Повышение
заработной платы педагогических работников
Дошкольное
образование
Общее образование
Образование лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Защита прав
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Среднее
профессиональное образование
Высшее образование
Сфера исследований
и разработок
Публикационная
активность российских учёных
Центры
коллективного пользования
Освобождение от НДС
научных материалов
Рост количества
зарегистрированных результатов
интеллектуальной деятельности
Повышение
привлекательности научной деятельности
Повышение заработной платы педагогических работников
Контекст
В соответствии с задачами, поставленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» по увеличению к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза, по состоянию на 1 января 2015 года заработная плата педагогических работников сферы образования достигла следующих показателей.
Дополнительно
Среднемесячная заработная плата педагогических работников дошкольного образования выросла с 23,4 тыс. до 25,6 тыс. рублей (прирост – 9,4% к аналогичному периоду 2013 года) и составила 94,3% от среднемесячной заработной платы в сфере общего образования в Российской Федерации (при целевом значении 100%).
Среднемесячная заработная плата педагогических работников общего образования выросла с 29,0 тыс. до 31,5 тыс. рублей (прирост – 8,6% к аналогичному периоду 2013 года) и составила 96,7% от среднемесячной заработной платы по Российской Федерации (при целевом значении 100%).
Среднемесячная заработная плата педагогических работников дополнительного образования детей выросла с 21,6 тыс. до 25,3 тыс. рублей (прирост – 17,1% к аналогичному периоду 2013 года) и составила 80,6% от среднемесячной заработной платы учителей общего образования по Российской Федерации (при целевом значении 80%).
Среднемесячная заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения выросла с 25,1 тыс. до 27,7 тыс. рублей (прирост – 10,4% к аналогичному периоду 2013 года) и составила 84,9% от среднемесячной заработной платы по Российской Федерации (при целевом значении 80%).
Среднемесячная заработная плата
профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего
образования выросла с 40,4 тыс. до 47,2 тыс. рублей (прирост – 16,8% к
аналогичному периоду 2013 года) и составила 144,7% от среднемесячной заработной
платы по Российской Федерации (при целевом значении 125%).
Целевой показатель на 2014 год – сокращение очереди на получение детьми в возрасте от трёх до семи лет мест в детских садах.
С момента начала работы по созданию новых мест в детских садах в России создано 785 тыс. мест, в том числе 384,1 тыс. (на 9,7% больше запланированного ввода) в 2014 году.
С 1 апреля 2014 года введена в эксплуатацию система электронной очереди. По состоянию на начало 2015 года численность детей в возрасте от трёх до семи лет, не обеспеченных местом в государственных или муниципальных дошкольных образовательных организациях, составила 303,1 тыс. человек. По состоянию на 1 марта 2015 года численность очередников составила 287,3 тыс. человек.
В 2014 году субъектам Федерации направлено
50 млрд рублей для
продолжения работ по модернизации региональных систем дошкольного образования.
Общее образование
Целевой показатель на 2014 год – увеличение численности детей, принимающих участие в олимпиадах и творческих конкурсах, до 1 млн 490 тыс. человек.
Проведена всероссийская олимпиада школьников по 21 общеобразовательному предмету. В 2013/2014 учебном году во всех этапах всероссийской олимпиады приняли участие свыше 7,4 млн обучающихся, в том числе в муниципальном, региональном и федеральном этапе – 1,77 млн обучающихся.
Сборные команды России успешно выступили в 8 международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. Российские школьники завоевали 19 золотых, 16 серебряных и 3 бронзовых медали. Впервые в истории международных олимпиад Россия заняла 1-е общекомандное место по числу медалей на международной олимпиаде по химии, а также впервые в 2014 году все члены сборной команды по географии стали обладателями наград международного уровня. В общекомандных зачётах по математике, информатике, физике, астрономии сборные команды российских школьников вошли в пятёрку сильнейших команд мира.
