Стенограмма:
М.Топилин: Мы обсуждали, как дальше двигаться по реализации Стратегии развития пенсионной системы. Этот документ – публичный, он утверждён уже давно. Мы много что, как нам представляется, сделали и обсуждали то, что было связано с переходом на новую пенсионную формулу. Для граждан теперь всё достаточно прозрачно, я считаю, что предельно прозрачно. Почему – я это рассказывал тоже. Мы открыли для всех граждан личный кабинет. Мы, кстати, его показывали в Башкортостане, демонстрировали Председателю Правительства, что это означает. Это теперь в соответствии с законом – личный кабинет. Это не просто то, что мы делаем или не делаем. Теперь каждый гражданин в силу закона может обратиться и посмотреть, какие у него права накопились, посмотреть какой работодатель за него платил взнос, и если не платил, и у него есть понимание, что вообще взносы должны были уплачиваться до 2002 года, после 2002 года можно эту историю всю начинать «раскручивать» и тем самым следить в последующем за своими пенсионными правами.
С точки зрения той темы, которая является для нас предельно важной, – это легализация трудовых отношений – мне кажется, это такой мягкий, нормальный, спокойный вариант. Это не какие-то там дополнительные налоги или какие-то сборы, нет. Именно благодаря этому человек будет интересоваться своими пенсионными правами. Вопросы, связанные с дальнейшими шагами, – это то, что у нас записано в стратегии. В стратегии записано, что мы должны подойти к теме, связанной с возможными ограничениями в выплатах пенсий работающим пенсионерам, если у них высокий доход. И мы предложили согласованную позицию с Министерством экономического развития и с Министерством финансов, что нужно такую систему ограничений постепенно вводить. Для этого нам нужно перейти с 2016 года на ежемесячную отчётность для работодателей, потому что сейчас она ежеквартальная, а чтобы следить постоянно за доходом, отслеживать доход в системе страхования, нужно иметь ежемесячную отчётность. Сразу хочу подчеркнуть, что это не должно быть дополнительной нагрузкой на работодателей. Сейчас мы эту систему отрабатываем, и это нам позволит в последующем приостанавливать выплату пенсий тем, у кого средний годовой доход… То есть мы будем смотреть постоянно в текущем режиме, какой доход. Если мы видим, что за предыдущий год миллион рублей, а мы будем это видеть в ежемесячном режиме, то будет приниматься решение о приостановке пенсии через месяц, когда мы увидим эту ситуацию. Такое предложение поддержано. Оно поддержано и представителями палат Федерального Собрания как идея. И мы будем готовить соответствующий законопроект. Это будет введено либо с 2016-го, либо с 2017 года, всё будет зависеть от настройки учёта.
Мы исходим из того, что это не коснётся большинства граждан, эта мера будет касаться высокооплачиваемых категорий граждан. 1 млн рублей – это 83 тыс. в месяц. По нашим расчётам, это коснётся порядка 220 тыс. человек. Это очень немного.
Вопрос: А в процентном отношении? Это меньше процента?
М.Топилин: Меньше процента, конечно.
Это осознанная позиция. Потому что мы обсуждали предложения более жёсткие – допустим, два с половиной прожиточных минимума. Это признано нецелесообразным по той простой причине, что тогда коснётся действительно очень многих людей. Просто люди будут бросать работу, уходить – начинать играть на рынке труда. Мы ничего не выиграем: люди бросят работу – мы потеряем больше во взносах, нежели приобретём в эффекте от этих мер. Нужно очень плавно, спокойно для тех категорий, которые действительно получают достаточно большие суммы, эту систему вводить.
