Жилищная политика. Строительство нового жилья
Объём
ввода жилья
Государственная программа
«Обеспечение доступным и комфортным
жильём и коммунальными услугами
граждан Российской Федерации»
Реализация программы «Жильё для
российской семьи»
Формирование рынка доступного
арендного жилья
Рынок ипотечного жилищного
кредитования
Федеральный закон о предоставлении
застройщикам земельных
участков для строительства жилья
экономического класса
с условием реализации такого жилья по фиксированным ценам
Жилищно-коммунальное хозяйство
Привлечение
в ЖКХ частных инвестиций
Совершенствование регулирования
деятельности в сфере управления
многоквартирными домами
Запуск системы капитального ремонта
многоквартирных домов
Ликвидация аварийного жилищного
фонда
Организация подготовки кадров в ЖКХ
Сокращение административных процедур и улучшение инвестиционного климата в
строительстве
Создание
единого перечня административных процедур в сфере
жилищного строительства
Повышение позиции в рейтинге
Всемирного банка
«Ведение бизнеса – 2015» (коммерческая недвижимость)
Совершенствование института
экспертизы проектной
документации и результатов инженерных изысканий
Техническое регулирование в сфере строительства
Выполнение обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан
Жилищная политика. Строительство нового жилья
Дополнительно
При запланированном на 2014 год 71 млн кв. м жилья объём ввода в России составил 81 млн кв. м. Это почти на 15% выше уровня 2013 года и на 14% превышает плановый показатель 2014 года. Таким образом, объёмы ввода жилья в России в 2014 году превысили советские рекордные показатели 1987 года, когда было введено 72,8 млн кв. м жилой недвижимости.
Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
Правительством 15 апреля 2014 года утверждена новая редакция государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Госпрограмма направлена на создание условий для повышения доступности жилья для граждан и качества жилищно-коммунальных услуг. Она содержит целый комплекс мероприятий, реализация которых позволит улучшить жилищные условия различных категорий граждан. В госпрограмме заложены механизмы, позволяющие сделать ипотеку доступной, а также направленные на увеличение строительства жилья, в том числе относящегося к жилью экономического класса.
В государственной программе отражены все задачи и показатели, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», а также включена программа «Жильё для российской семьи».
Реализация программы «Жильё для российской семьи»
В состав государственной программы включена программа «Жильё для российской семьи». Правительством утверждены основные условия и меры по её реализации, а также критерии и требования отбора земельных участков, застройщиков и проектов жилищного строительства. Основной задачей программы «Жильё для российской семьи» является увеличение объёмов ввода жилья экономического класса и снижение цен на такое жильё. Программой предусмотрено строительство жилья экономического класса до конца 2017 года в объёме 25 млн кв. м.
Механизм реализации программы предполагает оказание поддержки застройщикам в обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой для строительства жилья экономического класса в размере до 4 тыс. рублей на 1 кв. м общей площади жилья. Построенная инженерная инфраструктура будет выкупаться с участием ОАО «АИЖК» за счёт средств, привлечённых путём выпуска облигаций с залоговым обеспечением. Это позволит продавать жильё, построенное в рамках программы, по цене до 35 тыс. рублей за 1 кв. м. Право приобретать жильё по таким ценам получат отдельные категории граждан, которые будут определены регионами из перечня, установленного на федеральном уровне. В результате такое жильё экономического класса смогут приобрести не менее 460 тыс. российских семей.
Участниками программы «Жильё для российской семьи» являются 63 региона с общим объёмом ввода жилья экономического класса в размере 19,4 млн кв. м. В отношении 10 млн кв. м уже проведены все необходимые процедуры отбора и началась стройка. Среди регионов-лидеров: Краснодарский край, Республика Татарстан, Пермский край. Подготовка предложений об участии в программе субъектами Федерации продолжается.
Формирование рынка доступного арендного жилья
Вступил в силу федеральный закон №217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования».
В законе предусмотрено регулирование договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, в соответствии с которым будут предоставляться жилые помещения в наёмных домах социального использования. В частности, определены категории граждан, которые могут быть нанимателями, требования к наймодателям, а также установлено, что максимальный размер платы за наём по таким договорам устанавливается субъектами Федерации, в том числе с учётом затрат на строительство наёмных домов социального использования и текущих затрат на эксплуатацию.
По информации, представленной в Минстрой субъектами Федерации, по состоянию на 1 января 2015 года общий объём ввода арендного жилья составляет 931 тыс. кв. м. За 2014 год введено 340 тыс. кв. м арендного жилья, в том числе 20,5 тыс. кв. м – жилищный фонд социального использования (некоммерческий найм).
