Недропользование
Прирост углеводородного сырья
Снятие административных барьеров и финансовых обременений
для недропользователей
Установление заявительного принципа на получение лицензий
по твёрдым полезным ископаемым
Подтверждение юридического права Российской Федерации на континентальный шельф в северной и центральной частях Охотского моря
Обоснование внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане
Соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии Каспийского моря
Охрана окружающей среды
О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей
среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Разработка и принятие поправок в закон «Об отходах производства
и потребления»
Защита и воспроизводство лесов
О мерах государственного регулирования потребления и обращения
веществ, разрушающих озоновый слой
Минаматская конвенция по ртути
Очистка загрязнённых островов архипелага Земля Франца-Иосифа
и острова Северный архипелага Новая Земля
Экологический рейтинг городов России за 2013 год
Особо охраняемые природные территории
Водоснабжение Крыма
Прирост углеводородного сырья
Дополнительно
За 12 месяцев 2014 года прирост извлекаемых запасов нефти с конденсатом составил 750 млн тонн – 1250 млрд куб. м.
За прошедший год открыто 40 месторождений углеводородного сырья и 53 месторождения твёрдых полезных ископаемых.
К наиболее крупным из них относятся:
Контекст
Месторождение «Победа» (открыто на шельфе Карского моря) с запасами нефти 130 млн тонн и газа 395,5 млрд куб. м;
Оурьинское нефтегазовое (ХМАО) с запасами нефти 33,7 млн тонн;
Западно-Колтогорское нефтяное (ХМАО) с запасами нефти 15,3 млн тонн;
Харбейское нефтегазоконденсатное (ЯНАО) с запасами газа 26,7 млрд куб. м, нефти – 6,6 млн тонн.
Снятие административных барьеров и финансовых обременений для недропользователей
Приняты поправки в закон «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Изменения позволили исключить возможность квалификации подтоварных вод как производственных отходов при добыче углеводородного сырья, а также исключить необоснованное распространение на недропользователей финансовых обременений при размещении подтоварных вод в пластах горных пород.
Установление заявительного принципа на получение лицензий по твёрдым полезным ископаемым
Приказом Минприроды России установлен заявительный принцип на получение лицензий в отношении участков недр с низкой степенью геологической изученности, на которые отсутствуют данные о наличии запасов и прогнозных ресурсов категорий Р1 и Р2.
В
результате правоприменения данного принципа только в 2014 году число заявок на геологическое
изучение твёрдых
полезных ископаемых выросло по сравнению с 2013 годом в 5 раз.
Подтверждение юридического права Российской Федерации на континентальный шельф в северной и центральной частях Охотского моря
Комиссия по границам континентального шельфа 11 марта 2014 года утвердила рекомендации Подкомиссии по рассмотрению российской заявки и приняла заявку России по Охотскому морю.
Включение анклава в российский континентальный шельф устанавливает исключительные права России на ресурсы недр и морского дна анклава (включая промысел сидячих видов, то есть краба, моллюсков и т.д.), а также распространяет российскую юрисдикцию на территорию анклава в части требований к промыслу, безопасности, охране окружающей среды и т.п.
Таким образом, на территорию анклава, которая юридически считалась частью Мирового океана, распространяется российское законодательство о континентальном шельфе.
Тем самым создаются условия для изучения и освоения ресурсов недр Охотоморского осадочного бассейна площадью около 50 тыс. кв. км в его естественных геологических границах.
В настоящее время в Охотском море добывается около 2 млн тонн биоресурсов: 50% – минтай, 200 000 тонн – рыбы семейства лососёвых, селёдка, крабы.
Запасы
углеводородов на примагаданском шельфе предварительно оцениваются в 1,1 млрд
тонн нефти и 2 трлн
тонн куб. м газа.
Обоснование внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане
Подготовлен проект заявки по установлению внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане.
В соответствии с решением Правительства проект заявки будет направлен в Комиссию по границам континентального шельфа.
Принятие российской заявки позволит:
- закрепить за Россией суверенные права на дополнительную территорию континентального шельфа в Северном Ледовитом океане площадью около 1,2 млн кв. км;
- прирастить прогнозные углеводородные ресурсы Российской Федерации на 4,9 млрд тонн условного топлива;
- расширить плацдарм обеспечения геополитических интересов в Арктике за счёт установления юрисдикции и контроля над деятельностью на морском дне и в покрывающих водах.
28 октября 2014 года завершена последняя в рамках подготовки заявки экспедиция в Арктику. Проведены морские геолого-геофизические исследования в районе котловин Подводников и Амундсена для обоснования внешней границы континентального шельфа – за пределами 200 миль.