В чём ещё смысл? Мы исходим из того, что мы же ввели в прошлом году, с этого года – помните? – стимулирование более позднего выхода на пенсию. И в принципе людям будет выгодно, как мне представляется, не терять... А для тех людей, которые получают такие заработные платы, это будет дополнительным стимулом, чтобы не терять текущую пенсию, а просто отложить её. Это будет дополнительным стимулом, и в последующем они получат бо́льшую пенсию, как вы помните, с повышающими коэффициентами на один год, на два года, на пять лет. Там уже существенный прирост – 45%, если ты отложил до 65 лет. Поэтому такая позиция принята.
Мы обсуждали вопросы, связанные с повышением требований к стажу для учителей, врачей и творческих работников. Сегодня в прессе это предложение было уже озвучено. Мы предлагали, как Министерство труда, с 2016 года по три месяца, с шагом три месяца, этот стаж повышать. Считаем, это достаточно комфортная позиция. Пока договорились о том, что нужно эту тему публично пообсуждать, какая будет реакция. Это нормальная история с точки зрения открытости Правительства. Мы должны понять, как эти категории отнесутся к таким предложениям и после этого уже принимать какие-то окончательные решения.
Вопрос: До какого уровня может быть повышен стаж?
М.Топилин: Это разные вещи. Человек выходит на пенсию либо при достижении возраста, а если он относится к педагогическим, медицинским работникам или творческим работникам по определённому списку, он имеет право выхода на пенсию при наличии стажа. Если это педагогические работники – это 25 лет, если медицинские работники – 25 лет на селе и 30 лет в городе. То есть, если у вас такой стаж выработался в 57, в 52 или в 58 лет, пенсия назначается досрочно.
Вопрос: А ваше предложение, чтобы стаж повысился?
М.Топилин: Мы предлагали, так как эта норма уже устарела. Раньше как она работала? Во-первых, она была введена ещё в 1920–1930 годы, и это было некой льготой, когда нужно было привлекать работников в эти отрасли, и была низкая зарплата – это была некая компенсация за низкую заработную плату. В советское время нужно было оставить эту работу, только тогда ты имел право на эту досрочную пенсию. А потом мы отменили это требование, можно не оставлять работу и получать досрочную пенсию раньше. Пока по этому поводу решение не принято. Мы будем публично эту тему обсуждать, смотреть, какая будет реакция, потому что мы понимаем, что это достаточно чувствительная материя – это врачи, учителя, понятно, что это достаточно массовая категория. Хотя, по нашим расчётам, это будет касаться при такой линейке, которую мы предложили, порядка 20 тыс. человек в год. То есть это очень мало, потому что предлагается повышать эту линейку очень плавно. Поэтому будем эту тему обсуждать.
Вопрос: Извините, всё-таки до какого уровня повышать стаж, вы не готовы сейчас назвать?
М.Топилин: Ещё раз. У каждого досрочная пенсия для этих категорий наступает во вполне определённой точке в зависимости от его трудовой деятельности. У кого-то это 58, у кого-то это 52, у кого-то – 53. Эту вот линеечку предлагается повышать на три месяца каждый год. Когда человек дойдёт до общеустановленного стажа, до 60 лет, он выйдет в общеустановленный стаж. Это разные линейки – линейка по стажу и линейка по возрасту. То есть это не повышение каких-то других критериев.
Обсуждали также вопросы, связанные с удобством применения всех наших пенсионных конструкций (прежде всего это связано с персучётом) для других сфер. Я поясню, что имеется в виду. Допустим, сейчас нет возможности передавать сведения персучёта банкам, потому что это персональные данные, закрытые данные. И вообще вся система индивидуального персонифицированного учёта была построена только для целей пенсионирования. Так и в законе записано. Мы давно понимаем, что для банков эти данные очень важны, чтобы иметь возможность получить не просто справку 2-НДФЛ, которая написана где-то на бумажке и ничего под собой, так сказать, не имеет. Это может быть просто липовая справка, это вводит в заблуждение соответствующие структуры, которые принимают решение об обоснованности выдачи кредита: есть у человека возможность платить или нет. А если банки увидят эти данные – безусловно, с согласия человека (человек приходит брать кредит и должен будет дать согласие на то, чтобы эти данные для этих целей ограниченным образом раскрыть), – тогда у банков появляется гораздо больше возможностей оценить, платёжеспособен человек или нет. Поэтому договорились о том, что такие поправки будут подготовлены в закон о персучёте. Это позволит определённым образом, с нашей точки зрения, двигаться по пути легализации в том числе, потому что человек должен будет понимать, что его при обращении за кредитом проверят по линии уплаты страховых взносов, и люди будут заинтересованы всё-таки в уплате страховых взносов.
