Обеспечение
защиты публичных интересов, реализация прав граждан и организаций
Обеспечение
единства правового пространства
Изменения в
сфере исполнения уголовных наказаний
Представление
интересов Российской Федерации в Европейском суде по правам человека
Обеспечение защиты публичных интересов, реализация прав граждан и организаций
Дополнительно
Президентом России подписан разработанный Минюстом Федеральный закон о назначении административного наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела.
Усовершенствованы нормативные акты в сфере нотариата и гражданское законодательство, затрагивающее вопросы нотариальной деятельности. Внесены изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, предусматривающие введение единой информационной системы нотариата, позволяющей вести в электронной форме реестры регистрации нотариальных действий, реестры наследственных дел, реестр уведомлений о залоге движимого имущества, а также осуществлять работу с нотариальными документами, совершенными в электронном формате. Кроме того, усовершенствованы общие правила осуществления нотариальной деятельности, корпоративные отношения в нотариальных палатах, введены новые нотариальные действия.
В 2014 году решена часть задач, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Юстиция» в сфере нотариата. В частности, изменены требования к лицу, претендующему на должность нотариуса, усилена ответственность нотариусов, предусмотрен компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты, существование которого позволит повысить гарантии возмещения вреда, причинённого нотариусом.
Подготовлен законопроект, определяющий правовую основу, принципы и содержание судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации, права и обязанности руководителей судебно-экспертных организаций и судебных экспертов, предъявляемые к эксперту профессиональные и квалификационные требования. Им также предусматривается организация и ведение Государственного реестра судебных экспертов, обязательным условием включения в который является сертификация компетентности. Принятие данного законопроекта позволит создать механизмы судебно-экспертной деятельности, способствующие сокращению сроков производства судебных экспертиз, отвечающие потребностям современного судопроизводства, обеспечить доступ профессионалов к специальности судебного эксперта, а также контроль качества экспертного производства и его методического обеспечения.
Подготовлен проект федерального конституционного закона, направленный на установление порядка трансляции судебных заседаний Конституционного Суда в сети интернет.
Завершена работа над проектом федерального закона, предусматривающим, что в случае совершения административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, в отношении лица, совершившего такое правонарушение, будет применяться мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за задержанное транспортное средство.
Разработан проект федерального закона, регулирующий статус адвокатского запроса как основного инструмента по сбору доказательств и оказания квалифицированной юридической помощи доверителям.
В связи с принятием в состав Российской Федерации Республики Крым и города
федерального значения Севастополя
проведена работа по их интеграции в правовую систему. Созданы территориальные
органы Минюста России и подведомственных служб, обеспечено формирование органов
адвокатуры и нотариата. В целях экспертного обеспечения деятельности
правоохранительных органов и судов, расположенных на территории новых субъектов
Федерации, создано федеральное бюджетное учреждение «Крымская лаборатория
судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации».
Обеспечение единства правового пространства
В 2014 году в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Федерации включено 113 тыс. нормативных правовых актов – на 6 тыс. актов больше, чем в 2013 году. В федеральном регистре содержится порядка 930 тыс. региональных актов, из них 575,7 тыс. действующих.
В 4,6 тыс. актов выявлены нормы, противоречащие федеральному законодательству, в соответствие с федеральными законами приведено 84%актов, в которых были выявлены нарушения (в 2013 году – 81%).
Зарегистрировано 29,2 тыс. уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений, что на 11% больше, чем в 2013 году.
Проведена антикоррупционная экспертиза более 33 тыс. уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы (на 18%больше, чем в 2013 году).
В государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации внесены 22,9 тыс. муниципальных образований.
В федеральный
регистр муниципальных нормативных правовых актов включено более 750 тыс.
муниципальных актов. Всего в федеральном
регистре содержится более 3,7 млн муниципальных актов, 3,2 млн из них
действующие.
Изменения в сфере исполнения уголовных наказаний
В учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) на 1 января 2015 года содержалось 671 649 осуждённых, подозреваемых и обвиняемых, что на 5638 человек меньше, чем на 1 января 2014 года.
Анализ данных свидетельствует о системном снижении числа лиц, содержащихся в учреждениях УИС. Так, за период с 1 января 2010 года по 1 января 2015 года снижение составило 192 341 человек.
Это в свою очередь положительно влияет на стабильное функционирование учреждений УИС.
В 2014 году продолжалась работа по совершенствованию законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний. Всего разрабатывалось более 100 нормативных правовых и ведомственных актов, из них принято 45.
Как и в предыдущие годы, основное внимание уделялось подготовке проектов, касающихся соблюдения прав и улучшения положения лиц, содержащихся в учреждениях УИС.
Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон, устанавливающий порядок предоставления и проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, с их представителями в Европейском суде по правам человека.
Принят Федеральный закон, предусматривающий возможность регистрационного учёта осуждённых по месту отбывания наказания без снятия с регистрационного учёта по месту жительства в случае осуждения к лишению свободы или принудительным работам.
Государственной Думой принят в первом чтении законопроект, предусматривающий устранение запретов ВИЧ-инфицированным осуждённым на передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительных учреждений и на выезд за пределы исправительных учреждений. Также в первом чтении принят законопроект, регулирующий условия присутствия религиозных организаций в учреждениях УИС и порядок отправления культа в местах лишения свободы.
