Стенограмма:
А.Улюкаев: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы сейчас достаточно подробно обсудили уточнённый прогноз социально-экономического развития на 2015 год. Хочу сразу сказать, основные его параметры были поддержаны участниками совещания, и Председатель Правительства подвёл итог, сказав, что на основе этого прогноза мы будем строить и уточнения параметров бюджета. Мы должны будем войти в Государственную Думу с законопроектом об изменениях и дополнениях в бюджет.
Я напомню эти основные параметры. Мы исходили из того, что санкционный режим сохраняется и сохраняется примерно текущая конъюнктура, даже более жёсткая конъюнктура сырьевых рынков – то есть цена нефти 50 долларов за баррель, газа – 222 доллара за 1 тыс. кубометров. Хочу сказать, что это гораздо консервативнее, чем практически все экспертные оценки, примерно на 10 долларов за баррель ниже, чем консенсус-прогноз (он 60 с лишним долларов за баррель на 2015 год). При этом мы выходим на то, что существенно меняется соотношение экспорта и импорта – довольно сильное сокращение экспорта, прежде всего за счёт стоимостных изменений по нефти и газу. При этом сохраняется высокое положительное сальдо торгового баланса – порядка 137 млрд долларов и текущего счёта – 56 млрд долларов, довольно высокий отток капитала, связанный с невозможностью рефинансировать российским заёмщикам свои задолженности на глобальных рынках капитала, – 115 млрд долларов. Это приводит к довольно существенной инфляции, изменению курсовых соотношений. Индекс потребительских цен 12,2% – декабрь к декабрю, 15,8% – среднегодовой, что ведёт к снижению потребительского спроса, снижению розничного товарооборота. Также предполагается довольно высокое снижение инвестиционной активности, связанное как с удорожанием компонентов инвестиционного спроса в связи с изменением курсовых соотношений, так и с высокой степенью неопределённости, высокими ставками кредита для конечных заёмщиков – минус 13,7% спад инвестиций. Единственным работающим источником экономического роста в такой ситуации является чистый экспорт за счёт импортозамещения и некоторого увеличения экспорта. Имеется в виду, что в физических объёмах экспорт вырастет на 0,1%. В результате вклад чистого экспорта более 6% (6,7% ВВП), который на две трети компенсирует спад, связанный со спадом инвестиционной активности и потребительского спроса.
Вот эти основные параметры, которые были подтверждены. Сейчас мы будем готовиться к тому, чтобы определить параметры бюджета на основании этого прогноза. Видимо, в скором времени будет также совещание у Председателя Правительства, на котором эти параметры будут обсуждаться.
Вопрос: Агентство «Интерфакс». Министр финансов уже предварительно оценивал, что в новом прогнозе доходы бюджета могут снизиться на 2,6 трлн рублей. Сегодня обсуждалось, насколько могут снизиться доходы бюджета по сравнению с заложенными, и оценка Минэкономразвития какая?
А.Улюкаев: По условиям прогноза доходы бюджета снизятся на 2 трлн 340 млрд рублей, в основном за счёт нефтегазовых доходов (2,2 трлн примерно), и очень небольшое изменение по ненефтегазовым. Сальдирующий результат – 2,34 трлн.
Вопрос: Насколько расходы придётся сокращать?
А.Улюкаев: Я не уверен, что их вообще нужно сокращать, потому что изменение доходов может означать либо сокращение расходов, либо увеличение дефицита. И то и другое возможно.
Вопрос: А режим санкций сколько продлится, по вашему прогнозу?
А.Улюкаев: На всё время действия прогноза (это прогноз на 2015 год) мы исходим из предположения, что санкционный режим сохраняется в его нынешнем виде.
Вопрос: Весь 2015 год?
А.Улюкаев: Весь 2015 год. Это прогноз на 2015 год, это не на трёхлетку, это только на 2015 год прогноз.
Вопрос: До какого уровня вы считаете разумным увеличивать дефицит?
А.Улюкаев: Я считаю, что мы должны исходить из существующего бюджетного правила, которое определило параметры расходов. По нашему счёту, возникающий дефицит составляет 3,8% валового внутреннего продукта. С моей точки зрения, он может быть полностью профинансирован за счёт резервных фондов.