Рынок ипотечного жилищного кредитования
8 ноября 2014 года Правительством утверждена Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года. Стратегия содержит комплекс мер и показателей, направленных на создание доступных условий ипотечного кредитования граждан.
По данным Центрального банка, в России по состоянию на 1 января 2015 года выдано более миллиона ипотечных кредитов, что превышает в 1,23 раза показатель 2013 года. Общая сумма выданных ипотечных кредитов в 2014 году составила 1,75 трлн рублей, это в 1,3 выше показателя 2013 года.
Средняя процентная ставка по итогам 2014 года – 12,4%
Федеральный закон о предоставлении застройщикам земельных участков для строительства жилья экономического класса с условием реализации такого жилья по фиксированным ценам
В июле 2014 года
вступил в силу федеральный закон, предусматривающий закрепление новых
механизмов предоставления застройщикам земельных участков для строительства
жилья экономического класса с условием реализации такого жилья по фиксированным
ценам. Закон позволит увеличить объём строительства жилья экономического класса, а также будет
способствовать улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Привлечение в ЖКХ частных инвестиций
Минстрой работает над формированием благоприятных и комфортных условий для ведения бизнеса в сфере ЖКХ: создана принципиально новая нормативная правовая база, ориентированная на привлечение в отрасль частных инвестиций. В этой работе есть результаты. В 2014 году в сфере ЖКХ было заключено 112 концессионных соглашений, большинство из них – в водоснабжении, водоотведении и теплоснабжении. В 46 регионах России реализуется более 100 инвестиционных проектов на общую сумму 273 млрд рублей, в том числе 188 млрд рублей – средства частных инвесторов.
За год Минстрой подготовил 15 нормативных правовых актов, направленных на модернизацию отрасли путём привлечения частных инвестиций. 28 декабря 2013 года принят Федеральный закон №417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», которым вводится долгосрочное регулирование платежа граждан, что делает бизнес в ЖКХ прогнозируемым и защищённым. Также ведомство утвердило критерии оценки эффективности унитарных предприятий – все неэффективные МУПы и ГУПы будут переданы в концессию до 2016 года. Кроме того, закреплены правила утверждения инвестиционных программ и целевых показателей в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении – это необходимо для перевода компаний на долгосрочные тарифы, обязательные с 2016 года.
Начал работу Центр государственно-частного партнёрства Минстроя для методического сопровождения инвестиционных проектов в сфере ЖКХ. Новое законодательство превращает ЖКХ в одну из самых инвестиционно привлекательных отраслей российской экономики.
Совершенствование регулирования деятельности в сфере управления многоквартирными домами
Годовой оборот рынка управления жильём в России составляет 500 млрд рублей. В стране 2,4 млн многоквартирных домов. Минстроем ведётся работа, направленная на повышение открытости и клиентоориентированности в этой сфере – в первую очередь путём введения лицензирования деятельности управляющих компаний.
Принят Федеральный закон №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Лицензирование завершится 1 мая 2015 года, после этой даты без лицензии работать в сфере управления жильём будет нельзя.
По новым правилам, если управляющая компания получает два административных взыскания по одному дому, она лишается права управления им. Если таких домов набирается более 15%, она лишается лицензии, а её директор – права возглавлять подобную компанию. В рамках лицензирования главы управляющих компаний должны будут сдать квалификационный экзамен на знание жилищного законодательства. Также будет создан единый реестр управляющих компаний и управляемых ими домов.
Ведётся работа по усилению системы государственного жилищного надзора в регионах. Распоряжением Правительства введена должность главного государственного жилищного инспектора России, который координирует работу региональных инспекций. Две трети субъектов федерации уже усилили кадровый состав органов госжилнадзора.
Подготовлены изменения в правила оказания коммунальных услуг и правила установления нормативов потребления в части исключения расходов на общедомовые нужды из состава платы за коммунальные услуги. Приняты новые стандарты раскрытия информации управляющими компаниями и ТСЖ. Утверждены типовые документы: договор управления многоквартирным домом, отчёт по договору и протокол общего собрания.
Запуск системы капитального ремонта многоквартирных домов
По итогам 2014 года региональные программы капитального ремонта утвердили 83 субъекта Федерации. Краткосрочные планы утверждены в 78 субъектах Федерации, из них сроком на один год – в 19 субъектах, сроком до трёх лет – в 59 субъектах. С января 2015 года сбор взноса начался в 63 регионах России.