Также есть другая тема, с которой мы сейчас столкнулись. Допустим, субъекты Российской Федерации формируют бюджеты обязательного медицинского страхования за неработающее население, а данных о том, сколько у них не работает, за сколько уплачиваются, не уплачиваются взносы, у них нет. Нужно также иметь возможность, в соответствии естественно, с законом о персональных данных, чтобы субъекты в определённых целях, например при формировании бюджетов ОМС, пользовались этими данными – уплачиваются страховые взносы за человека, не уплачиваются, где он работает, где он находится, находясь в трудоспособном возрасте. Поэтому вот эту тему мы тоже будем готовить с точки зрения законодательства. Это всё влияет на формирование бюджетов, на легализацию рынка труда, как нам представляется. Это тоже будет нами подготовлено в кратчайшие сроки, такие законы. Я думаю, что мы их должны будем принять уже в весеннюю сессию в Государственной Думе.
Вопрос: То есть получается, это будет именно открытая информация?
М.Топилин: Нет, это не будет открытая информация.
Вопрос: Я имею в виду, что по запросу, с согласия человека и тому подобное?
М.Топилин: Да, конечно.
Вопрос: Только для банков, либо… Или это только примеры?
М.Топилин: Я вам два примера назвал. Допустим, сейчас у нас заявительный характер выдачи СНИЛСа, то есть человек должен написать заявление. Мы уже готовим закон о том, чтобы СНИЛС выдавался в уведомительном порядке, то есть мы обмениваемся… Допустим, ребёнок родился – мы имеем из ЗАГСа эту информацию, потому что мы её имеем с точки зрения маткапитала. Мы будем в уведомительном порядке просто выдавать родителям СНИЛС на ребёнка, с тем чтобы начинать эту историю, связанную с учётом населения на базе СНИЛСов. Пока эта тема ещё до конца не закрыта. Это всё маленькие шаги для того, чтобы видеть прозрачно историю человека. Допустим, до сих пор точно нельзя разобраться с очередью в детский сад, потому что это системы, которые основаны на разных показателях, а если был бы СНИЛС в основе этой системы, то мы бы видели всех очень прозрачно. Или, допустим, человек после вуза пошёл на работу. Минобразования оценивает работу вузов: качественно готовят или некачественно готовят. Если мы эту систему СНИЛСов введём, то по СНИЛСу и по взносам будем смотреть, где человек работает – по профессии или не по профессии… Это не означает, что он не имеет права работать не по профессии. Не означает! Но у Минобра появится гораздо больше точной информации с точки зрения, например, того, готовит вуз нужных специалистов или они уходят в другую отрасль. То есть это целая большая история, которая позволит на базе персучёта, который раньше должен был быть только для пенсионных прав, предоставлять информацию для различных систем, связанных с совершенно различными задачами экономического характера.
Вопрос: Это будет какой-то закрытый перечень – тех сфер, для которых может быть в той или иной мере..?
М.Топилин: Да, безусловно, сферы должны быть точно определены, нельзя просто написать «для других целей». Тогда просто не будет в этом смысла никакого. Поэтому мы сейчас будем отрабатывать в течение месяца-двух, чтобы это были понятные для нас сферы, где это будет использоваться.
Вопрос: Обсуждался ли вопрос повышения пенсионного возраста? И к какому мнению вы пришли?
