Вопрос: Михаил Александрович, вы сказали о том, что в 14 регионах обнаружили проблемы с некачественным жильём, в которое переселяют людей из аварийного жилья. Как вы планируете в этом году бороться с этой проблемой? Какие меры будете принимать?
М.Мень: Спасибо за вопрос. Это действительно отдельная серьёзная тема. Знаете, когда мы боремся с излишними административными барьерами, здесь всегда нужно быть очень внимательными.
В своё время было
принято решение, по которому малоэтажка не проходит экспертизу, соответственно,
и надзор строительный тоже не осуществляется, потому что это взаимосвязанные
вещи. В конечном итоге мы пришли к тому, что определённая неэффективность
появляется в реализации государственных задач, государственных контрактов. И теперь мы возвращаемся к той
позиции, когда всё-таки необходимо будет делать проект малоэтажки (когда речь
идёт об участии в государственных программах), и, соответственно, появляется,
помимо тех контрольных функций, которые есть у муниципалитета при
приёме и вводе в эксплуатацию, сдаче этого жилья, ещё и архстройнадзор
соответствующего региона. Мы, конечно, не будем затягивать эту ситуацию на
Главгосэкспертизу, но региональные государственные экспертизы должны изучать ту
ПСД (проектно-сметная документация),
которая представлена. Будем надеяться, что всё это будет делаться быстро,
потому что это региональные экспертизы и регионы заинтересованы в этом. Но тем
самым появляется определённый контроль, потому что если нет проекта, то и контролировать,
собственно говоря, нечего.
И допуск СРО (саморегулируемая организация). Есть определённые изменения в законодательство, которые уже сейчас внесены в Правительство для обсуждения, по субсидиарной ответственности саморегулируемых организаций. У нас по малоэтажке даже не было необходимости получения допуска саморегулируемой организации. Сегодня мы тоже соответствующие изменения вносим, и допуск будет. И дальше это повлечёт за собой соответствующую ответственность, которая уже будет в этих вновь принятых законах. Она и сейчас есть – минимальная, но тоже есть.
Так что нужно очень внимательными быть, когда мы административные барьеры какие-то снимаем – порой здесь бывают такие перекосы. Но сегодня будем исправлять.
Сразу хочу сказать, что, к счастью, таких некачественных домов немного. Это вопиющие случаи – как Белые Берега, о которых я рассказал сегодня на заседании Правительства, где восемь домов, многоквартирных домов (они не большие, но многоквартирные) просто непригодны для проживания, и сегодня новые региональные власти вынуждены тратить собственные бюджетные деньги, для того чтобы теперь переселить людей из этого жилья. Но общий объём, конечно, там не превышает 1%, поэтому это не сильно портит картину общую. Но даже один вот такой пример, как Белые Берега, – это, безусловно, ложка дёгтя определённая. Так что придётся возвращать старые процедуры, которые смогут усилить контроль.
Вопрос: Михаил Александрович, на недавней коллегии Минстроя Дмитрий Николаевич Козак отметил, что в некоторых регионах зафиксировано снижение ввода жилья на 30–40%, а также снижение темпов выдачи разрешений на строительство, в частности в Самарской области. Не опасаетесь ли Вы, что это скажется в том числе и на программе расселения из аварийного жилья? Потому что объём большой – 2,7 млн.
М.Мень: Когда мы проводили коллегию, на которой было соответствующее выступление Дмитрия Николаевича… Это был тот период, когда наша программа по субсидированию процентной ставки только заработала. И вот сейчас мы по прошествии чуть больше чем две недели с того момента, как Дмитрий Анатольевич подписал этот документ, начали получать первые результаты, и они очень неплохие. Вы помните, что у нас там объём бюджетных средств – 20 млрд, выделенных на субсидирование процентной ставки, но общий объём кредитов, который может быть взят нашими людьми по ипотеке с государственной поддержкой, – порядка 400 млрд. Так вот, уже на сегодняшний день банки подали заявки на 544 млрд рублей, то есть уже заявок банков больше, чем тот объём, который мы с вами подготовили для государственной поддержки. Поверьте, что банки опираются на активность населения, потому что у них нет никакого смысла заранее подавать заявки, которые потом будут не востребованы. И вот только первая цифра по Сбербанку: там уже на 0,5 млрд кредитов прямо физически выдано за этот короткий срок, и где-то порядка 25,5 млрд – это те, кто прошёл уже кредитный комитет в Сбербанке. То есть это уже достаточно неплохая цифра, и мы надеемся, что всё-таки то, что прогнозировали в ноябре, в декабре, сильные падения, мы всё-таки за счёт этой программы немножко переломим эти негативные тренды.
Дмитрий Николаевич (Козак) говорил выборно по ряду регионов – общее падение по тем же ипотечным кредитам было порядка 20% за первые два месяца этого года, а сейчас пошёл перелом. Конечно, подводить какие-то итоги рано, но мы очень надеемся на эту программу, и первые отзывы достаточно позитивные.
Что касается аварийного жилья. Мы никак не связываем эти вещи, потому что, наоборот, это возможность создания дополнительных рабочих мест в отрасли и это реальный государственный заказ. И регионы будут вдвойне усиленно приглашать застройщиков на конкурсные процедуры, потому что это даст возможность, может быть, даже тем застройщикам неплохим, которым доверяют региональные и муниципальные власти, поучаствовать в этих конкурсных процедурах и сохранить там свои рабочие места в этих компаниях. Так что мы очень рады, что и этот год, 2015-й, будет тоже очень большой по объёмам. Я напомню, что Дмитрий Анатольевич говорил, что в районе 1 млн мы раньше расселяли всегда и сейчас вообще к 3 млн приблизились, в этом году. Впервые действительно такой серьёзный результат. И следующий год тоже очень мощный, и мы рассматриваем это как определённую антикризисную меру.