Средний размер взноса на капитальный ремонт составляет 6 рублей за кв. м. За 2014–2015 годы планируется отремонтировать 50 тыс. домов.
На 2014 и 2015 годы предусмотрено предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счёт средств Фонда ЖКХ в размере 11 млрд рублей (7 млрд рублей и 4 млрд рублей соответственно).
Ликвидация аварийного жилищного фонда
За 2014 год было расселено 2,9 млн кв. м аварийного жилья, на которых проживают 184 тыс. человек. Это на 0,1% выше плановых показателей. При этом план на 2014 год был в 4,5 раза выше, чем на 2013 год.
Из 83 субъектов Федерации, реализующих программы переселения с участием средств Фонда ЖКХ, в полном объёме достигли целевого показателя за 2014 год 57 субъектов Федерации. Из них 14 субъектов перевыполнили установленный на 2014 год целевой показатель более чем в 1,5 раза.
В 2014 году для всех регионов увеличен размер федерального софинансирования за счёт дополнительного выделения 34,6 млрд рублей из федерального бюджета. Теперь уровень софинансирования со стороны регионов не превышает 47,9%. Принят федеральный закон, предусматривающий упрощение условий предоставления федеральной поддержки, сокращение сроков рассмотрения заявок в три раза.
Существенно повышена информационная открытость реализации программ расселения для граждан за счёт создания интернет-системы «Светофор», где любой гражданин может узнать информацию о ходе программы в его регионе вплоть до конкретного дома, а также за счёт размещения на каждом доме информационных табличек о расселении и «горячей линии» в Фонде содействия реформированию ЖКХ.
Кроме того, начата реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Крымского федерального округа. Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем утверждены региональные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014–2015 годы. На финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в федеральном бюджете предусмотрены межбюджетные трансферты бюджету Республики Крым в сумме 619,076 млн рублей, бюджету Севастополя – 330,012 млн рублей.
Организация подготовки кадров в ЖКХ
Разработаны и утверждены 15 профессиональных стандартов в сфере ЖКХ, три из них – для обеспечения
эксплуатации, содержания и управления жилищным фондом. Организована работа по
разработке государственных образовательных стандартов высшего и среднего
образования по направлению в сфере оказания услуг в области ЖКХ, содержания и
обслуживания многоквартирного дома.
Сокращение административных процедур и улучшение инвестиционного климата в строительстве
Создание единого перечня административных процедур в сфере жилищного строительства
В рамках исполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительством было принято Постановление о едином исчерпывающем перечне процедур в жилищном строительстве. 7 ноября 2014 года перечень стал обязательным для всех регионов России. Утверждение перечня позволяет исключить практику установления органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления дополнительных административных процедур, не предусмотренных федеральным законодательством.
Работа по типизации и унификации процедур в сфере строительства проводится в целях сокращения административных барьеров и улучшения инвестиционного климата в этой сфере. Всего было выявлено 220 процедур для застройщика, теперь их 134. Для каждого конкретного объекта это индивидуальный набор необходимых процедур, меньший по количеству. К примеру, для строительства многоквартирного дома (от получения прав на земельный участок до регистрации прав на объект недвижимости) количество процедур достигало 130, теперь – в соответствии с новым перечнем – не более 65 процедур. Предполагается исключить ещё порядка 40 процедур. Общий реестр разрешительных процедур опубликован на сайте Минстроя с описанием каждой процедуры, сроком её прохождения и стоимостью. В дальнейшем планируется утверждение исчерпывающих перечней административных процедур и для других видов строительства.
Повышение позиции в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса – 2015» (коммерческая недвижимость)
Результаты государственной политики по сокращению административных процедур в строительстве, а также деятельности органов власти субъектов Федерации по повышению доступности государственных услуг позволили улучшить позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса – 2015» по категории «Получение разрешений на строительство».
Российская Федерация поднялась в этой категории по предыдущей методологии на 22 пункта, по новой – на 16 позиций. Количество процедур, необходимых для оформления строительства складского помещения, уменьшилось с 36 в рейтинге 2014 года до 21, общий срок их прохождения – с 297 дней до 239 дней.
Место Российской Федерации в рейтинге «Ведение бизнеса» по категории «Получение разрешений на строительство» определено целевым показателем достижения задач плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утверждённым распоряжением Правительства от 29 июля 2013 года №1336-р. «Дорожной картой» поставлена задача сократить количество процедур, необходимых для строительства объекта, взятого за пример в исследовании Всемирного банка, до 11 к 2018 году.
