, несмотря на напряжённую ситуацию, на непростую экономическую ситуацию, сбалансирован. Мы выходим на показатели даже с прибылью – по следующему году эта прибыль планируется на 10 млрд выше текущего года. Помимо этого объём инвестиционной программы также не сокращён и составляет порядка 432 млрд рублей. Деньги будут направлены на реализацию крупнейших проектов по снятию лимитирующих ограничений и такие знаковые проекты, как строительство БАМа и Транссиба, строительство подходов к Керченскому транспортному переходу и подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, подходов к портам Балтийского бассейна, в том числе проектирование высокоскоростной магистрали Москва – Казань.
Объём долга также сохраняется на уровне текущего года. Мы не планируем, что «РЖД» будет увеличивать этот объём, поскольку уже мы подошли к достаточно высоким ковенантам по соотношению долг/EBITDA (в пределах 2,8).
На Правительстве также обсуждались в целом и дополнительные меры поддержки «РЖД», в том числе возможность сохранения существующего размера налога на имущество, что позволит сбалансировать финансовый план, и такие решения были приняты.
Вопрос: Вы заострили внимание на том, что 2016 год – первый год, когда не предусмотрены субсидии на капитальный ремонт. А реально к каким последствиям в плане безопасности перевозочного процесса это может привести?
М.Соколов: Сегодня уже достаточно высокий объём протяжённости инфраструктуры, которая имеет так называемый просроченный, конечно же, не небезопасный, а именно просроченный по нормативам размер – это порядка 23 тыс. км. И, несмотря на то что мы планируем в рамках инвестиционной программы в следующем году порядка 4,5 тыс. км капитального ремонта этой инфраструктуры, мы всё равно не выйдем на так называемый догоняющий темп, а, конечно же, нам необходимо это сделать. Естественно, первоочередной задачей «РЖД» является безопасность перевозок, и на эти цели будет направлено более 50 млрд рублей согласно проекту инвестиционной программы, из них 1 млрд рублей – непосредственно на проекты антитеррористической безопасности.Конечно же, мы в любом случае даже при таком плане и отсутствии прямой бюджетной поддержки на эти цели вопреки трендам прошлых лет будем акцентировать внимание именно на этом вопросе и не допускать роста просроченной (в данном случае норматива по ремонту) линейной инфраструктуры.
Вопрос: Вы говорили о том, что определённый дискомфорт доставляют облигации, привязанные к инфляции, и валютные заимствования. Будут ли они досрочно погашаться и в какие сроки?
М.Соколов: Досрочно погашаться, конечно, было бы хорошо. Потому что объём долговой нагрузки и так был увеличен непрогнозируемо за счёт роста инфляционных показателей на 28 млрд рублей.
Действительно, на протяжении трёх, по-моему, последних лет «РЖД» занимало по 100 млрд рублей под так называемые инфраструктурные облигации с процентной ставкой «инфляция плюс один». Казалось бы, очень комфортная ставка, просто инфляция у нас непредсказуемо скакнула в последние годы, и это, конечно, ухудшило показатели текущие и предыдущих лет инвестиционной программы, финансового плана, что, соответственно отразилось и на инвестиционной программе. Были бы деньги свободные у «РЖД» и у федерального бюджета, конечно, мы бы им помогли и при таких инфляционных показателях снизили бы объём долговой нагрузки. Но, к сожалению, сейчас этого нет, поэтому приходится туже затягивать пояса. Говорилось о том, что будем искать дополнительные варианты экономии практически на всех статьях расходов, в том числе и на нормировании, на ресурсопотреблении.
Впереди большая работа, поэтому вместе её будем с коллегами из «РЖД» реализовывать.
Вопрос: То есть погашение будет идти в плановом порядке?
О.Белозёров: Давайте я добавлю в отношении погашения и в отношении финансового плана. План долгий промежуток времени согласовывался, готовился. Как вы уже слышали, первоначальный план был составлен с учётом запросов на субсидии порядка 75 млрд, потом мы от субсидий отказались, изменили формулу подхода, но это только первые шаги по нашему повышению эффективности.
