Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации» внесён Минобрнауки.
Законопроект разработан в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2014 года №1-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А.Аникиева» и поручения Правительства.
Указанным постановлением Конституционного Суда абзац 10 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса (далее – статья 127 СК РФ) признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 127 СК РФ усыновителями не могут быть лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
При рассмотрении дел об усыновлении суд обязан оценить, насколько усыновление ребёнка конкретным лицом соответствует цели максимальной защиты его прав и законных интересов, обеспечения его развития без риска быть подвергнутым какой-либо опасности.
Вместе с тем при решении вопроса о возможности усыновления детей лицами, указанными в абзаце 10 пункта 1 статьи 127 СК РФ, суд неправомочен принимать во внимание обстоятельства совершённого преступления или существенные для дела обстоятельства.
Конституционным Судом установлено, что безусловный запрет на усыновление указанной категорией лиц может быть признан чрезмерным при незначительной общественной опасности совершённого ими преступления, а также по делам частного обвинения в связи с примирением сторон.
В связи с этим законопроектом предлагается разграничить категории лиц, в отношении которых установлен безусловный запрет быть усыновителями или опекунами (попечителями), и лиц, которые в некоторых случаях могут быть усыновителями или опекунами (попечителями).
Безусловный запрет быть усыновителем или опекуном (попечителем) устанавливается для лиц:
- имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, относящиеся к категориям тяжких или особо тяжких преступлений, а также за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности независимо от степени их тяжести;
- имеющих неснятую или непогашенную судимость либо подвергающихся уголовному преследованию за преступления небольшой или средней тяжести из перечня вышеуказанных преступлений (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы).
Вместе с тем предусматривается, что лица, имевшие судимость либо подвергавшиеся уголовному преследованию за указанные преступления (небольшой и средней тяжести), могут быть:
- усыновителями, в случае признания судом таких лиц не представляющими опасности для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого;
- опекунами (попечителями) в случае признания органом опеки и попечительства таких лиц не представляющими опасности для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетнего.
При этом при вынесении судом решения об усыновлении ребёнка, а также при установлении органом опеки и попечительства опеки (попечительства) над ребёнком, будет оцениваться, насколько усыновление ребёнка конкретным лицом или опека (попечительство) соответствуют цели максимальной защиты прав и законных интересов усыновляемого (подопечного), обеспечения его полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития без риска быть подвергнутым опасности с учётом совершения или возможного (в случае прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям) совершения указанными лицами преступления.
Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке (статья 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).
Этот законопроект позволит лицам, указанным в абзаце 10 пункта 1 статьи 127 СК РФ, абзаце 3 пункта 1 статьи 146 СК РФ, иметь право на усыновление детей, установление в отношении них опеки (попечительства), в случае принятия указанных решений соответственно судом или органом опеки и попечительства. При этом особое значение будет придаваться интересам усыновляемого, передаваемого под опеку или попечительство ребёнка.
Законопроект позволит указанным лицам защищать права и законные интересы ребёнка в целях обеспечения его полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития, а также будет способствовать надлежащему обеспечению как интересов семьи в целом, так и интересов ребёнка.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.