Стенограмма:
А.Силуанов: Добрый день! Сегодняшнее обсуждение явилось продолжением вчерашнего мероприятия. Вчера было заседание бюджетной комиссии, на котором детально, подробно рассматривались все предложения по бюджету – как по доходам, так и расходам, – по бюджетной политике. Потому что сейчас Правительство определяет в первую очередь политику, основные параметры бюджета, и с учётом определения предельных объёмов расходов бюджета Министерство финансов доведёт предельный лимит финансирования до каждого министерства, а министерства уже будут распределять эти средства по приоритетам, по задачам, которые стоят перед соответствующей отраслью, перед соответствующим ведомством.
Действительно, мы принимаем бюджет на 2015–2017 годы, причём 2014–2016 годы – это часть предыдущей трёхлетки. Мы предыдущий бюджет принимали в более оптимистичном макроэкономическом сценарии, поэтому нам сейчас приходится изыскивать дополнительные ресурсы, чтобы выполнить те обязательства, которые были предусмотрены в предыдущем бюджете и в предыдущих госпрограммах.
В этих условиях был выдвинут ряд предложений по доходам, которые увеличат общий объём доходов федерального бюджета, а также предложения по оптимизации расходов. Мы в своих расчётах ориентировались на госпрограммы, которые Правительство приняло, ориентировались на те решения по лимитам госпрограмм, которые Правительство довело и приняло. Эти решения по госпрограммам были в марте текущего года. С учётом нового макропрогноза это чуть меньше, чем объём госпрограмм. Для того чтобы сбалансировать бюджет, Минфином было предложено сократить доведённые предельные объёмы финансирования по госпрограммам ещё на 2% в 2016–2018 годах. Это решение непростое для целого ряда ведомств, но у нас есть полтора года для того, чтобы пересмотреть приоритеты, есть полтора года для того, чтобы принять соответствующие нормативно-правовые акты, либо сдвигающие сроки реализации тех или иных мероприятий, либо приводящие к перераспределению средств: от чего-то, может быть, отказаться, какие-то ресурсы направить на более важные мероприятия и объекты.
Таким образом мы сбалансируем бюджет, общий дефицит федерального бюджета не превышает 1% и составляет примерно 0,4–0,6% ВВП по годам. Важно то, что мы по-прежнему планируем снижение ненефтегазового дефицита, который составит в 2017 году 9,1% ВВП. Напомню, что сейчас это более 10% ВВП. Учитывая то, что долгосрочный тренд, долгосрочный прогноз говорит о снижении нефтегазовых доходов, мы должны заблаговременно принимать меры для балансировки бюджета, потому что те объёмы расходов, которые мы имеем сегодня, должны быть уточнены либо пересмотрены, либо должны быть предложены дополнительные источники для их финансирования. В этой связи надо ограничиваться, надо принимать решения по определению приоритетов уже сегодня, с тем чтобы не завышать базу последующих лет, а, наоборот, делать всё, чтобы объёмы расходов укладывались в те параметры доходов, которые мы планируем на предстоящие годы.
Несколько слов о резервных фондах. Мы планируем пополнение средств резервных фондов в течение предстоящей трёхлетки. Пополнение это незначительное и варьируется в пределах 300–400 млрд рублей. По сути дела, это страховка на случай изменения макроэкономической ситуации, чтобы в течение года мы имели ресурс для того, чтобы в случае возникновения непредвиденной ситуации им воспользоваться в рамках тех бюджетных правил, которые мы соблюдаем. Я хочу сказать, что мы составили бюджет в рамках тех ограничений, которые предусматриваются бюджетными принципами и бюджетными правилами. Сегодня мы имеем предельный объём расходов, который можем себе позволить. Ещё раз повторю: мы должны делать всё, чтобы принимаемые обязательства находились в этих пределах. Предельный объём определяется исходя из того, что мы практически не будем пополнять резервные фонды, с одной стороны. С другой стороны, тот объём дефицита бюджета, который мы себе планируем, составлен с учётом того, чтобы не нарушать общую сбалансированность и сегодняшнюю ситуацию на финансовом рынке, не выходить с заимствованиями на внутренний рынок, которые могут изменить финансовую ситуацию, а также сохранить тот объём внешних заимствований, который мы и раньше планировали, – это 7 млрд долларов США.