Активно поддерживается развитие международного олимпиадного движения. В соответствии с распоряжениями Правительства от 2 апреля 2014 года №507-р, №508-р ведётся подготовка международных олимпиад по информатике (2016 г., Казань) и географии (2015 г., Тверь).
Продолжено поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). С 2014/2015 учебного года по ФГОС обучаются все учащиеся 1–4-х классов.
Для обеспечения информационной безопасности и профилактики нарушений порядка проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2014 году пункты проведения ЕГЭ оснащены системой видеонаблюдения, стационарными или ручными металлодетекторами. Предусмотрена трёхуровневая система общественного наблюдения: федеральные эксперты («инспекторы»), федеральные общественные наблюдатели и онлайн-наблюдатели.
В 2014 году после 11 лет апробации внедрена в штатный режим процедура проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов (ГИА-9). Впервые использовался механизм формирования контрольно-измерительных материалов на региональном уровне из открытого банка заданий.
Разработана модель проведения итогового сочинения в выпускных классах школ, предусматривающая введение итогового сочинения (изложения) как допуска к государственной итоговой аттестации. Некоторым категориям обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также детям-инвалидам и инвалидам предоставлено право вместо сочинения писать итоговое изложение.
Разработана и утверждена Концепция развития дополнительного образования детей, основными целями которой являются обеспечение прав ребёнка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования, развитие инновационного потенциала общества.
Разработан и утверждён комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, предусматривающий совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии, на 2014–2018 годы.
В 2014 году из федерального бюджета субъектам
Российской Федерации выделено 1 млрд 800 млн рублей на создание в школах,
расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и
спортом. Благодаря этому отремонтировано 1405 спортивных залов; перепрофилированы
122 аудитории под спортивные залы для занятий физической культурой и спортом, создано
1644 спортивных клуба в общеобразовательных организациях, построено 353 открытых
плоскостных спортивных сооружения на территории общеобразовательных организаций.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (OB3) и инвалидностью является одним из приоритетов деятельности министерства, направленной на обеспечение качества образования для всех лиц с OB3 и инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья на всех уровнях образования.
Всего сегодня в образовательных организациях обучается 481 587 детей-инвалидов и детей с OB3, из них в коррекционных классах при общеобразовательных организациях – 110 295 детей, в общеобразовательных классах — 159 125 детей.
В 2014 году в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в 85 субъектах Российской Федерации создана сеть из 5961 базовой образовательной организации, в которой созданы условия для инклюзивного образования.
Утверждён федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с интеллектуальными нарушениями разработан и утвержден отдельный федеральный государственный образовательный стандарт.
Мониторинг системы образования дополнен показателями, характеризующими вопросы получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет в динамике отслеживать соблюдение прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение дошкольного и общего образования, а также дополнительного образования. Мониторинг, в частности, позволяет оценить кадровую обеспеченность в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, и в инклюзивных общеобразовательных школах, наличие специальных условий для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
С 1 сентября 2014 года начался экспериментальный переход на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья (в апробации приняли участие 124 образовательные организации из 24 субъектов Федерации).
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» всеми образовательными организациями высшего образования установлена квота для приёма на обучение инвалидов и лиц с OB3 не менее 10% за счёт бюджетных средств.
По итогам приёмной кампании 2014 года зачислено на обучение в образовательные организации высшего образования 5037 инвалидов и лиц с ОВЗ.
Всего по состоянию на 1 января 2015 года в
образовательных организациях высшего образования обучается 13 211 инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В субъектах Федерации разработаны и реализуются специальные мероприятия, которые позволили поддержать различные формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также сократить их численность в интернатных учреждениях.
За 2014 год в семьи устроен 63 961 ребёнок. В 2014 году 14 561 ребёнок
возвращён биологическим
родителям (в 2013 году –
6366 детей). По
состоянию на январь 2015 года
на учёте в
государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей,
содержатся сведения о 85 400
детях-сиротах, что на 19,8% меньше в сравнении с концом 2013 года (106 646
детей).
