Стенограмма:
А.Силуанов: Сегодня Правительство рассматривало поправки в бюджет 2015 года. Мы выходим с предложением об уточнении бюджета несколько раньше, чем это делалось обычно, поскольку есть необходимость скорейшего принятия мер, направленных на поддержку экономики, поддержку субъектов Российской Федерации и малообеспеченных слоёв населения. Если помните, обычно мы выходили с поправками в конце марта, в апреле. Надеемся на совместную работу с парламентом по рассмотрению этих предложений и поправок.
У нас резко изменилась макроэкономическая ситуация, и эти изменения достаточно существенны: доходы снижаются больше чем на 17%. Поэтому не корректировать бюджет в этих условиях было просто невозможно. И тот манёвр бюджета, который учтён, в первую очередь даёт приоритет социальным расходам: пенсии проиндексированы, увеличены дотации Пенсионному фонду для его сбалансированности, проиндексирован целый ряд других расходов и предусмотрены меры антикризисного характера, антикризисного воздействия. Поэтому поправки в бюджет необходимы, необходимо их принять достаточно оперативно. Будем взаимодействовать с парламентариями.
Сегодня обсуждение прошло достаточно бурно. Многие, конечно, высказывались против оптимизации расходов, а вы знаете, что мы предложили сокращение на 10% по основным расходным позициям, по основным госпрограммам. Конечно, не всем это нравится.
Помимо 10-процентного сокращения мы предложили и по инвестициям посмотреть дополнительные возможности оптимизации: по новым стройкам – постараться их отложить на более поздние строки, по переходящим стройкам – оптимизировать на 50%. Оставить в приоритете лишь вводные объекты. Вводные объекты, мы приняли решение, в полном объёме должны быть профинансированы. Кроме того, мы на федеральном уровне отказались от индексации, предлагаем отказаться от индексации зарплат госслужащим, военнослужащим и работникам бюджетной сферы. Мы думаем, что такие решения могут принять и субъекты Российской Федерации, это их решение, в этих условиях это абсолютно оправданно.
В прошлые годы мы все привыкли к уточнениям бюджета, когда происходит перераспределение, но в большей степени идут добавки. Сейчас ситуация меняется: наоборот, мы вынуждены больше говорить об оптимизации бюджета.
Нам необходимо на предстоящую трёхлетку очень серьёзно задуматься. Задача бездефицитного бюджета в 2017 году требует неувеличения практически в номинале объёмов расходов, которые мы имеем сегодня. Напомню, что в трёхлетнем бюджете у нас каждый год расходы росли на триллион рублей. Поэтому задача – в этом году принять решения, которые бы корректировали наши обязательства с учётом новых возможностей бюджета, с учётом необходимости непроедания Резервного фонда, потому что можно это сделать за год-полтора и остаться без резервов через два года. Считаю, что такая политика неоправданна. И мы вполне можем и должны в первую очередь поработать с нашими обязательствами.
Поэтому работа предстоит непростая, сложная. Нам нужно будет эту работу проводить вместе с министерствами и ведомствами – в Правительстве, с одной стороны. С другой стороны, конечно, сложным будет и процесс прохождения бюджета в Государственной Думе. Поэтому мы с учётом доработок, которые обозначил Председатель Правительства, в течение недели подкорректируем наши предложения по бюджету, внесём их в Государственную Думу и там продолжим взаимодействие с депутатами.
Вопрос: Мила Кузьмич, РИА «Новости». Антон Германович, можете рассказать подробнее о доработках? Что именно вы планируете доработать в течение недели? Я так понимаю, что основные параметры и ваши предложения приняты и вы не будете их менять. Правильно я понимаю? И ещё, вы, когда выступали, упомянули данные по исполнению бюджета этого года за два месяца, сказали, что доходы снизились на 10%. Не могли бы вы озвучить все данные полностью – по исполнению, доходам, расходам, дефицит за два месяца, раз они у вас есть?
А.Силуанов: Да, я действительно говорил о том, что у нас доходы снизились на 8%, а без учёта разовых факторов, таких, которые произошли, в том числе по неналоговым доходам, снижение составляет 10%. При этом мы ещё получали экспортные пошлины, НДПИ, исходя из цен на нефть за прошлый год.
