Стенограмма:
Д.Мантуров: Закончилось совещание у Дмитрия Анатольевича по обеспечению устойчивого развития автомобильной промышленности. Мы на прошлой неделе направляли свои предложения, они Аппаратом Правительства проработаны, и сегодня Председатель Правительства принял решения по всем заранее подготовленным мерам.
В первую очередь это продление на II квартал поддержки спроса в объёме 5 млрд рублей к тем 10, которые уже реализовываются сегодня. Плюс к этому мы запускаем дополнительно программу по лизингу, по поддержке лизинга. Причём это операционный лизинг, поэтому мы таким образом обновляем ранее используемую систему поддержки лизинга как таковую в автопроме.
И следующая мера – это компенсация процентов по кредитам, которые берутся предприятиями или физическими лицами для приобретения транспорта, причём мы специально не ограничиваем категории автомобилей. Это могут быть и легковые (и при этом лёгкокоммерческие), и грузовые автомобили, и автобусы, в зависимости от того, кто является приобретателем и в каком направлении это будет использоваться.
Дополнительно выделяются средства на закупку муниципальными образованиями в части трамваев и троллейбусов – это около 600 млн рублей.
И серьёзная сумма, почти 11 млрд рублей, выделена на закупку автотранспорта федеральными органами исполнительной власти. Все эти меры должны в совокупности сдемпфировать снижение, во-первых, рынка и, соответственно, снижение объёмов производства. Мы рассчитываем, что таким образом можно будет компенсировать примерно на четверть по отношению к тем прогнозам, которые были экспертами даны ещё в начале года.
Вопрос: А что, Денис Валентинович, вы имеете в виду – на четверть?
Д.Мантуров: Что если не принимать никаких мер поддержки, то рынок упадёт на 50%. Если учитывать те меры поддержки, которые уже были запущены в начале года, плюс те, по которым решения приняты сегодня, рынок снизится по отношению к 2014 году примерно на 24%.
Вопрос: Какие-нибудь специальные мероприятия по калининградским предприятиям вы будете проводить?
Д.Мантуров: У нас сегодня все предприятия автопрома находятся в одинаковых условиях: либо это предприятия, которые реализовывают свою программу без соглашения о промсборке, либо это соглашение о промсборке. Поэтому Калининград в данном случае не является исключением. Они функционируют и реализуют свою стратегию и программу. Естественно, они также участвуют во всех государственных программах поддержки, о которых я сказал и которые сегодня существуют, которые начали функционировать с начала этого года.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, сколько планируется в рамках ваших предложений выделить на автокредитование? И правда ли, что в мае на утилизацию старых автомобилей будет направлено 5 млрд вместо 10?
Д.Мантуров: Если вы фиксировали те цифры, которые я обозначил, то цифры на поддержку спроса как раз 5 млрд, с учётом того, что те 10 млрд, которые были выделены, и по ним идёт программа с января этого года… Программа, к сожалению, не так динамично развивается, как в прошлом году, поэтому этих средств хватит на апрель и, думаю, на середину мая включительно. Поэтому сумма не 10, а 5 на II квартал исходит именно из того, что часть средств не будет использована по результатам I квартала. На сегодняшний день продано по этой программе порядка 38 тыс. автомобилей, а всего должно быть реализовано около 100 тыс. автомобилей, для того чтобы исполнить те параметры в 10 млрд, на которые мы рассчитывали выйти.
Вопрос: 100 тыс. – это за 10 млрд рублей?
Д.Мантуров: 100 тыс. – это примерно за 10 млрд, да.
Вопрос: А 5 млрд – это на тех же условиях, что и…
Д.Мантуров: 5 млрд будут на тех же самых условиях. И эти средства будут в резерве после того, как будут выбраны 10 млрд по первому траншу.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, об условиях субсидирования автокредитов: предельная сумма, сумма автомобиля, какие марки и какая доля ставки?
