Рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) составляется в рамках мониторинга реализации Концепции открытости ФОИВ, которая разработана Экспертным советом при Правительстве для повышения прозрачности и подотчётности госорганов и расширения возможностей для участия гражданского общества в подготовке и экспертизе государственных решений. Концепция утверждена распоряжением Правительства 30 января 2014 года и является обязательной для реализации федеральными органами власти.
На заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства под председательством Министра Михаила Абызова были представлены результаты первой полномасштабной внешней оценки открытости российских федеральных госорганов, проведённой ВЦИОМом под эгидой Открытого правительства. Если в 2014 году в пилотном исследовании участвовали только 10 «социальных» министерств и ведомств, то в этом году – уже 41 федеральный орган власти.
Рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) составляется в рамках мониторинга реализации Концепции открытости ФОИВ, которая разработана Экспертным советом при Правительстве для повышения прозрачности и подотчётности госорганов и расширения возможностей для участия гражданского общества в подготовке и экспертизе государственных решений. Концепция утверждена распоряжением Правительства 30 января 2014 года и является обязательной для реализации федеральными органами власти.
«Опрос получился беспрецедентно широкий – в нём приняли участие 36 тыс. человек, 6 тыс. представителей бизнеса, 6 тыс. представителей госаппарата и более 500 экспертов. Это первый такой масштабный опыт, и я считаю, что и методологически, и качественно он получился. Нужно иметь в виду, что на восприятие гражданами уровня открытости наших министерств и ведомств влияет много факторов, начиная от общесоциальной и экономической повестки, которая в данный момент является приоритетной, и заканчивая персональной известностью руководителей. Ключевую роль в оценке открытости играет работа ведомств по предоставлению информации и получению обратной связи», – отметил Министр Михаил Абызов.
Возглавили список самых открытых ведомств Минобороны (57,5), МЧС (56,6) и Минэкономразвития (50,0) (они не участвовали в пилотном исследовании в 2014 году), а лидеры предыдущего внешнего рейтинга – Минтруд (49,6) и Минспорт (49,7) – теперь оказались в числе догоняющих. Минобрнауки (45,6) переместился в категорию отстающих. Не попали в число лидеров и ведомства, поставившие себе наивысшие баллы в ходе последнего самообследования уровня открытости: Минэнерго (47,4) и Минфин (49,7) оказались в разряде догоняющих.
В топ-10 самых открытых министерств и ведомств, помимо Минфина, Минспорта и Минтруда, вошли ФАС (49,8), Роскомнадзор (49,7), ФМС (49,5), ФНС (48,9). Исследование проводилось путём опроса отдельных референтных групп.По мнению опрошенных среди населения, бизнес-сообщества и госслужащих, лучше всех во внедрении принципов открытости продвинулись МЧС и Минобороны, а эксперты считают самыми открытыми МЧС и ФАС.
Наиболее закрытыми ведомствами оказались ФССП (41,7), Росавтодор (42,6), Минкавказ (42,7), Росалкогольрегулирование (42,9), Минстрой (43,1), Росрыболовство (44,3) и Росимущество (44,9).
Основные проблемы в части информирования о деятельности ведомств, как показало исследование, связаны с нехваткой информации о результатах реализуемой политики, о планах работы ведомства, невысоким качеством предоставляемой информации, а также недостаточным взаимодействием с основными референтными группами – гражданами, экспертным и бизнес-сообществом. Участники исследования также отметили недостаточную борьбу с коррупцией в госорганах, непрозрачность принятия решений по госзакупкам.
Ведомствам-аутсайдерам рекомендовано провести детальную работу над ошибками, а выявленные лучшие практики необходимо масштабировать и включать в Стандарт открытости для применения другими ведомствами. Также Министр РФ Михаил Абызов дал поручение Экспертному совету при Правительстве провести комплексный анализ результатов исследования в сопоставлении с результатами самообследования госорганов на предмет открытости (они были представлены в апреле этого года). После этого будут подготовлены соответствующие методрекомендации, при этом особое внимание необходимо обратить на работу с теми ведомствами, у которых результаты самооценки уровня открытости сильно отличаются от независимой внешней оценки. Само исследование, по словам Михаила Абызова, в ближайшее время будет представлено Председателю Правительства.
Участники заседания правкомиссии также подвели итоги трёх лет работы системы «Открытое правительство» и обсудили планы на будущее. Общий вывод: на сегодняшний день для развития этой системы создана полноценная, комплексная нормативная основа.
Многие механизмы открытости стали неотъемлемой частью практической работы ФОИВ с гражданами, бизнесом и общественными организациями. В частности, запущены и функционируют системы предварительного публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, общественные советы при госорганах становятся менее «декоративными» – по поручению Президента совместно с Общественной палатой разработаны новые принципы их формирования и функционирования. Органы власти стремятся быть понятнее для граждан, в 2015 году 58 ФОИВ приняли публичную декларацию целей и задач – документ, в понятной и доступной форме описывающий ключевые цели и ожидаемые результаты работы. Госорганы всё больше внимания уделяют раскрытию своих данных, опубликовано уже свыше 5 тыс. наборов, которые открыты для разработчиков электронных сервисов и приложений.