Дефицит бюджета за два месяца у нас составил около 770 млрд рублей. В прошлом году за два месяца был профицит. Поэтому, безусловно, данные по доходам будут у нас идти в минус, снижаться и дальше, и в целом мы оцениваем снижение доходов более чем на 17%.
Какие основные замечания были? Вы знаете, много было замечаний относительно инвестиционных проектов. Отдельные министерства и ведомства высказывались о том, что необходимо вновь вернуться к реализации инвестиционных программ, инвестиционных объектов и восстановить объём ассигнований.
Это касается в первую очередь такой программы, как Дальний Восток. Действительно, там много новых проектов, и когда мы смотрели их вместе с Министерством экономического развития, то, руководствуясь в первую очередь подходом об оптимизации новых инвестиционных проектов, мы предложили пока их не начинать или начинать за счёт субъектов Российской Федерации, просто потому, что в основном это региональные проекты с софинансированием из федерального бюджета.
Ряд предложений касался перераспределения ассигнований по отдельным министерствам и ведомствам. Ряд предложений касался дополнительного увеличения или восстановления десятипроцентного сокращения. Но здесь есть какое ограничение? Мы должны сократить расходы в реальном выражении на 5% – такая задача поставлена в Послании Президента, да и антикризисный план Правительства тоже предусматривает реализацию этой задачи. 5% в реальном выражении определены – это чуть больше 15 трлн рублей. Сверх этих расходов мы не можем их увеличивать. Даже, предположим, если мы найдём или в ходе исполнения бюджета получим дополнительные доходы, то в этом случае мы должны сокращать траты Резервного фонда, поскольку предельный объём расходов чётко определён. Нам увеличивать его нельзя, иначе потом мы не выйдем на нашу цель – приведение бюджета в соответствие с новыми макроэкономическими условиями и обеспечение его балансировки в 2017 году. Невозможно это иначе сделать. Поэтому, как ни сложно будет, будем искать ресурсы внутри бюджета, а ещё смотреть возможности для дальнейшей работы с расходами.
Вопрос: «Блумберг». Можно всё-таки уточнить: вы на следующей неделе вносите бюджет в Госдуму или вся следующая неделя уйдёт на доработку бюджета?
А.Силуанов: Председатель Правительства дал нам на доработку семь дней. Мы, собственно, этим и будем руководствоваться.
Вопрос: По поводу Резервного фонда. Вы планируете запросить 3,7 трлн рублей, включая те 500 млрд, которые уже, собственно, были на этой неделе получены. Есть ли какой-то график или транши, как будет бюджет получать деньги из Резервного фонда?
А.Силуанов: Мы намерены запросить 3 трлн 170 млрд рублей и ещё иметь право использовать до 500 млрд рублей Резервного фонда, как это было сейчас в бюджете. То есть в 3,17 трлн включаются первые 500 млрд, которые мы уже использовали в текущем году. У нас такое право было, мы использовали его вместе с Центральным банком: сократили резервы Правительства. Поэтому в 3,17 трлн включаются те 500, которые были использованы, и эти деньги необходимы будут для финансирования дефицита бюджета. И мы хотим те же самые 500, такой же объём сохранить в качестве возможности задействования средств Резервного фонда, чтобы мы могли иметь больше оперативности в распоряжении средствами фонда. Это не значит, что мы их потратим, вторые 500, но такое право хотим получить и будем работать по датам.
Вопрос: Но графика нет какого-то? То есть каждый месяц или каждые два месяца…
А.Силуанов: Пока у нас ресурсов для исполнения наших кассовых планов до апреля достаточно. Посмотрим, как будет проходить пополнение бюджетной базы и как мы будем привлекать источники финансирования дефицита на внутреннем рынке. После этого будет приниматься решение по задействованию Резервного фонда. Хочу сразу сказать, что это будет последняя, что называется, мера. В первую очередь, безусловно, будут использоваться остатки средств, которые у нас есть в бюджете, ресурсы, которыми располагает казначейство, исполняя бюджеты учреждений, бюджеты государственных внебюджетных фондов (там немаленькие остатки есть, мы их будем задействовать), будем выходить на рынок. И только потом, в самую последнюю очередь, обращаться к средствам Резервного фонда.