М.Топилин: Безусловно, эта тема обсуждалась, она открыта для дискуссий. Есть различные мнения по этому поводу, и, наверное, понятно, что одни министерства предлагают какие-то свои конструкции, другие – более жёсткие конструкции. Как я уже сказал, мы выступили с предложением повышения требований к стажу для педагогических, медицинских работников. Эту тему будем обсуждать. Я считаю, что дискуссия по пенсионному возрасту происходит, она открыта. Надо всё это обсуждать, смотреть, взвешивать, сравнивать это с продолжительностью жизни, сравнивать с тем, сколько люди после достижения пенсионного возраста живут в нашей стране, сколько в других странах. Вот этот весь анализ требуется. Сейчас эксперты очень активно включились в эту работу, в обсуждение.
Вопрос: А есть какие-нибудь сроки? Допустим, в течение года Правительство определится с этой темой?
М.Топилин: Нет, таких сроков нет.
Вопрос: Президент же тоже давал поручение рассмотреть этот вопрос? Хотелось бы просто понять рамки – либо это просто абстрактное обсуждение, либо…
М.Топилин: Это обсуждение.
Вопрос: Минфин, например, предлагает до 63 лет поднять. Какова общая позиция ваша? И премьер поддержал это в целом или нет?
М.Топилин: Я уже сказал, что мы обсуждали эту тему. Никаких решений по этому вопросу не было. Мы обсуждаем эту тему. И хотели бы, чтобы экспертное сообщество очень активно, с какими-то аргументами, не просто – давайте 63 или 65… Аргументов-то нет пока. Нужно всё это взвешивать, расчёты делать. А какие будут выигрыши от этого? А где будут работать эти пенсионеры? Может быть, им негде будет работать. И так далее, и так далее. Когда мы говорим однозначно, что будет выигрыш, – это большой вопрос.
Вопрос: Обсуждалось ли продление заморозки перечислений пенсионных накоплений в НПФ?
М.Топилин: Да, безусловно, эта тема обсуждалась.
Я бы так сказал: мы договорились о том, что мы должны окончательно определиться, на чём будет базироваться накопительная составляющая в обязательном порядке, формироваться, либо перейти в добровольный формат. Решения эти пока не приняты, нам даны поручения готовить аргументы за и против, но мы договорились о том, что необходимо определиться. То есть не говорить о том, что ещё на год заморозка, а нужно определиться – либо направо, либо налево.
Реплика: То есть уже окончательно понять…
М.Топилин: Окончательно определиться. Либо сохранять в таком формате, либо в ином, добровольном формате, но это решение нужно принять.
Вопрос: А по поводу индексации пенсий в 2015 году: на сколько может быть проведена индексация?
М.Топилин: В 2015 году индексация проведена по уровню инфляции страховых пенсий.
Вопрос: Доиндексация?
М.Топилин: Доиндексация. У нас механизм действует каким образом? 1 февраля – это индексация по уровню инфляции, а в случае, если доходы Пенсионного фонда выше, чем инфляция, тогда существовал механизм ещё индексации с 1 апреля. В этом году в соответствии с законодательством таких оснований нет, потому что инфляция была выше, чем доходы Пенсионного фонда. Будет в августе перерасчёт пенсий работающим, но это не индексация, это просто перерасчёт прав работающим, это всегда происходит в августе.
Вопрос: А вы поддерживаете неиндексацию зарплат бюджетникам?
М.Топилин: Нет, но это вопрос обсуждаемый, пока ещё не приняты окончательные решения.
Вопрос: Можно уточнить по самому первому предложению, что вы ограничите выплату пенсий для тех, кто зарабатывает 85…
М.Топилин: Больше миллиона в год.
Вопрос: Это реально на руки получаемые деньги или это…
М.Топилин: Нет, это, конечно, начисленная заработная плата. Конечно.
Вопрос: Та есть эта система может в принципе появиться уже с 2016–2017 года?
М.Топилин: Да.
Спасибо.