Выполнено около 10 тыс. погонных километров сейсморазведки 2D, 330 погонных километров глубинного сейсмического зондирования, 11 тыс. погонных километров гравиметрических наблюдений, 11 тыс. погонных километров многолучевой батиметрической съемки.
15
августа 2014 года
высокоширотная экспедиция ОАО «МАГЭ» на борту научно-экспедиционного судна
«Академик Фёдоров» под
проводкой атомного ледокола «Ямал», выполняя комплекс геофизических
исследований, в сложных ледовых условиях пересекла Северный полюс. До этого
никто такие исследования на Северном полюсе не проводил.
Соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии Каспийского моря
Соглашение, подготовленное при участии Минприроды России, подписано 29 августа 2014 года в ходе четвёртого Каспийского саммита с участием глав государств в Астрахани.
Соглашение
направлено на создание и развитие комплексной региональной системы получения
информации о состоянии Каспийского моря в интересах обеспечения безопасности
жизнедеятельности и развития экономической деятельности на его акватории.
О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий внедрение наилучших доступных технологий. Поэтому скорейшая разработка и широкое внедрение отечественных стандартов наилучших доступных технологий (НДТ), опирающихся на справочники НДТ и учитывающих особенности российской экономики, является важной задачей.
Основной целью закона является стимулирование развития промышленного производства путём применения технологий, использование которых является экономически и экологически эффективным. Этим законом устанавливается новая система нормирования воздействия на окружающую среду, направленная на стимулирование внедрения хозяйствующими субъектами наилучших доступных технологий.
Как показывает европейский опыт, применение принципов НДТ может послужить важным источником технологического роста отечественных предприятий, способствовать решению задач модернизации промышленности и импортозамещения. Поэтому в рамках промышленной политики необходимо стимулировать внедрение НДТ, что приведёт не только к модернизации основных фондов, но и к строительству новых производственных мощностей, отвечающих мировым показателям энергоэффективности и ресурсосбережения. Результатом станет появление новых высокопроизводительных рабочих мест, улучшение экологической ситуации, создание отечественного оборудования и ускоренный рост различных отраслей промышленности.
Важным элементом внедрения наилучших доступных технологий станут справочники НДТ, которые должны не только основываться на современных достижениях науки и техники, но и содержать технологии, экономически и технически доступные для применения на отечественных предприятиях.
Разработка и принятие поправок в закон «Об отходах производства и потребления»
Изменения в закон об отходах позволят значительно усовершенствовать регулирование в этой сфере за счёт наделения субъектов РФ полномочиями и введения целой системы экономических стимулов для развития индустрии переработки отходов.
Документ предусматривает переход на программный метод осуществления функций по организации сбора, сортировки, переработки и размещения отходов. В проекте закона устанавливаются требования к разработке региональных схем по обращению с отходами.
В дальнейшем данные программы и схемы лягут в основу документов стратегического планирования в сфере обращения с отходами производства и потребления федерального уровня.
Основной инструмент экономического стимулирования переработки отходов производителями продукции, предлагаемый в проекте закона, – специальный утилизационный сбор.
В законопроекте предусмотрена альтернативность выбора производителем и импортёром исполнения обязанности по утилизации товаров, потерявших потребительские свойства.
Законопроект также предусматривает существенное ужесточение требований к использованию отдельных категорий отходов. В частности, вводится запрет на захоронение отходов, не утративших потребительские свойства, на закладку горных выработок и карьеров посредством отходов и др.
В законопроекте установлены приоритеты государственной политики в сфере управления отходами. Предусматривается использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами, максимальное использование исходного сырья и материалов, предотвращение образования отходов, установление нормативов утилизации, порядка отчётности о выполнении нормативов, а также декларирования производителями и импортёрами товаров объёмов упаковочной продукции и др.
По мнению большинства экспертов, внесение поправок позволит решить накопленные за многие годы проблемы отрасли, создать полноценную индустрию по переработке отходов.
Защита и воспроизводство лесов
Приняты подготовленные Минприроды России поправки по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов. Поправки касаются государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах, а также защиты и воспроизводства лесов.
В частности, предусмотрено, что мероприятия по защите и воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления, наделённым полномочиями в области лесных отношений, без проведения конкурсных процедур. Фактически это означает возврат к практике реализации всего комплекса лесохозяйственных работ на долгосрочной основе специализированными лесохозяйственными учреждениями.
Лесное законодательство также дополнено нормами, регулирующими государственный мониторинг воспроизводства лесов, лесное семеноводство, лесовосстановление и другие вопросы, относящиеся к защите и воспроизводству лесов. Предусмотрено формирование страховых фондов семян лесных растений.
