Вопрос: Денис Валентинович, телеканал «РБК». Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, достаточно ли тех мер поддержки промышленности, которые вошли в антикризисный план, и решатся ли благодаря этому проблемы с кредитами, которые сейчас испытывают промышленные предприятия?
Д.Мантуров: Исходя из предварительно проработанных мероприятий с нашими коллегами из экономического блока и собственно с отраслевыми союзами, с предприятиями промышленности, мы полагаем, что тех предложенных мер поддержки, которые сейчас отфиксированы в плане Правительства по антикризисным мерам, достаточно, по крайней мере на первый период. Никто не может спрогнозировать до конца всех возможных сценариев и вызовов, которые будут развиваться в перспективе. Мы исходим из того, что это база, на которой мы должны основываться и исходить из того (и Председатель Правительства это говорил, и это записано непосредственно в преамбуле самого плана), что это не исчерпывающий перечень мер, которые могут быть оказаны предприятиям промышленности.
Мы исходим из того, что это первоочередные и основные базовые меры, на которых мы будем основываться, а дальше уже, по мере развития ситуации, могут формулироваться и предлагаться предприятиями и нашим ведомством, которое отвечает за свод всех этих предложений, дополнительные отраслевые, а также межотраслевые решения. Это вопросы, не только связанные с выделением средств, как это прописано, например, по автопрому. Мы уже на эту тему много раз говорили, мы эти меры уже озвучивали, они просто сейчас отфиксированы документально и формализуются в ближайшее время уже в виде постановлений Правительства.
В частности, мы говорили о поддержке спроса через программу утилизации trade-in – это 10 млрд рублей на начало года. Это 3 млрд рублей на поддержку субъектам Российской Федерации при приобретении муниципального автотранспорта на газомоторном топливе. И ряд других решений, в том числе, естественно, как основное, наверное, – это 20 млрд рублей на компенсацию процентов по кредитам на обеспечение оборотных средств предприятиям промышленности, которые входят в список системообразующих. Этот список сейчас доформировывается и в ближайшее время будет утверждён. Поэтому, как я уже сказал, помимо финансовых мер есть административные, которые также отражены в антикризисном плане. И мы рассчитываем на то, что такие отрасли, как сельхозмашиностроение, опять же с учётом одного из двух пунктов в антикризисном плане… Это докапитализация «Росагролизинга» на льготное субсидирование при приобретении сельхозмашиностроительной техники предприятиями-сельхозпроизводителями и это увеличение объёмов финансирования по постановлению Правительства №1432 в части опять же предоставления льгот при приобретении сельхозтехники.
Таков комплекс первоочередных мероприятий, который мы согласовали и рассчитываем на то, что он окажет существенную поддержку нашим предприятиям именно в ближайшее время.
Вопрос: Денис Валентинович, вы упомянули уже поддержку автопрома, в то же время вы сказали, что возможны какие-то дополнительные меры. В частности, интересно, кроме 10 млрд… Во-первых, будет ли продолжена программа утилизации, после того как будут выбраны эти 10 млрд в этом году, и какие ещё меры, кроме этих 10 млрд и 3 млрд на газомоторное топливо..? Не планируете ли вы, в частности, возродить программы льготного автокредитования? Возможно, это станет особенно актуально после снижения ключевой ставки.
Д.Мантуров: Вы сейчас сами обозначили срок начала изучения данного вопроса, поскольку при сегодняшней ключевой ставке вопрос по льготному автокредитованию, на мой взгляд, ставить нецелесообразно.
Мы с коллегами из автопрома достаточно подробно и детально рассматривали данную позицию, советовались с экономическим блоком Правительства и пришли к выводу, что на сегодняшний день эта мера просто не сработает так эффективно, как в 2013 году.
Поэтому, когда изменится ключевая ставка и в зависимости от того, как сложится конъюнктура на автомобильном рынке, мы будем возвращаться к этому вопросу для принятия последующих решений.
Вопрос: А какие сроки вам называет финансовый блок по изменению ключевой ставки?
