Стенограмма:
Вопрос: Хотела бы у вас спросить о Севастополе. Сегодня были оглашены регионы, которые подписали трёхсторонние договоры в рамках программы. Расскажите о том, что будет в Севастополе. Найдены ли площадки и в течение какого срока планируется возвести жильё?
М.Мень: В Севастополе несколько площадок сейчас рассматривается, от двух до четырёх, пока сами местные власти определяются вместе с застройщиками. По потенциальному застройщику: мы ознакомились с работой местного ДСК, довольно неплохое предприятие, оно порядка 90 тыс. кв. м по году может давать. Достаточно неплохое, так скажем, живое предприятие.
Что касается подписания, с ними пока не подписано соглашение, потому что они ещё определяются, но я думаю, что это всё вполне реалистично. Самое главное, что есть потенциальный застройщик, потому что специально навязывать кого-то мы не хотим. Регионы в первую очередь должны решать этот вопрос самостоятельно. В том случае, если они обратятся к нам, тогда мы уже можем кого-то рекомендовать к конкурсам и аукционам, и уже победитель будет реализовывать программу.
Вопрос: Та программа, о которой мы сегодня говорим, при всех льготах ориентирована на коммерческую продажу жилья. Планирует ли министерство давать какие-то приоритеты другим форматам – социальное, арендное жильё?
М.Мень: Вы совершенно верно заметили, что эта программа как раз рассчитана на тех, кто в состоянии использовать такие механизмы, как ипотека, например, но всё-таки не имеет возможности приобрести жильё по рыночным ценам. С учётом потенциальной скидки ориентировочно на 20% это становится для них уже досягаемой конструкцией. В рамках программы «Жильё для российской семьи» они могут приобрести жильё, это именно рассчитано на приобретение.
У нас есть другие программы, такие как расселение людей из аварийного жилья. Это чисто социальная программа, здесь никто не приобретает жильё. У нас есть программы по ветеранам Великой Отечественной войны и для других социальных групп населения. Помимо этого есть такие программы и в регионах нашей страны. Но, ещё раз подчеркну, что здесь речь идёт именно о зарождающемся среднем классе, поддержке людей, которые работают сегодня. Двое в семье, например, работают, и их семейный бюджет более-менее позволяет какое-то движение вперёд сделать, но не позволяет использовать прямые рыночные цены.
Вопрос: Хотела спросить вас про похоронное дело. Отрасль недавно перешла к вам. Оценили вы уже как-то масштабы бедствия? Может быть, у вас есть какой-то план действий хотя бы на первое время?
М.Мень: Действительно, такое поручение Председателя Правительства у нас есть – начинать заниматься этим процессом. Изменения в положение о министерстве сейчас находятся на рассмотрении у других федеральных органов государственной власти на согласовании. После того как вопрос будет согласован, соответствующие изменения будут внесены, но мы уже в любом случае сегодня получаем поручения и отрабатываем.
Сфера очень тяжёлая, но мы уже в министерстве привыкли, что у нас все сферы достаточно тяжёлые и запущенные, и мы ими готовы заниматься – всё равно надо кому-то этим делом заниматься. Я хочу сказать, что вообще, на мой взгляд, пока мы не научимся провожать людей в иной мир должным образом, у нас будут определённые проблемы. Нам нужно научиться это делать.
Сегодня никто практически не регулирует этот рынок, всё отдано на откуп муниципальным образованиям. На сегодняшний день мы видим, к чему это в конечном итоге привело. Поэтому сейчас мы работаем вместе с ФАС. Вообще из федеральных органов государственной власти этим только ФАС немного занималась, и то, в общем-то, на факультативной основе. Мы сейчас взяли за основу все наработки, которые были у Федеральной антимонопольной службы, и занимаемся подготовкой закона и вообще всей нормативно-правовой базы. Здесь нужно будет учитывать, безусловно, возможности строительства негосударственных кладбищ. Безусловно, отдельная тема – это взаимодействие с религиозными организациями традиционных конфессий. Я запланировал встречи с лидерами традиционных конфессий, чтобы выслушать их позицию, обсудить с ними эту тему. Думаю, это очень важно.
