Вопрос: Сегодня на Правительстве рассматривались два вопроса – о бюджетах ФСС и Пенсионного фонда. Максим Анатольевич, пожалуйста, об этом.
М.Топилин: Сегодня рассматривались основные направления бюджетных характеристик Пенсионного фонда, Фонда социального страхования. Естественно, это всё рассматривалось в связи с основными характеристиками бюджета. Что касается Пенсионного фонда, мы предполагаем в рамках этой трёхлетки уже полностью переходить на новые параметры, которые соответствуют новым пенсионным законам, которые, как вы знаете, были приняты в прошлом году. Фактически в 2015 году будет происходить индексация пенсий ещё по старым правилам, а в 2016–2017 годах уже будет переход на индексацию пенсий с учётом стоимости пенсионного коэффициента, как вы помните.
Но для граждан это означает, что мы сохраняем сроки индексации – 1 февраля и 1 апреля. 1 февраля будет сохраняться индексация в соответствии с инфляцией за прошлый год. В 2015 году планируется, что это будет порядка 6% с 1 февраля, и на доходы Пенсионного фонда порядка 0,5% пока закладывается с 1 апреля.
Впоследствии, в 2016–2017 годах, эти параметры будут уточняться, но мы исходим из того, что у нас есть задачи, которые мы поставили перед собой в стратегии пенсионной реформы. И до 2018 года мы исходим из того, что это должно быть два прожиточных минимума пенсионера, сейчас это 1,8 прожиточного минимума пенсионера. И по нашим расчётам, индексация пенсий должна составить где-то в среднем порядка 36% к 2013 году. Пока эти параметры, безусловно, являются основой для принятия законов о бюджетах Пенсионного фонда и Фонда соцстраха, эти параметры будут уточняться, и в ходе подготовки уже бюджетов вместе с Минфином будем искать консолидированные решения. Эта работа будет проходить в июле, августе и начале сентября.
Также бюджетом Пенсионного фонда предусматривается индексация всех социальных выплат – это маткапитал, это единовременное денежное пособие, это различные другие выплаты. Мы планируем, что увеличение составит за три года почти 15%, и материнский капитал к 2017 году возрастёт почти до 500 тыс. рублей, чуть-чуть меньше – 490 тыс. рублей. Темпы – это 5, 4,5 и 4,3% по трём годам.
Что касается фонда социального страхования, то он у нас практически стал бездефицитным, это означает, что мы реализовали пакет мер оптимизационных, когда мы внесли поправки, связанные с расчётом больничных листов, контролем за больничными листами. При этом увеличивается собираемость взносов.
Что касается бюджета Фонда соцстраха в части страхования от несчастных случаев, то будет нарастать даже профицит, то есть по годам он составляет 15, 17 и 20 млрд рублей, то есть этот вид страхования является профицитным.
Все пособия по материнству, по родовспоможению, по больничному листу будут индексироваться приблизительно также, по инфляции. Пока в расчётах это 5, 4,5 и 4,3% на трёхлетку. Продолжаем работать, думаем, что у нас ещё будет много, наверное, споров и дискуссий с Минфином, но я надеюсь, что мы, безусловно, придём к единому решению. Спасибо.
Вопрос: Недавно ряд депутатов Госдумы выдвинули законопроект, позволяющий снижать пенсионный возраст для граждан, имеющих детей. Хотелось бы узнать точку зрения Вашу и вашего Министерства по поводу этого законопроекта. Насколько он сейчас реализуем и каким будет ваш отзыв?