Правительство в целом одобрило такие подходы. Министерства и ведомства сейчас, получив соответствующие лимиты, будут работать над их распределением и над предложением по обеспечению приоритетов своих расходов. Процесс начался, будет длиться до конца сентября, в конце сентября мы внесём бюджет в Государственную Думу. Но до этого пройдут несколько итераций, в том числе рассмотрение у Председателя Правительства ключевых направлений и тем – транспорт, оборона, социальная сфера, – после которых будут внесены коррективы в структуру расходов. Структура расходов у нас сегодня малоподвижная, хотелось, безусловно (сегодня отмечали это наши коллеги), иметь более эффективную структуру расходов. Для этого эти вопросы будут обсуждены в Правительстве и уточнены решения внутри расходов бюджета.
Спасибо.
Вопрос: Вы ранее говорили о том, что в бюджетной стратегии, которая сегодня рассматривалась, предусматривается налог с продаж, и чтобы всё-таки дать регионам право вводить его на своих территориях. До какого размера устанавливается предельная ставка и с какого года это может произойти?
А.Силуанов: Всем известна ситуация в регионах, региональных бюджетах. В последнее время они стали существенно более дефицитными, чем раньше. В прошлом году дефицит составлял 640 млрд рублей, в этом мы оцениваем дефицит ещё на более высоком уровне. С тем чтобы сформировать более ёмкую доходную базу бюджетов регионов, мы рассматривали (решение не принималось, но мы рассматривали) различные варианты пополнения доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. В том числе рассматривался и вопрос о налоге с продаж, праве субъектов Российской Федерации его вводить. Да, действительно, у нас было два периода, когда мы вводили этот налог и его отменяли. Мы критиковали тогда этот налог за то, что он имел низкую собираемость. Сейчас всё-таки больше у нас стало сетевой торговли, где уходить от налога с продаж станет гораздо сложнее. На наш взгляд, это решение может пополнить доходную базу региональных бюджетов на 200 млрд рублей ежегодно. Речь идёт о трёхпроцентном налоге с продаж. Пока, ещё раз повторюсь, это решение обсуждается в Правительстве. Мы вместе с Государственной Думой договорились о возможности принятия налоговых законов в начале работы Государственной Думы после каникул. То есть в течение лета у нас есть время для обсуждения вопросов повышения доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации, которые будут рассматриваться, в том числе будет рассматриваться вопрос о налоге с продаж.
Вопрос: Означает ли это, что уже со следующего года может быть введён этот налог?
А.Силуанов: У нас есть все законодательные возможности, для того чтобы принять решение по налогам, которые будут введены и будут реализовываться в следующем году.
Вопрос: Вы говорили об акцизе на сигареты дорогостоящего сегмента. Подскажите, пожалуйста, что это может быть за акциз, какова будет его ставка..?
А.Силуанов: У нас сегодня сигареты облагаются двумя способами: в виде фиксированной ставки налога на тысячу штук и в виде процента налогообложения от предельной цены сигарет. Так вот, мы рассматриваем вопрос (это тоже было предложение Министерства финансов) о повышении процентного обложения предельной цены пачки сигарет. В первую очередь это, конечно, коснётся дорогостоящего сегмента табачных изделий. Мы рассчитываем на то, что получим за счёт этого дополнительный доход.
Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, по внутренним заимствованиям на ближайшую трёхлетку… Вы сказали, что на внешнем рынке мы будем занимать в тех же объёмах. И ещё вопрос: если я правильно понимаю, бюджет старается пополняться за счёт увеличения налогового бремени и приватизации «Роснефти». А не лучше выйти на внешний рынок, где не так дорого занимать, чем увеличивать налоговое бремя?
