Реализация бюджетной политики
Обеспечение сбалансированного развития региональных и местных бюджетов
Расширение сферы применения международных стандартов финансовой отчётности, международных стандартов аудита
Деофшоризация экономики
Обеспечение устойчивости банковской системы
Регулирование деятельности платёжных систем
Налог на недвижимое имущество физических лиц
Налоговый манёвр
Изменения в законодательстве об ОСАГО
Налоговые стимулы
Интеграция новых субъектов Российской Федерации
Создание банка развития БРИКС
Реализация бюджетной политики
Разработан план обеспечения среднесрочной бюджетной устойчивости, начата его реализация: подготовлен пакет необходимых действий, созданы антикризисный фонд и резерв в рамках бюджета (общий объём аккумулированных средств составил 192 млрд рублей). Эти средства в 2015 году направляются на реализацию Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.
Дополнительно
В
Бюджетный кодекс внесены изменения, обязывающие органы государственной власти субъектов
Федерации формировать региональные бюджеты, начиная с бюджета на 2016–2018
годы, исключительно в программном формате. Одновременно вопрос составления
бюджетов муниципальных образований на основе муниципальных программ отнесён к
полномочиям субъекта Федерации.
Обеспечение сбалансированного развития региональных и местных бюджетов
В целях минимизации угрозы несбалансированности местных бюджетов разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации». Законопроект направлен на приведение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствие с законом о местном самоуправлении с учётом внесённых в него изменений. В структуру бюджетной системы вводятся бюджеты новых типов муниципальных образований (городского округа с внутригородским делением и внутригородского района), перераспределяются отдельные налоговые и неналоговые доходы между сельскими поселениями и муниципальными районами, расширяются бюджетные полномочия субъектов Федерации и муниципальных образований по достижению сбалансированности местных бюджетов, изменяются подходы к межбюджетному регулированию на региональном и муниципальном уровнях.
В целях обеспечения устойчивости региональных финансов разработана программа по замещению в регионах коммерческих кредитов банков бюджетными кредитами.
В целях оказания
дополнительной финансовой помощи субъектам Федерации в 2014 году выделено
дополнительно 150 млрд рублей для частичного погашения долговых обязательств
субъектов Федерации в виде обязательств по государственным ценным бумагам и
кредитам, полученным субъектами Федерации от кредитных организаций.
Расширение сферы применения международных стандартов финансовой отчётности, международных стандартов аудита
С целью повышения информационной открытости российского финансового рынка существенно расширена сфера применения международных стандартов финансовой отчётности. Существующий перечень организаций (кредитные, страховые организации, эмитенты ценных бумаг) дополнен организациями, имеющими особую значимость для финансового рынка. Среди таких организаций – негосударственные пенсионные фонды; управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; клиринговые организации; общественно значимые организации с долей государственной собственности (открытые акционерные общества, государственные унитарные предприятия, перечни которых будет утверждать Правительство Российской Федерации).
Принят
федеральный закон, обеспечивающий переход к применению в России международных
стандартов аудита. Это выводит аудиторскую деятельность в России на новый
уровень, соответствующий современным мировым требованиям.
Сформирована нормативно
правовая база по деофшоризации: закон о контролируемых иностранных компаниях,
установлены правила налогообложения, введён новый институт налогового резидента для
юридических лиц.
Обеспечение устойчивости банковской системы
Для обеспечения устойчивости банковской системы разработана и начата реализация программы докапитализации банков через облигации федерального займа в размере 1 трлн рублей, увеличен размер суммы страховых выплат Агентством по страхованию вкладов.
Создана нормативная база, обеспечивающая комплексное регулирование защиты прав заёмщиков. Установлено ограничение на величину полной стоимости потребительского кредита или займа.
Усовершенствовано правовое регулирование системы формирования кредитных историй с целью повышения эффективности работы кредитных организаций, защищённости кредиторов и заёмщиков. Расширен перечень юридических лиц, которые обязаны и вправе направлять информацию о задолженностях и их погашении в бюро кредитных историй; отменена необходимость получения согласия заёмщиков – физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для направления информации об их обязательствах в бюро кредитных историй; содержание кредитной истории дополнено сведениями о поручителях, залогах, банковской гарантии, поручительстве, полной стоимости займа (кредита), а также о задолженности по гражданско-правовым договорам при наличии решения суда о её взыскании.
Принята нормативная база, устанавливающая минимальный размер собственных средств (капитала) кредитных организаций, которые вправе заключать договоры банковского обслуживания со стратегическими обществами, а также обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем; в перечень кредитных организаций, соответствующих этим требованиям, вошло 136 банков (список размещён на официальном сайте Банка России).