Д.Мантуров: Могу сказать только предварительно, что мы уже обсуждали с федеральными органами исполнительной власти и с представителями автомобильной отрасли, а также ещё и с дилерами, поскольку это достаточно самостоятельный, причём очень крупный сегмент экономики – автодилеры, в нём занято более чем 250 тыс. человек, это около 2,5 тыс. предприятий. Мы исходим из того, что это будет привязано к ключевой ставке, и по большинству этих параметров и условий мы находим поддержку наших коллег из других органов исполнительной власти. Что касается категорий автомобилей и категорий покупателей, мы не будем ограничивать, поэтому основной, собственно, момент здесь именно ключевая ставка.
Вопрос: Какую долю от ключевой ставки?
Д.Мантуров: Сейчас окончательно находимся на этапе согласований. Скорее всего, это будет 70% от ключевой ставки.
Вопрос: А предельный порог цены транспортного средства есть?
Д.Мантуров: В ближайшее время, естественно, это не предполагается для стимулирования покупки дорогого сегмента, поскольку у нас уже есть с вами опыт по поддержке спроса, это будет порядка 700 тыс. за автомобиль.
Вопрос: До 700 тыс.?
Д.Мантуров: Примерно так. То есть могут быть ещё какие-то корректировки, но средняя цена именно такая.
Вопрос: Денис Валентинович, скажите, пожалуйста, исходя из нынешней ситуации в экономике, на авторынке не планируется пересматривать какие-либо условия соглашения о промсборке?
Д.Мантуров: Нет. Условия соглашения о промсборке пересматриваться не будут. Более того, основная масса компаний уже, во-первых, либо выполнили, либо перевыполняют уровень локализации, который прописан как норма в этих соглашениях. Собственно, поэтому они сохраняются на рынке, продолжают своё производство и, соответственно, участвуют в наших программах.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, китайские автопроизводители ведут с вами переговоры о строительстве здесь заводов, производств?
Д.Мантуров: Китайские производители, как и производители из других стран, имеют все возможности организовывать производство на территории нашей страны. Мы не делаем никаких ограничений по запуску новых производств, особенно автокомпонентов. Я скажу отдельно, что мы достаточно долго и серьёзным образом мотивировали компании к организации производства именно по автокомпонентам и, как ни странно, как раз именно в конце прошлого года и начале этого пошёл интенсивный запрос к нам в ведомство как раз по включению новых предприятий в программу компенсации процентов при создании производства либо модернизации именно в автокомпонентной отрасли. Поэтому мы рассчитываем, что зарубежные производители будут приходить на наш рынок и организовывать локализацию, организовывать новое производство своих компонентов на действующих сборочных производствах. Это масштабный бизнес, и в нём должны быть предприятия заинтересованы.
Вопрос: А какие-то отдельные меры поддержки АвтоВАЗа предполагаются?
Д.Мантуров: А зачем? Дело в том, что какого-то серьёзного сокращения на АвтоВАЗе не предполагается, потому что все сокращения прошли в 2008, 2009, 2010 годах.
Вопрос: Рабочей силы?
Д.Мантуров: Сокращения рабочей силы, да. Если вы помните, цифра была порядка 110 тыс. работающих, сегодня – около 50 тыс. Поэтому уже сжиматься практически некуда. Что касается ИТР (инженерно-технических работников) – да, там есть ещё какой-то небольшой резерв, но несущественный. Что касается рабочих специальностей – какие-то плановые сокращения: по увольняющимся по пенсии, либо ускоренной пенсии. Что касается массовых сокращений, то никаких массовых сокращений не будет, поэтому дополнительной поддержки не требуется.
Вопрос: На какие условия металлурги пошли непосредственно для автопрома? Они готовы снизить цены или заморозить их?
Д.Мантуров: Я уже говорил, что абсолютно все автопроизводители – и в автопроме, и в транспортном машиностроении – подписали с металлургами соглашения. Все на разных условиях, в разное время эти соглашения заканчиваются – у кого-то это был IV квартал прошлого года, у кого-то это январь. Январь и февраль как раз были самые критические месяцы. Поэтому все подписали соглашения, естественно, на разных условиях и с формулой цены до конца года.
Спасибо.