Стенограмма:
Вопрос: Премьер сегодня сказал, что в случае необходимости помощь будет оказываться не только предприятиям, попавшим в список системообразующих, но и остальным. По каким критериям им будет оказываться помощь и что это будет вообще?
Д.Мантуров: Давайте я разъясню сразу, что такое список системообразующих предприятий. Это уже сложившаяся практика, которая была применена в мониторинге предыдущего кризиса в 2008–2009 годах, и мы ориентируемся на те критерии, которые были разработаны ещё в те годы.
Это не говорит о том, что только этим предприятиям будет оказываться поддержка или только по этому списку будет проводиться мониторинг. У нас, например, в ведомстве моим приказом утверждён список более широкий, с расшифровкой предприятий, входящих даже в головные компании, которые отражены как раз в федеральном списке, утверждённом на уровне Правительства. Это просто ориентир на те предприятия, которые в первую очередь сами предоставляют оперативную информацию в региональные комиссии, в ведомственные и в Правительство, для того чтобы своевременно реагировать на те изменения, которые возникают или могут возникнуть в конъюнктуре рынка и прежде всего рынка труда. Поэтому мы ориентируемся на то, что эти предприятия должны отвечать следующим критериям: не менее 4 тыс. работников, не менее 10 млрд рублей выручка. Собственно, поэтому федеральный список на самом деле достаточно ограниченный, туда не входят, например, все предприятия Объединённой авиастроительной корпорации – а их там больше 20, туда входит только головная компания ОАК. Или ОСК (Объединённая судостроительная компания), или другие структуры. То же самое по торговым сетям: если у «Магнита» 4,2 тыс. предприятий, то записан просто «Магнит», и так далее.
Мы будем продолжать мониторинг по всем региональным сигналам, которые нам регулярно поступают. Мы каждую пятницу проводим свои антикризисные комиссии в рамках тех отраслей промышленности и торговли, которые мы курируем, и стараемся оперативно находить решения в ручном режиме для предприятий, которые – по отраслям, которые мы курируем – обращаются к нам, в наш адрес. Это те инструменты, которые сегодня утверждены в рамках антикризисного плана, это те традиционные меры поддержки, которые были у ведомства и будут модифицированы.
Как я сегодня уже сказал, в пятницу согласовали окончательный формат с Минфином о переключении и модификации всех субсидиарных инвестиционных механизмов, которые у нас были по отраслям, переходя от привязки к ставке рефинансирования к ставке ключевой. Это основное, что было согласовано, это отражено в антикризисном плане. Весь перечень мер, которые сегодня есть у ведомства, который появляется с утверждённым антикризисным планом, будет использован как по тем предприятиям, которые вошли в список системообразующих, так и тем, которые будут появляться по мере тех сигналов, которые будут поступать от регионов, то есть список абсолютно не ограничивается... Есть примеры, когда предприятие насчитывает в своём составе не более 500 человек, но тот же самый индикатор по выручке может быть и 10 млрд, и больше, и это не означает, что если предприятие не вошло в список системообразующих, мы не обратим внимания на ту ситуацию, которая будет складываться в связи с теми или иными вызовами. Мы будем очень гибко подходить к режиму мониторинга по предприятиям промышленности.
Вопрос: По автомобильному рынку, по производству автомобилей. И автомобиль «Кортеж» где будет производиться?
Д.Мантуров: Я отвечал много раз на этот вопрос, но готов ещё раз прокомментировать. Что касается автомобильного рынка в целом, то думаю, что говорить о прогнозах сегодня достаточно сложно. Всё будет зависеть от конъюнктуры экономики и рынка – не только автопрома, но и в целом состояния экономики. Поэтому давайте проживём первые полгода, для того чтобы давать прогнозы, как сложится рынок до конца года.
Относительно производства я уже говорил, что, по нашим оценкам, снижение производства возможно примерно на 10% по отношению к 2013 году. Что касается мер поддержки автомобильной отрасли, мы продлеваем программу стимулирования спроса в объёме 10 млрд рублей (цифра согласована), плюс 3 млрд – на поддержку закупки субъектами Российской Федерации, муниципалитетами газомоторной техники. При этом мы вышли сейчас с инициативой в Правительство о модификации этой субсидии под оказание поддержки субъектам при закупке троллейбусов и трамваев.