У нас есть определённые планы с разными ведомствами, в том числе с Федеральной антимонопольной службой, с Министерством экономического развития, в отношении определённых направлений, где мы должны сделать определённые шаги, в том числе по повышению прозрачности наших закупок. Мы считаем, что резервы, как я уже сегодня в своём докладе сказал, у нас ещё есть. Соответственно, при проработке этих правил финансовый план может быть изменён. Мы его будем точно так же представлять в Правительство. А вот вопрос, что делать с экономией, как уже сказал Максим Юрьевич, – на что, на какие приоритеты направлять? Они могут быть направлены на погашение заимствований, они могут быть направлены на повышение объёмов ремонтов, на ликвидацию тех вопросов, где мы не смогли пока профинансировать некоторые объекты капитальных вложений. Соответственно, в процессе, при появлении этих денег, мы финансовый план будет корректировать. При этом мы понимаем, что определённый объём резервов у нас должен будет появиться.
Вопрос:
Говорилось, что условием безубыточности деятельности «РЖД» является обнуление
налога на имущество. Правильно ли я поняла, что речь идёт о сохранении ставки
налога на имущество на существующем уровне, то есть на уровне 1%? Если это так,
то за счёт чего будут получены необходимые средства? Это первый вопрос.
Второй вопрос. В выступлении Олега Валентиновича (О.Белозёрова) говорилось, что есть договорённость о том, что эффективная ставка за счёт тарифного коридора составит 7,5%. Не могли бы вы как-то пояснить этот тезис?
И что решили по поводу МАК и какие меры в отношении Турции будут приняты?
М.Соколов: По первому вопросу. Мне казалось, что и я прокомментировал, и Олег Валентинович (О.Белозёров) добавил, что, конечно же, мы будем ещё дорабатывать тот финансовый план, который сегодня был рассмотрен на Правительстве, с учётом тех решений, которые были приняты. Но даже то, что принято Правительством, а это для нас руководство к действию, – уже, в общем-то, определённый шаг вперёд, определённый компромисс, потому что в противном случае налоговая нагрузка на «РЖД» и её финансовая модель в следующем году ещё больше бы выросли.
Что касается МАК. Хочу сказать, что мы ещё этот вопрос рассмотрим, как было анонсировано Председателем Правительства. Протокольное решение ещё не подписано, поэтому давайте дождёмся и дальше уже будем комментировать эти решения.
По Турции тоже нам были даны соответствующие поручения – в кратчайшие сроки внести предложения по отраслям для определения уже на уровне соответствующих нормативных документов Президента и Правительства дальнейших действий экономического характера.
О.Белозёров: Я по первым двум вопросам хотел бы сказать, что абсолютно правильно: протокольное решение сейчас окончательно будет сформировано, с учётом этих решений мы должны будем подправить финансовый план. Мы изначально готовили несколько различных вариантов, включая очень серьёзные стресс-сценарии, соответственно, мы понимаем, с каких статей средства будут уменьшены. Но они не приведут к ухудшению с позиций безопасности и состояния железнодорожной инфраструктуры.
По второму вопросу: нам необходима более гибкая система тарифообразования. Мы обсуждали максимальный тариф, соответственно, мы предложили и были поддержаны в том, чтобы нам сделали более гибкий коридор. Сейчас процедура достаточно жёсткая. В условиях, когда какие-то направления, допустим, наши металлурги или другие участники процесса, мировой рынок диктует свои цены… Происходит снижение, и мы, проведя переговоры, договорились о том, что транспортная составляющая в продукции, с нашей точки зрения, не должна увеличиваться. Мы заинтересованы в том, чтобы объём перевозок и объём продаваемой продукции сохранялся. Соответственно, мы планируем эти колебания производить вместе с отправителями. Соответственно, мы сохраним грузовую базу, а наши партнёры, производители смогут продать больший объём своей продукции. Вот таким образом мы будем реагировать. При этом мы предполагаем, что эффективная ставка будет порядка 7,5%. При этом мы понимаем, что по ряду направлений международная конъюнктура носит благоприятный характер, и здесь мы тоже со своими партнёрами договариваемся о том, чтобы поделить дополнительные возможности в том числе и с «Российскими железными дорогами». Соответственно, здесь тариф может быть чуть повыше, который мы направим на наши инвестиционные составляющие.
Вопрос: Выше 13,4?
О.Белозёров: Не выше 13,4%, как я уже сказал. Не выше максимальных 9%, которые были установлены.