Совершенствование института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий
Минстроем совместно с Минэкономразвития, органами исполнительной власти субъектов Федерации, некоммерческими сообществами строителей и проектировщиков проводится работа по совершенствованию института государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов капитального строительства (далее – государственная экспертиза), строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
Проходит оптимизация филиальной сети ФАУ «Главгосэкспертиза России» с учётом количества и мест расположения объектов, в отношении которых должна проводиться государственная экспертиза. В 2015 году откроются филиалы ФАУ «Главгосэкспертиза России» в Ставрополе и Севастополе.
Также ведётся
масштабная и планомерная работа по внедрению информационных технологий в
процесс государственной экспертизы.
Техническое регулирование в сфере строительства
За 2014 год приказами Минстроя были утверждены 11 сводов правил. Среди них «Строительство в сейсмических районах»; «Сталежелезобетонные пролётные строения автодорожных мостов. Правила расчёта и проектирования»; «Здания для медицинских учреждений. Правила проектирования»; «Общественные здания и сооружения». В 2014 году подготовлен актуализированный перечень национальных стандартов и сводов правил к техрегламенту «О безопасности зданий и сооружений». Были проанализированы лучшие российские и зарубежные практики применения современных стройматериалов, которые позволят обеспечить безопасность и оптимальную энергоэффективность объектов капитального строительства.
Выработан подход к решению вопроса по гармонизации российских и европейских стандартов в области строительства (еврокодов). Решено с 2015 года пойти по пути параллельного применения как российских сводов правил, так и еврокодов. Главгосэкспертиза сможет принимать любые типы документов.
Начата работа по созданию банка экономически эффективной типовой проектной документации по объектам капитального строительства. Использование подобного реестра позволит сократить сроки и затраты на строительство объектов. Определён порядок подачи заявок на включение проектной документации в реестр, определены форма паспорта и реестра объектов. В 2014 году в Минстрой для рассмотрения и включения в реестр типовой проектной документации поступила информация о 270 объектах капитального строительства – 89 объектов жилищного строительства, 132 – образовательные учреждения, 42 – спортивные; четыре проекта учреждения здравоохранения и три проекта объекта культуры. Создан научно-технический совет по типовым проектам.
Выполнение обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан
В 2014 году свои жилищные условия смогли улучшить 19,97 тыс. молодых семей из 74 регионов России. Общий объём бюджетных средств, привлекаемый в рамках реализации подпрограммы в 2014 году, составил 13,9 млрд рублей. Учитывая, что срок действия свидетельств на социальную выплату составляет девять месяцев, выплаты, предоставленные в 2014 году, могут быть также использованы в 2015 году.
По итогам 2014 года в рамках бюджетного финансирования подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» было оформлено и выдано 10 687 сертификатов на сумму 22427,7 млн рублей. С помощью сертификатов жилищные условия улучшили 7,12 тыс. семей военнослужащих, уволенных или увольняемых с военной службы; 1,74 тыс. семей, выезжающих из районов Крайнего Севера, 1,38 тыс. семей граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, граждан, признанных вынужденными переселенцами, граждан, отселяемых с комплекса «Байконур».
В 2014 году 8311 ветеранов Великой Отечественной войны смогли улучшить жилищные условия в рамках реализации специальной программы. Из бюджета было выделено 8,82 млрд рублей. Всего с 2008 года по этой программе жилищные условия улучшили 281 тыс. человек, на эти цели было израсходовано 295,3 млрд рублей. В 2015 году планируется переселить не менее 10 тыс. человек. Кроме того, в 2014 году жильём обеспечено 4874 человек: ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
По
состоянию на 1 января 2015 года
в Российской Федерации проживает более 1,2 млн семей, имеющих трёх и более детей, из них на
учёте в качестве
нуждающихся в жилых помещениях состоят 149 тыс. семей, на бесплатное получение
земельных участков – 436 тыс. семей. В 2014 году органами местного
самоуправления предоставлены жилые помещения по договору социального найма 7,6
тыс. семей, имеющим трёх
и более детей (за 2013 год –
6,6 тыс. семей, имеющих трёх
и более детей). Органами государственной власти субъектов Федерации и
муниципальными образованиями земельные участки бесплатно предоставлены 113 тыс.
семей, имеющих трёх и
более детей (за 2013 год –
92 тыс. семей).
Материал представлен Минстроем в Правительство в марте 2015 года.