Среднее профессиональное образование
Целевые показатели на 2014 год:
- 52% выпускников профессиональных организаций, трудоустроившихся по специальности в течение одного года после выпуска,
- создано не менее 200 многофункциональных центров прикладных квалификаций.
По данным мониторинга трудоустройства выпускников, в 2014 году трудоустроились 59% выпускников профессиональных образовательных организаций, не трудоустроились – 3,9%. Распределены по другим каналам занятости 37,1% выпускников (19,0% призваны на срочную службу в Вооружённые силы, 14,1% продолжили обучение на следующем уровне профессионального образования, 4% находятся в отпуске по уходу за ребёнком). На 1 января 2015 года достигнут установленный на 2014 год показатель трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся по специальности в течение одного года после выпуска.
По итогам 2014 года в 150 городах и населённых пунктах 74 субъектов Российской Федерации созданы и действуют 262 многофункциональных центра прикладных квалификаций. Центры осуществляют образовательную деятельность по реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.
В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы в 2014 году на государственную поддержку комплексных региональных программ развития профессионального образования 45 субъектам Российской Федерации направлены средства федерального бюджета в объёме 1 087,8 млн рублей. Объём софинансирования из средств бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 1,924 млн рублей. Из средств работодателей привлечено 1,772 млн рублей. В рамках комплексных региональных программ развития профессионального образования в 15 приоритетных отраслях экономики продолжено оснащение профессиональных образовательных организаций современным учебно-производственным и учебно-лабораторным оборудованием, осуществлялась деятельность по доработке совместно с заинтересованными работодателями образовательных программ, по повышению квалификации педагогических кадров, обеспечению подготовки учебных помещений для установки нового оборудования.
В 2014 году в регионах созданы 186 ресурсных центров, в том числе по приоритетным отраслям экономики; 138 многопрофильных региональных (территориальных) колледжей, ведущих подготовку кадров для муниципальных образований, субъектов малого и среднего бизнеса; 135 отраслевых (высокотехнологичных) центров профессионального образования для приоритетных отраслей экономики; сформировано 115 территориально-отраслевых экономических (образовательных) кластеров; в учебный процесс внедрено 8040 единиц современного оборудования; создано 8615 новых ученических мест.
В рамках Президентской программы повышения
квалификации инженерных кадров в 2014 году реализованы 248 программ, по которым
прошли повышение квалификации 5017 человек, стажировки на территории России –
1038 человек, за рубежом –
501 человек.
Высшее образование
Целевые показатели на 2014 год:
- приём на обучение по программам прикладного бакалавриата не менее 7,3% об общего количества принятых на обучение по программам бакалавриата,
- не менее 2 российских университетов, вошедших в топ-200 ведущих мировых университетов (по результатам международных рейтингов THE, QS, ARWU),
- создание в российских вузах 15 инжиниринговых центров для развития и коммерциализации научных разработок.
В 2014 году продолжилось внедрение новых принципов распределения контрольных цифр приёма граждан (КЦП) с учётом потребности регионов и отраслей в подготовке кадров. В 2014 году Минобрнауки собрало предложения от 22 центров ответственности (заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и объединений работодателей) по объёмам и структуре приёма граждан в образовательные организации высшего образования на 2015/2016 и 2016/2017 учебные годы с учётом потребности экономики в кадрах и возможностей региональной образовательной сети. Кроме того, при определении общего объёма контрольных цифр приёма на 2016/2017 учебный год учтены предложения 13 тыс. ключевых работодателей субъектов Федерации.
Общий объём при установлении КЦП на 2015/2016 учебный год составил 524 344 человека, что на 8% больше относительно КЦП, установленных на 2014/2015 учебный год. При этом увеличено количество бюджетных мест по востребованным в регионах направлениям подготовки и специальностям и сокращено по экономическим, педагогическим и гуманитарным направлениям.