Вопрос: Михаил Александрович, на Правительстве прозвучала мысль о том, что финансирование, направленное на ликвидацию аварийного жилья, не будет увеличено. Означает ли это, что регионы получат те же самые деньги, которые были запланированы, вне зависимости от курса рубля?
М.Мень: У нас в отрасли в части жилья экономического класса никакой привязки к цене валюты нет. Мы практически импортозамещённая отрасль. Мы порядка 90% продукции, из которой строится жильё экономического класса, производим на территории страны. Только за последние 10 месяцев мы открыли восемь новых ДСК современнейших. Там есть некоторые позиции (насосное оборудование и так далее), которые входят в эти 10%, но я думаю, что в ближайшее время и эти позиции будут закрываться. То есть у нас такого роста нет, и мы сильно цены минстроевские, которые рекомендованы для регионов, для государственных нужд, не меняем. И сегодня мы чётко ставим задачу – и графики согласовываем, корректировки какие-то делаются, но общие задачи всё равно остаются прежними. И то, что регионы, просят ещё определённые средства, для того чтобы снизить нагрузку на региональный бюджет... Но вот Дмитрий Николаевич Козак отреагировал на это, что этого делать нельзя, и мы с этим полностью согласны, поскольку у нас всё систематизировано, уже большинство объектов, которые будут вводиться в этом году, законтрактовано. То есть здесь всё чётко… У нас есть возможность внутри фонда поддержать регионы – это другой вопрос, то есть теми средствами, которыми фонд оперировал и зарабатывал через депозиты определённые и так далее, это другой вопрос. Но дополнительных средств мы здесь не просим. Все пока укладываются.
Я только вчера вернулся из Казани. Посмотрел… По программе «Жильё для российской семьи» мне очень понравился микрорайон, где будут стоить квартиры до 35 тыс. рублей за квадратный метр – монолитный каркас, стены из кирпича, всё вполне разумно. Просто нужно немножко о сверхприбылях забывать, а работать вдолгую и на объёмах больших – вот наша установка строителям, и большинство слышит это.
Вопрос: Правильно ли я поняла, что программа по расселению аварийного жилья не была срезана (как многие другие, на 10%)?
М.Мень: Нет, не была срезана, и мы за это очень благодарны и Президенту страны, и Дмитрию Анатольевичу за поддержку в сегодняшних условиях. Мы, ещё раз хочу повторить, воспринимаем это как безусловную антикризисную меру.
Вопрос: В ходе конференции прозвучало, что главы регионов, которые не укладываются, не соответствуют плановым показателям, будут нести ответственность. В чём она будет заключаться?
М.Мень: 5 тыс. рублей за один просроченный день. Вот такая ответственность, очень замечательная. И мы будем использовать механизмы Фонда ЖКХ и просто недодавать соответствующие суммы при следующих траншах. Финансовая ответственность всегда, знаете, бодрит. Поэтому я думаю, что нас все услышали сегодня – и те регионы, которые у нас отстающие… К счастью, их немного, и надо сказать, что много передовиков, которые перевыполнили планы, за счёт этого мы не просто выполнили целевые показатели, но даже перевыполнили – за счёт тех, кто у себя на территориях перевыполнил задачи 2014 года. Но и этим господам нужно задуматься, потому что в некоторых регионах мне непонятен подход.
Вопрос: Вопрос по жилью для российской семьи. Вы упомянули программу, она запущена. Насколько россияне проявили интерес в нынешних условиях к покупке жилья?
М.Мень: Да, я рассказывал о вчерашней поездке в Казань, осмотре площадок. Также ещё ряд регионов мы смотрели. Идёт очень активная работа в Туле. Сегодня первые цифры у нас есть: порядка 7 тыс. семей подали заявки уже на участие в этой программе по определённым критериям. 7 тыс. семей – это где-то порядка 20 тыс. человек. То есть это достаточно неплохо, для старта программы (только в прошлом году стартовала) очень неплохо, и это серьёзное превышение тех показателей, которые были в конце прошлого года.
Я хотел бы озвучить вам регионы. В Пермском крае достаточно много (почти 2 тыс. семей) заявились, Чувашия, Башкортостан, та же Тульская область, о которой я говорил сегодня, Нижегородская область и ещё ряд субъектов Российской Федерации, которые активно участвуют в реализации этой программы.
Вопрос: Газета «Коммерсант». Михаил Александрович, вы сегодня на заседании Правительства упомянули об изменении в федеральный закон о Фонде ЖКХ (Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства), согласно которому регионы смогут подавать заявки на весь лимит финансирования. Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что имеется в виду? Какой механизм предлагается и не изменится ли доля софинансирования со стороны регионов?
М.Мень: Нет, это делается для тех регионов, которые успешны, которые справляются с задачей. И это была просьба руководителей сильных регионов. Показатели не изменятся, но определённые бонусы будут, как мы и раньше планировали, для тех регионов, которые двигаются вперёд. И если кто-то до 2017 года возьмёт на себя все обязательства и полностью их зафиксирует на бумаге, это только облегчит и нашу контрольную работу, и контрольную работу со стороны руководителей регионов и муниципалитетов. Это только приветствуется, и определённая система бонусов будет поддержана.
Спасибо.