После ряда консультаций с экспертным сообществом мы будем двигаться в части нормативно-правового регулирования. Вы знаете, что в Санкт-Петербурге был на прошлой неделе съезд работников этой отрасли, там присутствовал мой заместитель, Чибис Андрей Владимирович. Мы начинаем этой темой заниматься, потому что это всё равно определённая услуга, услуга в том числе, наверное, и коммунальная.
Вы знаете, после того как стала открытой информация, что мы будем заниматься этой темой, нам начали поступать сигналы о том, что разные конторы, получая информацию, что человек серьёзно болен, заранее обзванивают его родственников. Это вообще возмутительно! Когда у людей несчастье, горе в семье, различные недобросовестные предприниматели начинают этим пользоваться, накручивая цены и так далее. Понятно, что людям в тяжёлый момент жизни в их семье заниматься торгом как-то не очень красиво. Это нужно очень серьёзно регулировать, и мы готовы этим заниматься и регламентировать эту работу. Помогайте нам, поддерживайте, потому что публичность необходима в этой работе. Это очень важная составляющая нашей жизни.
Вопрос: Можно уточнить, правильно ли я поняла, что в основу вашей работы лягут те поправки Федеральной антимонопольной службы, которые до этого они подготовили в закон о погребении и похоронном деле?
М.Мень: Те наработки, которые есть у ФАС, мы взяли за основу, но сейчас мы будем проводить консультации, потому что там есть развилка традиционная. Как мы будем регулировать? СРО – саморегулирование, либо это будет наш любимый консервативный способ – лицензирование. 10 или 11 лет назад было отменено лицензирование в этой сфере. На мой взгляд, отмена лицензирования не дала соответствующего результата. Мы посмотрим, решения нет пока. Мы проработаем все возможные варианты, потом будем предлагать решение Правительству и руководству страны в целом.
Вопрос: Может ли эта работа по похоронному делу быть завершена в 2015 году? И вернёмся к жилью для российских семей. Когда регионы дадут список, какие категории граждан смогут участвовать в этой льготной ипотеке?
М.Мень: Давайте про «Жильё для российской семьи». Здесь регионы до конца года должны, опираясь на наш перечень, выбрать свои критерии. Мы им даём достаточно серьёзный объём полномочий, они, отталкиваясь от наших установок, должны принять соответствующий перечень этих категорий граждан. До конца года они это сделают.
Видите, у нас достаточно быстро пошло, у нас сейчас 58 регионов заявилось. Общий объём будущих квадратных метров на площадках в этих регионах, если не ошибаюсь, 18,3 млн кв. м, а общая задача – 25 млн кв. м. Мы начинаем приближаться. С учётом того, что программа отнюдь не закрыта, думаю, что может что-то получиться реальное.
Вопрос: А по похоронному делу срок?
М.Мень: Срок пока не буду говорить, потому что мы только начинаем заниматься этой темой, я боюсь, что предстоит достаточно большая дискуссия. Я люблю сроки называть, когда хотя бы чувствую примерное окончание работы.
Вопрос: Вы говорили о том, что будет обновлена программа «Чистая вода». Скажите, какие там будут параметры, что планируется делать, чтобы обеспечить наших граждан чистой водой?
М.Мень: В сегодняшних достаточно сложных финансовых условиях всё-таки Дмитрий Анатольевич нас поддержал вчера на комиссии по бюджетным проектировкам. Программа «Чиста вода» с 2015 года опять будет действовать. Она небольшая по финансированию – порядка 2 млрд рублей на каждый год. На 2015 год – 2 млрд, на 2016-й и 2017-й, на трёхлетний период по 2 млрд, но с учётом софинансирования со стороны регионов это даст неплохой результат.
Вы знаете, что мы на прошлой неделе были в Воронеже, смотрели там водоканал, который первый был передан в концессию, и достаточно успешно. Они являются участниками этой программы и будут претендовать дальше на софинансирование. Как раз здесь всё складывается с новым микрорайоном, который будет строиться в рамках программы «Жильё для российской семьи». Там вода-то тоже нужна. Здесь всё взаимоувязано.
Небольшие, конечно, деньги, но в сегодняшних условиях и это средства, которые с учётом, ещё раз повторю, софинансирования могут дать свой результат. Тема очень важная. Очень много у нас в регионах проблем, когда необходимо строить станции обезжелезивания, водоводы – там много-много серьёзных проблем.
Спасибо.