Вопрос: Вопросы по пригороду. Минтранс должен был получить от субъектов планы. Получил ли он все планы? И вопрос, связанный с взаимоотношениями «РЖД» и ФАС. Как идёт утверждение тарифов связанных по перевозкам в сегменте пригорода? Возможно ли на следующий год всё-таки повышение стоимости перевозок? И не будет ли таких проблем, как были в начале этого года?
М.Соколов: Как раз сегодня утром, до заседания Правительства, мы с Олегом Валентиновичем провели всероссийский селектор с субъектами Российской Федерации и другими участниками перевозочного процесса и проанализировали состояние вопроса на текущий момент.
Хочу сказать, что всё-таки большинство субъектов выполнили поручение Правительства о представлении в Минтранс комплексных планов транспортного обслуживания населения. Конечно же, не все эти планы были сделаны без замечаний. Сейчас с этими замечаниями планы дорабатываются и должны быть утверждены до конца текущего года. Это будет необходимым условием для других видов поддержки и трансфертов из федерального бюджета – соблюдение тех параметров транспортного обслуживания населения, которые будут зафиксированы в этих планах, фактически в государственном заказе на пригородные перевозки, поскольку в соответствии с российским законодательством обязанность организации пригородных перевозок возложена на субъекты Российской Федерации.
Что касается поддержки – и со стороны «РЖД», и со стороны федерального бюджета – пригородного перевозочного процесса, могу сказать, что только за девять месяцев текущего года «РЖД» перечислило в бюджеты субъектов порядка 92 млрд рублей. И ещё с учётом принятых решений по налогу на добавленную стоимость федеральный центр поддержал баланс, финмодель пригородного сообщения ещё на 42 млрд рублей.
Субъекты же в своих бюджетах предусмотрели в рамках поддержки (хотя это их обязанность) на сегодняшний день чуть более 11,5 млрд рублей, а выплатили «РЖД» и пригородным перевозочным компаниям в качестве компенсации немногим более 5–5,5 млрд. То есть мы видим, на ком сейчас лежит основное бремя организации пригородных перевозок. И, конечно же, мы считаем, что субъекты обязательно должны выполнять принятые на себя обязательства: и в рамках гражданского законодательства, и в рамках поручений Правительства и Президента Российской Федерации. Поэтому будем в следующем году чётко следить за исполнением государственного заказа в разрезе каждого субъекта.
Что касается цены, то опять же по законодательству тарифное регулирование определяется соответствующими органами субъекта Российской Федерации, то есть РЭК. По установленному пределу это не должно привести к росту тарифов на пригородные перевозки более чем на 10% к размеру текущего года. И мы видим, что это меньше инфляции текущего года, что, в общем, вполне приемлемо. Но всё зависит от того, насколько бюджеты смогут компенсировать выпадающие доходы пригородных компаний и таким образом сбалансировать в целом модель пригородных перевозок, в том числе и для «РЖД». Мы же свои бюджетные решения (вы об этом тоже знаете) в части поддержки и индексации так называемого инфраструктурного тарифа сформировали, бюджет находится в Госдуме, и объём этой поддержки на следующий год увеличен до 37 млрд рублей.
О.Белозёров: Хотелось бы добавить, что Председатель Правительства сегодня дал поручение до декабря подготовить уточнение в методику расчёта (это поручение касалось и Федеральной антимонопольной службы, и «Российских железных дорог») как раз по взаиморасчётам по пригороду. На это было обращено особое внимание. Со стороны «Российских железных дорог» мы сейчас рассматриваем варианты внутренних резервов и снижения затрат на предоставление подвижного состава.
Сегодня с утра мы с Максимом Юрьевичем обсуждали новое предложение. Поскольку перевозка – это не только пригород, это в основном транспортный план обслуживания людей на территории, соответственно, посмотреть и, может быть, объединить в рамках пригородных компаний ещё и автобусную составляющую, для того чтобы в рамках одного юридического субъекта можно было маневрировать между железнодорожным и автобусным движением и выбирать наиболее оптимальные варианты. Такая работа сейчас Министерством транспорта и «Российскими железными дорогами» будет проводиться.
Вопрос: Будет ли всё-таки Минтранс предлагать запрет полётов российских компаний в Турцию?
М.Соколов: Минтранс подготовит свои предложения и направит в Правительство.