Практико-ориентированные образовательные программы (программы прикладного бакалавриата) разрабатываются и реализуются прежде всего в региональных образовательных организациях высшего образования под конкретные производственные задачи, связанные с задачами социально-экономического развития регионов.
На 2014/2015 учебный год для программ прикладного бакалавриата вузы выиграли по конкурсу в 6 раз больше бюджетных мест, чем в предшествующем году. По итогам приёмной кампании 2014 года на обучение в образовательные организации по соответствующим программам принято 29 530 человек, из них на обучение за счёт средств федерального бюджета – 23 419 человек, что составляет 7,1% от общего количества принятых на обучение по программам бакалавриата за счёт средств федерального бюджета (4 тыс. студентов – в 2013/2014 учебном году).
В 2014 году в 1,5 раза увеличилась правительственная квота на обучение иностранных граждан за счёт средств федерального бюджета (в 2013 году – 10 тыс. человек, в 2014 году – 15 тыс. человек). В 2014 году на обучение в России в рамках квоты приняты граждане из 150 стран мира.
В 2014 году в рамках реализации проекта по повышению международной конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров 14 вузам была предоставлена государственная поддержка на сумму 10,5 млрд рублей.
Ряд российских вузов уже сегодня заслуженно имеет высокую репутацию:
в топ-500 рейтинга ARWU (академический рейтинг университетов мира – Academic Ranking of World Universities) вошли 2 российских вуза – Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (84-е место) и Санкт-Петербургский государственный университет (301–400-е места);
в топ-200 предметных рейтингов ARWU вошли 2 российских вуза – Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (математика – 26-е место, физика – 76–100-е места) и Санкт-Петербургский государственный университет (математика – 101–150-е места);
в топ-400 рейтинга ТНЕ (рейтинг университетов мира «Таймс» – The Times Higher Education World University Rankings) вошли 2 российских университета: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (196-е место) и Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (301–350-е места);
в топ-100 предметных рейтингов THE вошли 3 российских вуза: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (естественные науки – 56-е место, инженерия и технология – 66-е место), Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (естественные науки – 85-е место) и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (естественные науки – 95-е место);
в топ-100 рейтинга университетов стран БРИКС (The BRICS & Emerging Economies Rankings) вошли 7 российских вузов, причём количество российских вузов увеличилось с 2 в 2013 году;
в топ-800 рейтинга QS (всемирный рейтинг университетов – QS World University Rankings) вошёл 21 российский вуз, из них 9 университетов улучшили свои позиции, а 3 университета попали в указанный рейтинг впервые (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (481–490-е места), Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского (601–650-е места) и Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (701–800-е места);
в топ-200 рейтинга университетов стран БРИКС (проект QS при поддержке Минобрнауки России) вошли 53 российских университета, причём количество российских университетов в первой сотне увеличилось с 19 в 2013 году до 20 в 2014 году.
В 2014 году проведён очередной мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, по результатам мониторинга сформирован список из 1006 образовательных организаций высшего образования и филиалов, в которых выявлены признаки неэффективности.
По итогам мониторинга эффективности 2012–2014 годов реорганизовано 20 образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, и 216 филиалов вузов Минобрнауки России, из них в 2014 году реорганизованы 1 образовательная организация и 96 филиалов вузов, из которых 64 филиала вузов ликвидированы.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведённых в 2014 году в отношении образовательных организаций высшего образования, признанных неэффективными и требующих реорганизации либо выполнивших менее четырёх показателей мониторинга эффективности, прекращено действие лицензий 84 частных образовательных организаций высшего образования и 104 филиалов негосударственных вузов.
На проведение процедуры реорганизации 12 образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, в 2014 году дополнительно выделено из средств федерального бюджета около 700 млн рублей. Обязательным условием реорганизации вузов является обеспечение прав преподавателей и студентов на завершение образовательного процесса на тех же условиях и по той же образовательной программе.