Вопрос: По поводу регионов, региональных бюджетов. Вы две недели назад говорили, что надо скорректировать Указ Президента по повышению зарплаты бюджетников до средней по региону. Принято ли это решение? И второй вопрос: по долгу регионов какие у вас прогнозы на этот год? Насколько увеличится долг?
А.Силуанов: Региональные бюджеты, действительно, тоже острая проблема. Почему? Потому что в условиях снижения доходов растут обязательства. И в первую очередь надо работать с регионами по обязательствам, которые есть у субъектов Российской Федерации. Основное обязательство – это «дорожные карты», в том числе и по повышению заработных плат. Мы на федеральном уровне сейчас говорим о возможности переноса индексации заработных плат и считаем, что такие же решения возможно принять субъектам Российской Федерации. Сейчас прогноз роста заработных плат значительно ниже, чем был летом прошлого года, когда бюджеты формировались. С другой стороны, в реальном выражении вообще заработная плата идёт вниз. Поэтому торопиться, как это было раньше, и в ускоренном порядке принимать решения об увеличении заработной платы работникам бюджетной сферы, наверное, в этих условиях достаточно сложно – с точки зрения нагрузки на бюджет. Сейчас надо больше заниматься, конечно, производительностью труда, чему в первые годы реализации этих «дорожных карт» в меньшей степени уделялось внимание. Поэтому мы считаем, что для того, чтобы обеспечить баланс, балансировку бюджетов регионов, помимо финансовой помощи, которая будет оказываться из федерального центра, регионам надо ещё раз взглянуть на те обязательства, которые они выполняют. И федеральным министерствам и ведомствам тоже по соответствующим отраслям скорректировать «дорожные карты», которые были на этот год предусмотрены. Только в таком случае регионы могут не сильно увеличить долги. По нашим оценкам, если ничего не делать, то бюджетный дефицит может составить около 600 млрд рублей. Если мы поработаем с оптимизацией расходных обязательств на этот год, поможем субъектам в рамках практически несокращаемых объёмов трансфертов и увеличим бюджетные кредиты, мы обеспечим финансовыми ресурсами регионы в этот непростой период.
Вопрос: То есть график повышения будет растянут во времени?
А.Силуанов: Это будет решение субъектов Российской Федерации. И мы считаем, что такие планы должны быть скорректированы вместе с нашими отраслевыми министерствами и ведомствами, которые (каждое по своей линии, отрасли) осуществляют взаимодействие с регионами: то есть Министерство образования – по линии образования, Министерство культуры – по культуре и так далее. То есть те планы, которые были в рамках так называемой дорожной карты определены на текущий год, в нынешних условиях вполне могут быть скорректированы. Мы считаем, что это экономически абсолютно правильно.
Вопрос: Алексей Улюкаев обещает в апреле вновь пересмотреть прогноз и уже говорит о его улучшении. Вы согласны вновь проводить кампанию по пересмотру бюджета либо вы будете просто сокращать расходы Резервного фонда?
А.Силуанов: Мы никаких кампаний не проводим, мы просто уточняем бюджет с учётом резко изменившегося прогноза. Мы уже с вами говорили о том, что если цена на нефть, предположим, будет уточнена… Если мы получим дополнительные доходы в текущем году, в первую очередь их надо направлять на снижение трат Резервного фонда.
Можно, конечно, поступить и по-другому – можно увеличивать расходы, но тогда подушка безопасности у нас быстро сократится. Поэтому в нынешних условиях есть чёткий ориентир – объём бюджетных расходов, рассчитанный исходя из сокращения на 5% в реальном выражении. Поэтому считаю, что даже если мы получим дополнительные доходы, поступления – ещё нужно посмотреть, как пойдёт развитие ситуации, – это должно приводить к снижению использования средств Резервного фонда Правительства.
<…>