Введена
уголовная ответственность за внесение в бухгалтерские документы финансовой
организации заведомо неполных или ложных сведений. Установлена очерёдность удовлетворения
требований вкладчиков банка (граждан и индивидуальных предпринимателей), вклады
которых не превышают 1 млн рублей. Урегулированы права лиц, не являющихся
владельцами (депонентами) счёта, на получение возмещения по вкладу при
наступлении страхового случая.
Регулирование деятельности платёжных систем
Сформированы законодательные условия для обеспечения надёжности функционирования и бесперебойности осуществления переводов денежных средств, осуществляемых в рамках платёжных систем на территории России.
Уточнены
порядок уплаты обеспечительного взноса, вносимого оператором платёжной системы,
не являющейся национально значимой платёжной системой, на специальный счёт в
Банке России; особенности взыскания штрафа за невнесение либо внесение не в
полном размере такого взноса; обеспечена возможность освобождения оператора
платёжной системы, не являющейся национально значимой, от уплаты
обеспечительного взноса и взыскания с него штрафа за неуплату обеспечительного
взноса в случае передачи им внутрироссийских транзакций на обработку оператору
национальной системы платёжных карт.
Налог на недвижимое имущество физических лиц
Введён налог на имущество физических лиц в отношении зданий,
сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых
комплексов исходя из их кадастровой стоимости (Федеральный закон от 4 октября
2014 года №284-ФЗ «О
внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской
Федерации "О налогах на имущество физических лиц"»). Закон также предусматривает
повышенное налогообложение объектов капитального строительства и незавершённого капитального
строительства, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн
рублей.
Сформирована нормативная
правовая база по налоговому манёвру
(снижение экспортных пошлин и рост НДПИ, льготный режим для новых
высокозатратных месторождений).
Изменения в законодательстве об ОСАГО
Внесены комплексные изменения в законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, направленные на совершенствование защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причинённого в результате использования транспортных средств, и повышение качества услуг по ОСАГО.
В
системе страхования автогражданской ответственности сформирована нормативная
правовая база, предусматривающая, в частности: увеличение страховой суммы, в
пределах которой возмещается вред, причинённый имуществу потерпевшего, до 400
тыс. рублей на каждого потерпевшего (с 1 октября 2014 года); увеличение размера
страховой суммы, в пределах которой возмещается вред, причинённый жизни и
здоровью потерпевшего, со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей (с 1 апреля 2015
года); обязанность страховщика предоставлять услугу заключения договора ОСАГО в
любом обособленном подразделении страховщика (филиале); увеличение
максимального размера страховой выплаты до 50 тыс. рублей в случае оформления
документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то
сотрудников полиции; оформление документов о дорожно-транспортном происшествии,
произошедшем на территориях городов федерального значения Москвы,
Санкт-Петербурга, а также Московской области, Ленинградской области, без
участия уполномоченных на то сотрудников полиции с последующей страховой выплатой
в пределах страховой суммы 400 тыс. рублей, при условии представления
страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в
результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью
технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию
информации (фото- или видеосъёмка транспортных средств и их повреждений на
месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с
применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий
системы «ГЛОНАСС» или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми
навигационными системами) (с 1 октября 2014 года); меры, направленные на
предотвращение практики отказа страховщиков в заключении договоров ОСАГО
(наложение административного штрафа на должностных лиц страховщика в размере 50
тыс. рублей; возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного
документа (с 1 июля 2015 года); право потерпевшего на выбор способа возмещения
вреда. Страховая выплата может осуществляться в денежной форме или путём
организации и оплаты ремонта повреждённого транспортного средства на выбранной
потерпевшим по согласованию со страховщиком станции технического обслуживания
транспортных средств (с 1 сентября 2014 года); сокращение сроков рассмотрения
документов потерпевшего и осуществления страховой выплаты до 20 календарных
дней за исключением нерабочих праздничных дней (с 1 сентября 2014 года).
Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке Российской Федерации и на отдельных территориях Российской Федерации"», которым для налогоплательщиков, получивших статус резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, предусматриваются конкурентные условия ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности по отношению к аналогичным территориям в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Разработан проект федерального закона, предусматривающий предоставление субъекту Федерации права снижать вплоть до 10% ставку налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта Федерации, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения в производственные мощности. Также предусмотрена возможность обнуления для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций в части, поступающей в федеральный бюджет.
На
территорию Восточной Сибири, включая Красноярский край и Республику Хакасия,
распространены налоговые преференции при реализации региональных инвестиционных проектов, действующих
с 2014 года на Дальнем Востоке, в виде применения пониженных ставок по налогу
на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых.
Интеграция новых субъектов Российской Федерации
Проведена интеграция Крыма и
Севастополя в бюджетную и финансовую систему Российской Федерации.
Достигнуты соглашения о
создании нового банка развития БРИКС и Пула международных резервов. Достигнуты
договорённости о равном
участии в управлении новым банком независимо от масштаба экономики
страны-участницы.
Материал представлен Минфином в Правительство в марте 2015 года.