В 2014 году созданы Крымский федеральный университет им. В.И.Вернадского и Севастопольский государственный университет. Этими университетами совместно с Минобрнауки России разработаны программы развития, реализация которых позволит осуществить модернизацию образовательного процесса и инфраструктуры вузов, развить инновационную деятельность, кадровый потенциал, сформировать качественный контингент обучающихся.
В 2014 году подготовлена новая редакция федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС-3+ по всем направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и специальностям высшего образования. ФГОС-3+ устанавливает требования прямого участия работодателей в разработке и реализации основных профессиональных образовательных программ и устраняет ограничения по формированию модульных образовательных программ.
Впервые разработаны федеральные государственные стандарты для третьего уровня высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации.
Во все федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования введены требования, обеспечивающие доступность получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Также в ФГОС-3+ включены требования, необходимые при реализации образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. В том числе учитывается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, которые позволяют обучающимся приобретать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью. Также предусмотрено обеспечение обучающегося индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации.
В 2014 году процедуру профессионально-общественной аккредитации (ПОА) прошли около 200 образовательных программ высшего образования. Сбор, обработка и выгрузка данных о результатах ПОА обеспечивается информационно-аналитической системой, разработанной Минобрнауки России (www.accredpoa.ru).
Запущена Программа социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и по обеспечению их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией, так называемая программа «Глобальное образование». В соответствии с ней в 2014–2016 годах планируется обучить в ведущих зарубежных университетах 1,5 тыс. человек. Утверждены необходимые нормативные документы, в том числе перечень организаций-работодателей, нормативы расходов на обучение. В настоящее время на специализированном сайте http://www.educationglobal.ru/ осуществляется сбор заявок на участие в Программе.
Проведён открытый публичный конкурс на предоставление поддержки программ развития системы подготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Минобрнауки России. По итогам конкурса оказана государственная поддержка целевого обучения 2994 студентов в интересах организаций ОПК, а также материально-технического оснащения образовательного процесса на площадках 12 базовых кафедр в объёме свыше 550 млн рублей.
Продолжена реализация совместно с
Минпромторгом России пилотного проекта по созданию и развитию
инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования,
подведомственных Минобрнауки России. В 2014 году действует 20 таких центров.
Общий объём
субсидирования проектов в 2014 году составил 740 млн рублей.
Сфера исследований и разработок
Целевые показатели на 2014 год:
- 29,6 тыс. статей российских авторов в изданиях, индексированных Web of Science («Сеть науки»),
- 25 тыс. единиц – результатов интеллектуальной деятельности, ориентированных на промышленное применение,
- не менее 40% исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей.
Публикационная активность российских учёных
Фактические значения по количеству статей российских авторов в изданиях, индексированных Web of Science, аккумулируются к концу II квартала года, следующего за отчётным. По прогнозным данным, доля научных публикаций российских исследователей, индексированных Web of Science за 2014 год, достигнет 30 900 единиц.
С целью формирования мотивации исследователей и научно-педагогических работников вузов реализуются механизмы эффективного контракта, предусматривающие при аттестации и распределении стимулирующей части заработной платы учёт публикаций соответствующих сотрудников в журналах, индексируемых в базе «Сеть науки».
Для расширения круга исследователей, результаты которых подлежат публикации в научных журналах, индексируемых в базе «Сеть науки», принимаются меры по стимулированию научных организаций и вузов в части повышения квалификации и консультирования научных и научно-педагогических работников в области подготовки публикаций, а также специализированных курсов по подготовке академических публикаций для зарубежных научных журналов в рамках финансирования государственных заданий на 2014 год.
Привлекаются ведущие учёные в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации. Под руководством ведущих мировых учёных создаются лаборатории, проводящие прорывные научные исследования.