В целях устранения фактов незаконного применения в учреждениях УИС физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в Правительство внесён законопроект, регламентирующий порядок их применения к лицам, содержащимся в этих учреждениях.
В Правительство также внесены проект федерального закона, предполагающий увеличение размера ежемесячных денежных сумм осуждённым на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, законопроект, предусматривающий новые формы участия общественных наблюдательных комиссий (ОНК) в деятельности учреждений УИС и регламентирующий порядок осуществления членами ОНК кино-, фото-, и видеосъёмки подозреваемых, обвиняемых, осуждённых к лишению свободы.
Утверждено постановление Правительства, определяющее порядок формирования попечительского совета при исправительном учреждении, срок его полномочий, компетенцию и порядок деятельности.
В 2014 году завершён переход медицинской службы на новую организационную модель – подразделения, осуществляющие медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осуждённых, а также санитарно-эпидемиологический надзор на объектах УИС, объединены в медико-санитарные части, руководители которых выведены из подчинения начальников учреждений УИС.
Показатель первичной заболеваемости среди лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, снизился на 10,5%, показатель заболеваемости лиц, содержащихся в учреждениях УИС, – на 7,1%, численность лиц, состоящих на диспансерном учёте по туберкулёзу, – на 9,2%.
По итогам 2014 года зарегистрировано снижение на 1% показателя смертности лиц, содержащихся в учреждениях УИС. Среди них впервые выявлено больных туберкулёзом на 14% меньше, чем в 2013 году. Общее число больных туберкулёзом по сравнению с 2013 годом уменьшилось с 28,9 тыс. человек до 26,2 тыс. человек. Показатель смертности от туберкулёза в 2014 году уменьшился по сравнению с 2013 годом на 17,5%.
Среднедневная заработная плата работающих осуждённых в сравнении с 2013 годом выросла на 11,6%.
Отмечается положительная динамика погашения осуждёнными исковых требований по исполнительным листам. Трудоустроены и погашали иски 51,3% лиц данной категории.
В 2014 году обучено рабочей профессии 162,5 тыс. осуждённых, трудоустроено 52,8% прошедших профессиональную подготовку.
Численность осуждённых, освобождённых из мест лишения свободы без профессии, в 2014 году по сравнению с 2013 годом сократилась более чем на 5 тыс. человек.
В результате работы Минюста России по передаче осуждённых из Российской Федерации в иностранные государства передано для отбывания наказания 325 осуждённых, принято из-за рубежа 76.
В учреждениях УИС расширяется спектр телекоммуникационных услуг, предоставляемых подозреваемым, обвиняемым и осуждённым. В 2014 году осуждённым, подозреваемым и обвиняемым предоставлено свыше 39 тыс. разговоров с использованием технологии видео-конференц-связи, оформлено около 160 тыс. заказов на получение продуктов питания и предметов первой необходимости в интернет-магазине, услуга передачи электронных писем реализована в 184 учреждениях УИС, в 514 учреждениях установлены справочные терминалы.
В течение 2014 года по учёту прошли 917,2 тыс. осуждённых к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, а также 9,2 тыс. подозреваемых (обвиняемых), в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.
По состоянию на 1 января 2015 года под электронным контролем находилось 13,8 тыс.
человек, из них 11,5 тыс. осуждённых
к ограничению свободы и 2,2 тыс. лиц, в отношении которых судом избрана мера
пресечения в виде домашнего ареста.
Представление интересов Российской Федерации в Европейском суде по правам человека
В 2014 году сохранилась наметившаяся в предыдущие годы тенденция сокращения количества жалоб против Российской Федерации, находящихся на рассмотрении в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Так, с учётом вновь поступающих жалоб их общее число сократилось с 16,8 тыс. по состоянию на 1 января 2014 года до 10 тыс. по состоянию на 31 декабря 2014 года, то есть на 41%.
Минюстом России с учётом позиции компетентных государственных органов подготовлено более 1,6 тыс. документов, содержащих правовую позицию российской стороны, исполнено 140 запросов ЕСПЧ о применении обеспечительных мер.
Продолжается успешная реализация совместного проекта Минюста России и общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», в рамках которого в секретариате ЕСПЧ работают российские юристы. При их непосредственном участии за период с 1 января по 31 декабря 2014 года судьями ЕСПЧ были признаны неприемлемыми и исключены из списка дел, подлежащих рассмотрению, порядка 7,7 тыс. жалоб против Российской Федерации.
Россия переместилась с 1-го на 3-е место по количеству обращений, находящихся на рассмотрении в ЕСПЧ.
Российская Федерация занимает также 23-е место по количеству поданных в ЕСПЧ жалоб в расчёте на 10 тыс. населения.
В целях имплементации в правовую систему Российской
Федерации конвенционных принципов и стандартов защиты прав и свобод,
выработанных Европейским судом
по правам человека, в компетентные государственные органы направлены копии
неофициального перевода всех постановлений ЕСПЧ по российским делам, вступивших
в силу в 2014 году, а также материалы с обобщением практики ЕСПЧ и Комитета
министров Совета Европы по их исполнению.
Материал представлен Минюстом в Правительство в марте 2015 года.