Реплика: Поподробнее об этом проекте, если можно.
Д.Мантуров: Поподробнее смогу сказать после того, как мы окончательно посчитаем объёмы средств, которые потребуются по предприятиям данных отраслей промышленности. Таких предприятий порядка десяти в стране, которые занимаются производством троллейбусов и трамваев.
Вопрос: Скажите, а есть лимит госпомощи, которую системообразующие компании могут получить?
Д.Мантуров: Нет таких лимитов
и нет ограничений по мерам. Это может быть мера как административного,
регулятивного порядка, так и финансового. Поэтому очень сложно говорить о
каких-то лимитах. Всё зависит от того, что предприятие на сегодняшний день… Вот
мы сегодня обсуждали по химической отрасли. В целом мы констатируем, что есть
позитивный результат по прошлому году. Важно сохранить эту динамику по текущему
году, и для этого есть все основания, поскольку в данном случае дешёвый рубль
играет на руку экспортно ориентированным предприятиям химической отрасли.
С другой стороны, это создаёт дополнительную мотивацию для предприятий, которые ориентируются на обеспечение производства продукции для ЖКХ, строительного рынка, автопрома как крупного мультипликативного индустриального потребителя, для того чтобы создавать новое производство – малое, среднее, да и крупных это касается тоже – в части импортозамещающих производств.
Вот сегодня Председателю Правительства показывали компоненты, которые мы абсолютно в состоянии сами производить. Здесь на заводе, на шинном заводе, у вас будет возможность ознакомиться. Из чего состоит современная шина? Это всевозможные присадки, всевозможные химические компоненты – за исключением натурального каучука, который мы закупали и будем продолжать закупать у наших друзей, коллег из разных стран Юго-Восточной Азии. Поэтому мы нацелены на то, чтобы поддерживать местного производителя, который заинтересован в развитии импортозамещающих производств. Для этого у нас есть инструменты, которые мы сформировали ещё в прошлом году. Как я уже сказал, мы сейчас их модифицируем в части привязки к ключевой ставке. Это на самом деле основа для того, чтобы предприятия сохранили свою мотивацию привлекать кредитные ресурсы, вкладывать свои средства для создания новых производств, в модернизацию существующих, в обеспечение импортозамещающих мер.
Что касается «Кортежа», мы в прошлом году приняли окончательный формат этой программы. Всё производство будет сконцентрировано на Ульяновском автомобильном заводе «Соллерс». Все три модификации будут там производиться.
Что касается бизнес-партнёра и партнёра с точки зрения развития дальнейших продаж автомобилей, то это будет «Росавто», входящая в корпорацию «Ростех». И что касается нашего технологического партнёра. У нас сохраняется технологическая кооперация с иностранными партнёрами, главный инжиниринговый партнёр – это Porsche Engineering. Ну а разработчик у нас так и остаётся НАМИ – институт, который разрабатывает и будет испытывать эти автомобили.
Вопрос: Денис Валентинович, вы сегодня говорили, что близки к соглашению с металлургами по ценообразованию. О чём идёт речь, может ли быть снижение или ограничение цен для некоторых отраслей, например автопром, транспортное машиностроение?
Д.Мантуров: К сожалению, я не могу похвалиться результатами согласованных позиций между металлургическими компаниями и отраслями-потребителями в отличие, например, от производителей минеральных удобрений, которые пришли к согласию с сельхозтоваропроизводителями в основной своей массе по согласованной формуле цены, согласованной с ФАС, с Минсельхозом. Мы рассчитываем на такую же разумную позицию, политику со стороны наших коллег из металлургических предприятий. Мы рассчитываем, что в ближайшее время такое решение по отраслям-потребителям будет принято. В противном случае… Нам очень не хотелось бы вводить какие-то ограничительные меры в части экспортных пошлин, например, по их продукции за рубеж. Я думаю, что коллегам это точно сегодня не на руку, а смотреть однобоко только на открывающиеся возможности сегодняшнего дня, когда экспорт более выгодный, чем российский рынок, – я считаю, это неправильная позиция, она недолгосрочная. И думаю, что коллеги слышат нас, слышат позицию Правительства, министерства и действительно должны прийти к правильному решению.
Вопрос: Крайний срок будет когда?
Д.Мантуров: Я думаю, что в ближайшие две недели такие решения должны быть приняты.