Центры коллективного пользования
Для создания условий для результативных научных исследований мирового уровня созданы и функционируют центры коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок (ЦКП). Проведён мониторинг доступности и результативности деятельности 284 центров коллективного пользования научным оборудованием и 66 уникальных научных установок за 2013 год. Подготовлены предложения по тематикам 16 приоритетных научных задач, решение которых требует использования возможностей федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием. Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию утверждены 9 из них. Созданы научные советы по приоритетным научным задачам. Осуществляется отбор ЦКП для решения этих задач.
Освобождение от НДС научных материалов
В целях создания благоприятных условий для научной, научно-технической деятельности и экспериментальных разработок российскими научными и образовательными организациями, более полного правового регулирования ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации материалов, предназначенных для научных исследований и экспериментальных разработок, утверждён перечень расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Это позволяет снизить издержки, связанные с проведением научных исследований, и повысить конкурентоспособность российских исследователей, научных и образовательных организаций, если они закупают материалы для научных исследований напрямую за рубежом.
Рост количества зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности
По итогам 2014 года количество зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности, ориентированных на промышленное применение, увеличилось до 25 378 единиц, что на 1,5% выше планового показателя 2014 года.
С целью обеспечения многократного использования результатов интеллектуальной деятельности и увеличения объёма финансового обеспечения за счёт управления правами на эти результаты внесены изменения в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ. Предусмотрены изменения, позволяющие исполнителям таких контрактов не учитывать при определении налоговой базы доходы в виде стоимости исключительных прав на такие результаты интеллектуальной деятельности, если они переданы исполнителю государственным заказчиком по договору о безвозмездном отчуждении. Утверждены правила выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы.
Для внедрения, развития и применения новых производственных технологий, обеспечения ускоренного технологического развития отраслей экономики, импортозамещения зарубежной продукции и увеличения экспортного потенциала ведущих отраслей промышленности разрабатывается национальная технологическая инициатива «Новые производственные технологии». Утверждён план мероприятий («дорожная карта») «Создание современной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации исследовательских, инженерных и технических кадров и осуществления ими научной деятельности для задач развития отрасли композитных материалов Российской Федерации» на 2014–2020 годы.
Введена в эксплуатацию единая государственная информационная система учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР). В рамках модернизации ЕГИСУ НИОКТР разрабатываются дополнительные сервисы в целях информационно-аналитической поддержки деятельности по управлению и вовлечению в оборот результатов интеллектуальной деятельности, повышения эффективности расходования государственных средств на проведение НИОКТР.
Повышение привлекательности научной деятельности
По предварительным итогам 2014 года доля исследователей в возрасте до 39 лет в государственных мероприятиях и программах поддержки составляет 41%, что свидетельствует о достижении запланированного на 2014 год показателя (40%). Постепенное увеличение этого показателя обусловлено ростом привлекательности научной деятельности для заинтересованных молодых исследователей.
В целях усиления государственной поддержки молодых учёных и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики, в 2014 году выделено 1 тыс. стипендий Президента Российской Федерации молодым учёным и аспирантам. Общий объём финансирования стипендий составил 240 млн рублей.
В целях усиления государственной поддержки молодых российских учёных, выявления и поддержки талантливой молодёжи, повышения привлекательности научной деятельности, создания условий для профессионального роста и проведения самостоятельных исследований в 2014 году выделено 800 грантов для молодых кандидатов наук, 120 грантов для молодых докторов наук, 400 грантов для ведущих научных школ по 10 областям знаний. Общий объём финансирования составляет 800 млн рублей.
Поддержка молодых исследователей является
одним из приоритетов ФЦП
«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы». Соответствующий показатель
учитывается в конкурсном отборе и при оценке результатов деятельности научных
организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и
технологические работы гражданского назначения, и в составе конкурсной документации для участия в
конкурсах на получение грантов и стипендий.
Материал представлен Минобрнауки в Правительство в марте 2015 года.