Стенограмма:
М.Топилин: <…> в программе приняли участие 13 тыс. женщин. Мы исходим из того, что это не должно быть каким-то массовым явлением. Мы исходим из того, что если у мамы, которая воспитывает ребёнка (и ребёнок ещё до трёх лет), есть необходимость, есть желание, есть потребность повысить квалификацию, так как она утеряла навыки, утеряла знания или что-то развивается на производстве, если она знает, что она, может быть, пойдёт не на то рабочее место, а на другое рабочее место, понимая, что детский садик находится, условно, в другой стороне, меняется место, неудобно ходить на работу и в детский сад ребёнка отводить, – ей даётся шанс. Как показывает опыт регионов, то, что сегодня мы послушали (а мы в принципе всё время с регионами на эту тему работаем), это очень неплохая программа, которая пользуется спросом у молодых мам. Мы исходим из того, что, ещё раз повторю, у человека должен быть шанс. Если у него вдруг возникает какая-то проблема, он имеет возможность бесплатно пройти курсы либо повышения квалификации, либо переподготовки.
Мы считаем, что программа будет наращиваться, потому что из года в год объёмы, которые закладывают субъекты… Я напомню, что это полномочия регионов; мы видим, что регионы, несмотря на такое сложное достаточно финансово-экономическое положение, эти деньги увеличивают из года в год. Если в прошлом году это было 120 млн рублей, то в следующем году это будет 140, дальше это будет 160 млн рублей – вполне нормальные средства, для того чтобы эту программу развивать.
Вопрос: Максим Анатольевич, планировалось, что до июля пенсии в Крыму выровняются или там будет полностью доведена индексация. Вот что сейчас там?
М.Топилин: Да, такая задача была поставлена. C 1 июля, то есть восемь дней назад, крымчане и севастопольцы – пожилые люди, пенсионеры стали получать пенсию ровно в два раза большую. По графику, естественно: те, у кого пенсия в этот период платится до 8-го числа (и до конца месяца это будут все пенсионеры), стали получать пенсию в два раза больше, нежели чем они её получали на момент вхождения в состав России.
При этом Думой принят закон – как вы знаете, завтра он будет в Совете Федерации, и я надеюсь, что всё будет в порядке, – который предусматривает переход на российское пенсионное законодательство с 1 января. Я уже говорил, что там достаточно простые правила конвертации: с тем чтобы люди, которые сейчас находятся на пенсии, уже не обращались за перерасчётом, им этот перерасчёт будет осуществлён на базе тех данных, которые находятся в Пенсионном фонде.
При этом если вдруг по пересчёту на российское законодательство пенсия будет по каким-то причинам ниже, чем пенсия на 1 апреля (с учётом этого повышения в два раза, о котором я сказал, там механизм доплаты используется), то, безусловно, человеку будет сохранён тот размер, который был ему установлен до 1 января. То есть если вдруг по каким-то причинам – ну там с пенсионными правами что-то происходило – пенсия не будет дотягивать по российскому законодательству до удвоенной, то будет сохранён, естественно, этот удвоенный размер.
Размеры вы спросили – по Крыму это порядка, по-моему, 10 600, по Севастополю 11 300 – 11 400, чуть больше всегда в Севастополе был уровень пенсий.
Вопрос: А есть ли какие-то новости по трудоустройству беженцев?
М.Топилин: Да, мы ориентируем постоянно службы занятости на работу с лицами, которые к нам прибывают, их достаточно много. Надо сказать, что, конечно, большинство – это женщины с детьми, пожилые люди, то есть всё-таки некий перевес в эти группы. Мы развернули во всех пунктах временного размещения информацию о возможности трудоустройства не только в этих регионах, но и в других регионах. Мы исходим из того, что надо давать возможность людям, если они хотят, поехать в другие регионы, туда, где работает программа «Соотечественники». Было бы целесообразно именно эту программу подстроить под ситуацию, которая сегодня существует. Безусловно, далеко не все сейчас могут работать, потому что в общем-то мама с ребёнком оказывается в такой ситуации, что не всегда ей до работы. Но вместе с тем мы ориентируем на то, что, если у людей есть желание и они думают о том, что останутся в Российской Федерации, все эти возможности им предоставляются. Вы знаете, сейчас есть и механизм ускоренного гражданства в трёхмесячный срок, и, как я уже сказал, программа «Соотечественники». Мы людей на это ориентируем.
Вопрос: Есть ли заявки от работодателей, какая-то маркировка вакансий?
М.Топилин: Что касается вакансий, пока у нас где-то порядка 13 тыс. человек уже ищут работу и трудоустраиваются. Причём буквально сегодня, перед этим заседанием, разговаривали с губернатором Владимирской области Орловой Светланой Юрьевной. У них тоже появляются граждане с Украины, и на месте сразу начинается работа по обеспечению временным проживанием, временным жильём. Соответственно, сразу работают с точки зрения трудоустройства, потому что гораздо удобнее и гораздо эффективнее людям дать возможность работать, нежели они будут просто ничем не заниматься.
Вопрос: Уточните, сколько всего регионов в этих программах задействовано?
М.Топилин: В этих программах порядка 15 регионов уже участвуют, потому что происходят и централизованные, и организованные перемещения в другие регионы – это и Краснодар, и Ставрополь, и Белгород, и Брянск, и Владимир, и Новгород, Новгородская область, ряд других регионов, это происходит постоянно.
Что касается вакансий, пока проблемы с рабочими местами нет, потому что у нас вакансия по иностранной рабочей силе не выбрана ещё, есть резервы. И мы сказали регионам: если вдруг понадобится увеличить квоту по иностранной рабочей силе, это делается моментально. Поэтому пока этой необходимости нет, они вписываются в действующие квоты. Потребуется – значит, доведём, увеличим квоту.
Мы исходим из того, что всё-таки те, кто захотят остаться, будут ориентированы на то, чтобы остаться, – у них будет статус временного не пребывания, а проживания. Сейчас ФМС работает над увеличением квот на временное проживание, там всегда бывает узкое место. Такие сейчас предложения готовятся – ускорение статуса и статус временного убежища, чтобы люди понимали разные статусы. А когда у вас временное проживание, вам не надо никаких ни квот на работу, ни разрешений на работу, ничего, то есть обычный режим трудоустройства. Поэтому мы исходим из того, что если люди будут двигаться по этим статусам, тогда вообще никаких ограничений по работе не будет.
Вопрос: А есть понимание, сколько в настоящий момент беженцев?
М.Топилин: Я не отвечу на этот вопрос, потому что это миграционная служба... Мы знаем, что этот процесс идёт, я постоянно общаюсь с губернаторами, знаю, что количество увеличивается.
Вопрос: Продолжается дискуссия о том, нужно ли ещё на год продлевать мораторий на пенсионные накопления. Это примерно 300 млрд высвободит из бюджета…
М.Топилин: Чуть меньше – 280.
Вопрос: 280. В принципе эти деньги можно потратить на хорошие цели, в том числе социальные. На ваш взгляд, целесообразно ещё на год продлевать этот мораторий или нет?
М.Топилин: Это всё сейчас обсуждается, разные варианты предлагаются. Вы, мне кажется, сами ответили на этот вопрос.
Вопрос: Каким образом?
М.Топилин: Когда задавали вопрос, вы сами сказали, о чём думали. Есть разные позиции. Вопросы обсуждаются. Есть поручения.
Вопрос: Позиция вашего министерства какова?
М.Топилин: Мы должны обеспечить рост пенсий таким образом, чтобы достичь двух прожиточных минимумов, как я и заявлял, к 2018 году.
Спасибо.