А.Силуанов: Мы предусматриваем, что в следующем году основной источник финансирования дефицита бюджета – это внутренние заимствования, причём объём участия государства на рынке заимствования существенно возрастёт. Если в этом году мы планируем привлечь с рынка около 450 млрд рублей, то в следующем и последующих годах эта сумма увеличится до 1 трлн – 1 трлн 100 млрд рублей. Вопрос о том, будем ли мы увеличивать заимствования на внешнем рынке, можно рассмотреть с учётом конъюнктуры, потому что сегодня выходить с большими заимствованиями на внешний рынок, наверное, было бы неправильно. С учётом ситуации, которая будет складываться в следующие годы, мы готовы это рассматривать.
Вопрос: Можете пояснить, почему в бюджете, точнее, в проектировках, не учли налоговый манёвр? Наверное, потому что решение не принято. Но если оно будет принято в августе, то там выпадающий доход около 200 млрд. Тогда что, пересчитывать бюджет?
А.Силуанов: Абсолютно справедливый вопрос. Действительно, решение по налоговому манёвру не принято, поэтому в нынешних проектировках оно не учтено. Мы надеемся, что этот вопрос уже в высокой степени готовности. Будет ещё одно совещание в Правительстве, на котором, я думаю, мы сможем поставить точку. Вы справедливо отмечаете, что в первый год реализации этого манёвра бюджет недополучит около 200 млрд рублей. В этой связи те нефтегазовые доходы, которые мы планируем к перечислению в Резервный фонд в 2015 году, а это 430 млрд рублей, будут уменьшены на эту сумму. В последующие годы мы планируем положительный эффект от действия этого манёвра, и нам не придётся сокращать доходы.
Вопрос: В чем сейчас суть расхождений по этому манёвру, что ещё не согласовано? Была публичная информация, что у некоторых нефтяных компаний, в частности «Роснефти», были претензии по этому манёвру. Согласованы ли эти параметры с ними?
А.Силуанов: Внутри Правительства расхождений по идеологии манёвра нет, осталось доработать детали. Действительно, мы проговаривали с нефтеперерабатывающими компаниями предложения по манёвру. Все компании, за исключением «Роснефти», согласовали этот манёвр. Для «Роснефти» этот манёвр также выгоден. Мы ведём дискуссии с коллегами из «Роснефти», с тем чтобы убедить их стать нашими сторонниками.
Вопрос: Зарезервированы ли средства в бюджете для направления по негосударственным пенсионным фондам, то, что идёт уже за 2014 год?
А.Силуанов: Я на этот вопрос уже отвечал. У нас со следующего года заработают негосударственные пенсионные фонды, и все те накопления, которые наши граждане будут отчислять в накопительную часть своей пенсии, будут поступать уже в негосударственные пенсионные фонды. В этом году пенсионные накопления наших граждан пошли в страховую часть, на их же счета. То есть, сколько наши предприниматели за своих работников заплатили в накопительную часть пенсий, эти средства пошли на счета тех же самых граждан, только в страховую часть. Эти средства будут индексированы на уровень инфляции и на доходы пенсионного фонда, поэтому наши граждане ни в коей мере не пострадают в текущем году.
Начиная со следующего года пенсионные накопления будут поступать в негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды будут их размещать в надёжные активы, которые могут приносить более высокие доходы, нежели инфляция плюс доходы пенсионного фонда. Это уже дело каждого пенсионного фонда, это уже политика негосударственных пенсионных фондов. Но инвестиционная декларация говорит о том, что часть накоплений будет инвестирована в бумаги, часть накоплений будет инвестирована в акции, во всяком случае в акции надёжных предприятий, которые приносят высокий доход, с одной стороны, а с другой стороны, являются надёжным вложением средств наших будущих пенсионеров.
Вопрос: То есть предложения о продлении замораживания накоплений не прошли, и средства поступят в НПФ?
А.Силуанов: В следующем году не предусмотрено продолжение схемы текущего года. В следующем году все средства и накопления поступят в негосударственные пенсионные фонды, как это было и в 2013-м, и ранее до текущего года.