Вопрос: Это по этому прогнозу?
А.Улюкаев: Параметры прогноза приводят нас к величине бюджетного дефицита 3,8% ВВП.
Вопрос: На сколько лет хватит резервного фонда при таком дефиците?
А.Улюкаев: Всё зависит от того, какое мы предположение возьмём о доходах бюджета в следующие периоды. Бюджетное правило говорит нам о том, что мы к 2017 году выходим на уровень отсечения 70 долларов за баррель. Это примерно соответствует консенсус-прогнозу 2016 года. В 2017 году консенсус – 80 долларов за баррель. Это означает, что мы выходим на бездефицитный бюджет, сохранив даже часть резервных фондов.
Вопрос: Как это соотносится с тем, что Медведев (Председатель Правительства РФ) подписал распоряжение: 500 млрд рублей из резервного фонда направить на дефицит бюджета?
А.Улюкаев: Мы бюджетную конструкцию будем только обсуждать. Минфин будет готовить параметры бюджета. Пока никаких решений, что на что будет направляться, нет. Исходя из параметров прогноза, бюджетный дефицит может составить 3,8% ВВП – при том объёме расходов, который у нас соответствует бюджетному правилу.
Вопрос: Это прогноз исключительно Минэкономразвития?
А.Улюкаев: Прогноз делает исключительно Минэкономразвития, никто другой не делает прогнозы. Все остальные могут делать сценарии, гипотезы, оценки. Прогноз делает только Министерство экономического развития.
Вопрос: Алексей Валентинович, вы поддерживаете позицию Минфина не индексировать зарплаты бюджетникам и социальные выплаты?
А.Улюкаев: Я не готов сейчас ответить однозначно на этот вопрос. Я считаю, что это обсуждаемо. Мы должны это обсудить в рамках сравнения альтернатив: что мы получаем при сокращении бюджетных расходов за счёт неиндексации (для 2015 года это примерно 30 млрд рублей), что из этого следует для совокупного спроса, для других обстоятельств.
Вопрос: А когда вы сказали, что расходы не нужно снижать, по вашему мнению (ведь решение о снижении расходов на 10% вроде бы уже принято), вы имеете в виду сверх…
А.Улюкаев: Формально никакого решения о снижении расходов не принималось. Мы живём в условиях закона о бюджете, принятого в декабре прошлого года. Просто не доведены лимиты на 10% от бюджетных обязательств, что составляет в совокупности 897 млрд рублей – это не доведённые лимиты, по которым могут быть приняты разные решения. Может быть принято решение о сокращении на эту сумму расходов бюджета, а может быть принято решение о том, что эти лимиты будут впоследствии доведены.
Вопрос: Можно вопрос по антикризисному плану? Уже определён объём финансирования на I квартал? И не только бюджетное ассигнование, но и другие источники? Остановились ли на цифре 22 по бюджетному ассигнованию или будет больше?
А.Улюкаев: Дополнительные расходы бюджета из антикризисного резерва – это пока 22 млрд рублей. Кроме того, дополнительные расходы из Фонда национального благосостояния для докапитализации ВТБ, который в свою очередь частично профинансирует за счёт этих средств инвестиционную программу «Российских железных дорог», также определены.
Вопрос: Сколько?
А.Улюкаев: По-моему, 35 млрд, если не ошибаюсь. А всё остальное – это внутренние перераспределения в рамках государственных программ.
Вопрос: Это на I квартал?
А.Улюкаев: Да, это в I квартале, до изменения законов о бюджете.
Вопрос: А «Газпромбанк» не получит?
А.Улюкаев: Почему не получит? Я сказал, что вот сейчас принято решение и по ВТБ. Это только частичное решение. Просто предполагается, что те 100 млрд рублей, которые уже для ВТБ внесены в капитал, должны быть направлены на реализацию четырёх проектов в рамках инвестиционной программы «Российских железных дорог». По одному из них, связанному с приобретением подвижного состава для «Российских железных дорог», уже принято решение о начале этого финансирования. По всем остальным... Пока средства, которые ВТБ получил, размещены в облигациях федерального займа. По мере следующего решения они также будут как бы размораживаться и переходить из облигаций федерального займа в облигации ОАО «РЖД».
Спасибо!