Стенограмма:
Вопрос: РИА Новости. Скажите, пожалуйста, был ли принят проект стратегии, и о каких-то основных положениях можете рассказать?
Д.Мантуров: Да, конечно. На заседании Правительства было принято решение доработать проект стратегии с учётом предложений ведомств, которые сейчас поступают, и в том числе экспертов Правительства. В целом стратегия одобрена и Правительством принято решение до конца года принять эту стратегию.
Что касается основных направлений этого документа, то в первую очередь это касается формирования форматов, а точнее, многоформатной торговли в первую очередь. Чтобы развивалась малая торговля, мы вводим новый параметр, связанный с мобильной торговлей, поскольку раньше такое понятие просто отсутствовало в законодательной базе. И мобильная торговля даёт также ещё дополнительный эффект по другим отраслям экономики. В первую очередь это касается дополнительной потребности по коммерческому транспорту, производства специальных кузовов для такой торговли, поэтому достаточно позитивно отреагировали эксперты, Правительство и вообще потребительское сообщество в части развития многоформатного уровня торговли.
Также мы сейчас уже внесли в Правительство изменения в проект закона, связанные с перенесением срока по сельскохозяйственным рынкам, которые должны были быть переведены в закрытые помещения. Мы такое решение смещаем до 1 января 2020 года, то есть даётся субъектам такое право.
И много других направлений, которые будут в рамках стратегии отработаны также дальше, и потом уже будут отображены в нормативно-правовой базе.
Вопрос: ИТАР-ТАСС. Скажите, пожалуйста, в чём отличие от прежней стратегии, от прежних её разработок? Потому что ранее упор делался на создание современных форм торговли, самообслуживание и так далее, теперь речь идёт об упоре на малые формы торговли. С чем это связано и какое место в стратегии уделено сфере импортозамещения?
Д.Мантуров: Что касается предыдущих направлений развития торговли, в первую очередь это было связано с тем, чтобы развивались торговые сети. На сегодняшний день мы можем констатировать, что эта задача уже выполнена и торговые сети присутствуют во всех регионах страны.
Сейчас как раз задача состоит в том, чтобы при формировании программ развития торговли в регионах обязательно учитывались разные направления торговли. Если мы сравниваем, условно говоря, с Европой, другими развитыми странами, это как минимум пять-шесть форматов торговли в городе. У нас, к сожалению, ограничивается двумя, максимум тремя форматами. Что касается сельской местности или малых городов, ситуация ещё хуже, поэтому мы рассчитываем на то, что первый этап реализации нашей предыдущей стратегии реализован, и мы переходим уже к следующему этапу, по многоформатному уровню развития торговли.
Что касается импортозамещения. Если вы считаете, что стратегия является каким-то ответом на западные санкции, то, как вы понимаете, за такой короткий промежуток времени мы не в состоянии были разработать столь масштабный документ. Эта работа велась давно, и сейчас мы были готовы к тому, чтобы уже озвучивать основные направления этой стратегии.
Вопрос: Вы можете пояснить, с чем связано замечание Игоря Шувалова по уплате налогов торговыми сетями?
Д.Мантуров: Что касается уровня налоговых отчислений, то это подтвердил и Министр финансов: никаких претензий к торговым сетям нет. И на сегодняшний день эти, наверное, надуманные претензии были уже сняты. Я считаю, что Игорь Иванович (И.Шувалов) просто лишний раз таким образом подчеркнул, что к торговым сетям никаких претензий в этой части нет.
Вопрос: В стратегии делается некий упор на многоформатную торговлю, в том числе на мелкую. Не означает ли это некого ужесточения регулирования крупных сетевых ретейлеров? Может быть пересмотрен порог доминирования 25%? Не обсуждаются ли такие нюансы?
Д.Мантуров: Мы сегодня говорим о том, что при согласовании строительства крупных торговых центров обязательно либо муниципалитет, либо субъект Российской Федерации должен учитывать требования, связанные с обеспечением торговыми площадями в рамках создания многоформатной торговли нашего населения. Я могу привести пример. В Берлине обеспеченность торговыми площадями составляет 1,5 тыс. кв. м на человека. В Москве, даже при том нормативе, который существует в размере 706 кв. м, этот норматив перевыполняется: уровень – 820–830 кв. м на человека.
Но при этом, если вы строите один крупный торговый центр, скажем в малом городе, и можете выполнить этот норматив или перевыполнить, мы должны учитывать всё-таки общую матрицу, чтобы при строительстве крупного центра обязательно были построены также и развитые малые формы торговли, для того чтобы...
Вопрос: Нормативы по разным форматам?