Д.Мантуров: Финансовый блок не может называть никаких сроков, поскольку Центральный банк обладает определённой независимостью в принятии таких решений, поэтому мы в первую очередь ориентируемся на решения Центрального банка. Как только такие решения будут приняты, мы будем оперативно реагировать и на дальнейший комплекс мер, которые будут корректироваться в зависимости от конъюнктуры, в данном случае на рынке автопрома. Сегодня, я считаю, самая действенная мера – это прямая скидка, которая ощутима для покупателей. Мы увидели с вами результаты и в прошлом году. Ключевая ставка появилась не в сентябре (я имею в виду её повышение), а в декабре, и, собственно, программа была крайне эффективна, вплоть до того, что мы дополнительно добавили почти 3 млрд рублей в конце прошлого года, для того чтобы обеспечить увеличение объёмов производства и, естественно, реализации. Поэтому будем следить за ситуацией на автомобильном рынке, естественно, будем мониторить ситуацию по предприятиям автомобильной промышленности и будем оперативно реагировать в зависимости от ситуации. Принимать какие-либо решения будем после того, как те объёмы выделенных средств, которые я назвал, будут до конца реализованы.
Вопрос: Будет ли продолжена программа утилизации автомобилей после того, как будет выбрано 10 млрд, предусмотренных на этот год?
Д.Мантуров: Я же ответил как раз на этот вопрос. Мы должны сначала выбрать эти 10 млрд. Когда мы будем подходить к рубежу, к завершению этой программы, мы будем понимать, как складывается конъюнктура на рынке и как складывается ситуация у автопроизводителей, и будем оперативно принимать соответствующие решения. Ещё очень важно: я не упомянул о том, что основной инструмент в виде предоставления субсидии на компенсацию процентных ставок по кредитам будет как раз привязан к ключевой ставке, поскольку сегодня все отраслевые субсидии, которые есть у нашего ведомства, привязаны к ставке рефинансирования. Поэтому основное решение, которое было принято Председателем Правительства (это отражено в антикризисном плане), – это изменить подход, изменить формат исчисления этих субсидий именно в привязке к ключевой ставке, что становится возможным и эффективным для субсидирования, для привлечения кредитов на оборотку, а также это затронет субсидии отраслевые, касающиеся инвестиций. Это те субсидии, которые есть у Минпромторга, которые также будут сейчас унифицироваться и пересматриваться в сторону оптимизации ключевой ставки.
Вопрос: Можно по поводу банка «плохих долгов»? Насколько я понимаю, там будет оказана поддержка системообразующим предприятиям. Минпромторг как-то в разработке этого механизма участвует?
Д.Мантуров: Могу сказать одно. Что касается мониторинга ситуации на промышленных предприятиях, в конце прошлого года мы создали свою комиссию, но первые сведения начали получать в начале этого года – с учётом запуска работы субъектовых комиссий по антикризису, которые сводят информацию, получаемую от предприятий промышленности, и направляют оперативно нам. Более того, мы также параллельно получаем информацию от предприятий, которую сводят наши отраслевые департаменты. Свою комиссию мы проводим каждую пятницу. Создан сайт, на котором сводится эта информация, открыты личные кабинеты предприятий. В зависимости от той ситуации, которая складывается непосредственно на предприятии, мы оперативно будем принимать решения, оперативно реагировать. Если требуется решение Правительства – будем выносить на уровень Правительства те решения, которые необходимо будет принимать по предприятиям. Поэтому мы оперативно будем реагировать в зависимости от ситуации, которая будет складываться.
Вопрос: А все контролируемые вами госпрограммы сокращаются на 10%?
Д.Мантуров: Это касается вообще-то всех программ всех ведомств. Поэтому мы не являемся исключением и будем оптимизировать, исходя из тех решений, которые принимаются коллегиально в данном случае и касаются наших программ.
Вопрос: От базы действующего бюджета?
Д.Мантуров: От базы действующего бюджета. Совершенно верно. Спасибо.