О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой
Постановлением Правительства «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» вводится учёт производства, ввоза, вывоза и использования озоноразрушающих веществ. Также устанавливается необходимость ежегодного расчёта допустимых объёмов производства таких веществ и объёмов озоноразрушающих веществ, допустимых к ввозу на территорию России.
Кроме того, документом утверждены дополнительные требования в части отнесения безопасного извлечения озоноразрушающих веществ из товаров, утративших свои потребительские свойства и направляемых на захоронение, к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, а также вводится запрет на оборот озоноразрушающих веществ в таре однократного применения.
Постановление направлено на обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя от 22 марта 1985 года, Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 года и поправок к нему. В соответствии с Монреальским протоколом уровень потребления гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) для России с 1 января 2010 года по 1 января 2015 года составляет 999,23 тонн потенциала разрушения озона для всех веществ, отнесённых к ГХФУ.
Монреальским протоколом предусматривается поэтапное сокращение потребления ГХФУ начиная с 2004 года вплоть до полного отказа в 2030 году. Перечень ГХФУ включает 40 веществ, которые используются в качестве пропеллентов, хладагентов, вспенивателей и растворителей.
Минаматская конвенция по ртути
24 сентября 2014 года Российская Федерация подписала Минаматскую конвенцию по ртути. Материалы к подписанию документа были подготовлены Минприроды России.
К задачам документа относится решение проблемы регулирования отходов, состоящих из ртути и ртутных соединений, а также уменьшение глобального спроса на ртуть, обусловленного использованием данного вещества в продуктах и производственных процессах.
Кроме того, конвенция направлена на уменьшение поставок ртути в глобальном масштабе, поиск экологически рациональных вариантов хранения ртути, снижение её воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Очистка загрязнённых островов архипелага Земля Франца-Иосифа и острова Северный архипелага Новая Земля
Работы осуществлялись в рамках государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы.
На островах Хейса и Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа собрано и подготовлено к вывозу, отгружено и вывезено более 8200 тонн отходов. Проведена техническая рекультивация на площади 50 га.
На острове Северный архипелага Новая Земля, в бухте Поспелова, собрано и подготовлено к вывозу 2900 тонн отходов каменного угля, проведена техническая рекультивация на площади 26 га, вывезено 1500 тонн отходов.
В 2015 году работы на арктических островах продолжаются.
Экологический рейтинг городов России за 2013 год
Методика рейтинга была сформирована из семи ключевых категорий: воздушная среда, водопотребление и качество воды, обращение с отходами, использование территорий, транспорт, энергопотребление, управление воздействием на окружающую среду.
При подготовке рейтинга были собраны сведения по всем городам – субъектам Федерации или столицам субъектов. В общей сложности рейтинг охватил 87 городов.
В 2013 году первые места экологического рейтинга заняли Уфа, Саранск, Вологда, Москва, Воронеж.
Почти во всех этих городах сложилась достаточно благополучная ситуация с состоянием атмосферного воздуха и водопользованием, а также с транспортом, использованием городских территорий и энергопотреблением.
Наиболее значимой проблемой для составления
рейтинга остаётся
различный уровень развития систем сбора и анализа статистической информации в
городах, участвующих в рейтинге. В ряде случаев оказалось, что городам не
удалось собрать данные за 2013 год
по тем показателям, которые были доступны за 2012 год, что привело к снижению их позиций.
Особо охраняемые природные территории
В 2014 году на территории Российской Федерации создано две новые особо охраняемые природные территории федерального значения: национальный парк «Чикой» (Забайкальский край) и государственный природный заповедник «Шайтан-Тау» (Оренбургская область).
Государственный
природный заказник федерального значения «Сумароковский» преобразован в
государственный природный заказник регионального значения «Сумароковский»
(Костромская область).
Минприроды России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и региональными властями разработало План действий по обеспечению бесперебойного водоснабжения Республики Крым.
План направлен на решение краткосрочных и долговременных задач по обеспечению бесперебойного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения полуострова.
План предусматривает более 80 мероприятий, в том числе бурение скважин, строительство и обустройство водозаборов и насосных станций, ремонт, строительство и перекладку водоводов.
Выполнение первоочередных мероприятий приведёт к созданию системы водообеспечения Республики Крым и Севастополя, независимой от наличия днепровской воды в Северо-Крымском канале.
Также предусмотрено увеличение производительности действующих и устройство новых водозаборов подземных вод. Для этого будут пробурены разведочно-эксплуатационные скважины в более чем 30 населённых пунктах Крыма.
Кроме того, будут реконструированы водоводы и распределительные сети для сокращения непроизводительных потерь воды, обеспечения технической надёжности и санитарной безопасности водопроводов.
План
включает мероприятия со сроками реализации до 2017 года.
Материал представлен Минприроды в Правительство в марте 2015 года.