Д.Мантуров: Обязательно будут нормативы по разным форматам, и это должно быть отражено в KPI руководителя субъекта Федерации.
Вопрос: «Интерфакс». Два вопроса. Первый: вчера ряд СМИ сообщил о том, что стратегией предусматривается введение продуктовых карточек. Не могли бы Вы пояснить, действительно ли это так и что именно имеется в виду? И второй вопрос, не связанный с сегодняшним заседанием, об идущей сейчас программе обновления автопарка: в каком она состоянии, успеваете ли вы уложиться в 170 тыс.?
Д.Мантуров: Я даже не знаю, как лучше ответить: либо – какой богатый русский язык, либо – какой некачественный перевод с иностранного термина food stamps, или bank foods?
Мы говорим сегодня о картах. У вас же есть кредитная карта? Это же не продуктовый талон и не продуктовая карточка. Это кредитная карта, которой вы рассчитываетесь в продуктовых магазинах.
А мы говорим о том, что определённым слоям населения имеет смысл на социальные карты, которые уже во многих субъектах Российской Федерации существуют, – либо в виде эксперимента, либо уже в виде постоянно действующей программы (в частности, в Москве), либо речь идёт о выдаче специальных карт, скажем, для школьников, для получения возможности списывать с этих карт оплату детского питания… То есть очень много разных вариантов использования. Собственно, примеры того – практически во всех странах мира, которые используют такой формат.
Мы говорим о повышении качества питания определённых слоёв населения, которые, к сожалению, сегодня не имеют возможности купить свежие фрукты, овощи или охлаждённое мясо животного происхождения. Поэтому мы как раз за то, чтобы определённые слои населения имели такую возможность. Всё зависит от возможностей региона, от уровня обеспеченности населения в этом регионе. Соответственно, уже социальные службы должны определять тот параметр, тот уровень обеспеченности продуктами питания слоёв населения, о которых идёт речь. Вот, насколько я смог ответить на первую часть вашего вопроса.
Вторая – это по реализации программы стимулирования спроса на автомобили. На сегодняшний день продано уже более 23 тыс. автомобилей разных категорий. Причём за последнюю неделю продано ровно в два раза больше, чем за предыдущие три. То есть динамика движется чётко по экспоненте, и мы исходим из того, что, думаю, можно было бы даже больше 170 тыс. продать по этой программе. Поэтому у нас сомнений по эффективности реализации этой программы нет никаких.
Вопрос: Вопрос по поводу сегодняшнего выступления Игоря Артемьева. Он сказал о том, что малым предприятиям требуется поддержка в строительстве логистических центров. Хотелось бы уточнить: будут ли строиться подобные распределительные центры, в которых мелкие оптовые предприятия могут закупать продукцию местных фермеров? Готово ли государство к поддержке подобных проектов, и каким образом они могут поддерживаться?
Д.Мантуров: Форматы поддержки могут быть разные. Министерство сельского хозяйства вышло с предложением по обеспечению строительства таких логистических центров в разных регионах страны начиная с 2015 года. Поэтому это скорее вопрос больше к ним, но мы со своей стороны это направление всячески поддерживаем и считаем, что это как раз обеспечивает возможность поставки продуктов питания, которые производятся индивидуальными хозяйствами, фермерскими хозяйствами, производителями, которые не в состоянии своевременно обеспечить её в объёмах и по стандартам, предъявляемым торговыми сетями. Поэтому как раз за счёт строительства таких логистических центров… Такая практика есть и в других странах мира – во Франции, Испании. Более того, они там создавались с государственным участием, поэтому мы это будем всячески поддерживать.
Вопрос: После того как Украина приняла закон о санкциях в отношении России, прекратились ли поставки вертолётных двигателей?
Д.Мантуров: Нет, поставки вертолётных двигателей не прекратились, поскольку они все идут по гражданским контрактам.
Вопрос: Артемьев упомянул, что многие малые формы торговли прекратили своё существование после того, как была запрещена продажа алкоголя. Рассматривается ли вопрос о том, чтобы вернуть им алкоголь и как-то их поддержать?
Д.Мантуров: Такое предложение поступило от руководителя ФАС. Поэтому мы, естественно, его должны будем всячески обсудить с экспертами и предпринимательским сообществом, чтобы при каком-то возможном формулировании и в стратегии, и в последующих нормативных актах, в программе развития торговли отразить.
Вопрос: То есть они официально уже предложили, не просто сегодня упомянули?
Д.Мантуров: Пока это было упомянуто Артемьевым на заседании Правительства. Если это будет сформулировано в виде официального предложения, мы это оперативно рассмотрим и, думаю, найдём совместное решение.
Спасибо.