Вопрос: Премьер-министр упомянул о 46 федеральных целевых программах. Можете немного подробнее рассказать об этом? Входит ли в их число целевая программа по Крыму, что сейчас с ней происходит, на какой стадии подготовки?
А.Силуанов: Сегодня мы заслушивали информацию Министра экономического развития Алексея Валентиновича Улюкаева о финансировании федеральных целевых программ и о проектах программ. Это была информация для анализа, какие программы у нас будут действовать в следующем году и какие примерно объёмы финансирования будут выделены на эти программы.
Программа «Крым» была в составе 46. Общий объём финансирования программы «Крым», по предварительным оценкам, составит около 100 млрд рублей, в том числе в эти 100 млрд рублей включён и мост через Керченский пролив. Проект программы в настоящее время согласовывается в ведомствах, в ближайшее время в Правительстве будет проведено совещание на этот счёт. Здесь важно определить ключевые направления поддержки Крыма и Севастополя, а именно инфраструктура, дороги, энергетика, водоснабжение. Эти основные направления и будут являться приоритетными при определении поддержки в рамках этой федеральной целевой программы.
Вопрос: Вы сказали, что решение о налоге с продаж пока не принято. А что касается налога на дивиденды, продажи «Роснефти», сокращения расходов на 2%... Эти моменты одобрены или тоже по ним решение ещё будет приниматься? И второй вопрос. Вы говорили о бюджетных рисках, о том, что не получены доходы, о приватизации, заимствовании... Насколько тогда сократится Резервный фонд?
А.Силуанов: Мы не планируем и делаем всё необходимое, для того чтобы не сокращать Резервный фонд. Наоборот, в наших плановых показателях, в трёхлетке предусмотрено его пополнение. Пополнение небольшое, я ещё раз повторюсь, это около 300–400 млрд рублей ежегодно. Тем не менее это, по сути дела, страховка для того, чтобы в случае возникновения непредвиденных обстоятельств мы могли бы использовать эти средства, не пополняя Резервный фонд, но и не залезая в него.
Напомню, что в этом году мы из 900 млрд рублей нефтегазовых доходов, которые могли бы быть направлены в Резервный фонд, направим всего около 230 млрд рублей, потому что разница пойдёт на замещение заимствований, на выпадение тех нефтегазовых доходов, которое у нас произошло в результате более низких темпов роста экономики, соответственно, более низких поступлений доходных источников. Есть такие же риски, но в меньшей степени, в последующие годы. Поэтому считаю, что нам необходимо иметь в любом случае возможность использования средств нефтегазовых доходов в рамках соблюдения бюджетных правил, для того чтобы подстраховать исполнение бюджета.
Что касается принятых или не принятых решений по «Роснефти», 2% сокращения и налогообложения дивидендов. Коллеги, все налоговые вопросы у нас ещё будут рассматриваться в Правительстве. В целом мы одобрили эти решения. Конкретно решения по дивидендам будут подготовлены в виде налоговых инициатив и обсуждены в установленном порядке Правительством Российской Федерации. Сокращение на 2% было в целом одобрено сегодня, когда мы рассматривали баланс бюджета. Были приняты те предельные характеристики расходов и параметры по доходам, которые содержали эти решения. Действительно, продажа 19,5% «Роснефти» в следующем году также была поддержана. Мы перенесли срок продажи с 2016 на 2015 год, с тем чтобы иметь возможность использовать эти ресурсы уже в следующем году.
Вопрос: Сколько бюджет получит от реализации «Роснефти»?
А.Силуанов: В нынешнем бюджете стоит цифра 423 млрд рублей. Естественно, мы будем продавать её по рынку. Рыночная стоимость несколько выше, чем этот заложенный ранее объём.
Вопрос: Все 423 млрд пойдут в бюджет?
А.Силуанов: Сумма от продажи «Роснефти» поступит в «Роснефтегаз», поступления от «Роснефтегаза» в бюджет или на другие цели будут согласовываться уже Правительством Российской Федерации.