М.Топилин: Когда мы работали над пенсионной реформой в прошлом году, мы предусмотрели дополнительные меры, которые увеличили стаж, который берётся для исчисления пенсии, когда мама, которая родила ребёнка, может зачесть декретный отпуск в пенсионный стаж. Это, во-первых, четыре с половиной года теперь стало, и дополнительный стаж, который учитывается: до начала этого года это было всего полтора года за двух детей, сейчас это гораздо большие параметры. У нас есть льготы для многодетных матерей – это получение льготной пенсии, возможность получения более раннего выхода на пенсию, поэтому, как нам представляется, весь этот пакет уже реализован. Будем смотреть предложения депутатов. Если они разумные, если мы оценим, что они очень позитивно будут влиять на демографическую политику, можно это, безусловно, рассматривать. Но, как мне кажется, весь набор таких разумных мер уже предусмотрен. Плюс мы исходим из того, что в пенсионную систему не нужно подгружать каких-то дополнительных льгот. Ещё раз повторю, надо посмотреть эти предложения, мы их ещё не видели.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, считаете ли вы целесообразным и возможным законодательно закрепить право собственности граждан на пенсионные накопления с момента их начисления и до конца?
М.Топилин: Если бы это были добровольные системы, то, возможно, этот вопрос было бы разумно рассматривать и дискутировать. Когда мы говорим о солидарной системе… В общем-то накопительная составляющая, если вы про неё спрашиваете, является всё равно определённым образом солидарной, потому что все деньги за граждан, которые начисляют работодатели, поступают в негосударственные пенсионные фонды, потом инвестируются и потом из этого единого котла выплачиваются пенсии. Если это будет собственностью, то здесь нет предмета для страхования как такового, поэтому юридически и по экономической природе такого быть, как мне представляется, не может.
Вопрос: Максим Анатольевич, можете пояснить, в тех проектировках бюджета Пенсионного фонда, которые сегодня рассматривались (не знаю, может быть, они изменились в итоге), был довольно серьёзный рост расходов Пенсионного фонда в 2016 году, на триллионы. С чем это связано?
М.Топилин: Вы знаете, что в законе, который сопровождал пенсионную реформу, мы перешли на трансфертную модель. Это один фактор, когда мы должны точно посчитать все трансферты, и сейчас мы с Министерством финансов работаем над соответствующей методикой. А второе – рост доходов в любом случае с 2015 года происходит существенно, во-первых, за счёт, собираемости, ну и за счёт того, что будет происходить в экономике. Во-вторых, в 2015 году появляется трансферт, которого не было в 2014 году, – это трансферт на накопительную составляющую. В 2014 году его же нет, эти деньги не поступали в Пенсионный фонд в виде трансферта, они поступали в виде страховых взносов. Может быть, за счёт этой техники разница и наблюдается.
Вопрос: Не могли бы вы назвать параметры бюджета Пенсионного фонда на все три года и размер трансферта из федерального бюджета, который планируется?
М.Топилин: Ещё раз повторю, эти характеристики и эти цифры пока досогласовываются, они будут согласовываться и дальше. Пока мы предполагаем порядка 7,4 трлн на 2015 год, 8,5 млрд на 2017 год и где-то посерединке – 2016 год. Приблизительно такие параметры. С учётом того, что практически все выплаты – это выплаты, которые идут гражданам на пенсии и различные социальные трансферты, они практически используются. Безусловно, есть тема остатков. Остатки Пенсионного фонда существенные, и мы предполагаем, что в этом году у нас будет несколько больше собираемость, мы сможем привлечь порядка 130 млрд рублей на сбалансированность в 2015 году. Но всё это ежемесячно меняется. Мы будем эту работу до сентября проводить. Там много факторов, которые влияют на исполнение бюджета. Как вы понимаете, когда по прогнозу фонд зарплаты несколько снижается на следующий год, то, конечно, могли бы быть и бо́льшие сборы Пенсионного фонда. Я могу сказать, что Пенсионный фонд собирает сейчас средства с учётом того, что темпы экономики немного уменьшаются, мы закладывали бо́льшие темпы роста. Это негативно на сборы в Пенсионный фонд пока не влияет, мы находимся пока в позитивном тренде.
Вопрос: На днях представители Счётной палаты высказались за необходимость заново оценить эффективность применения льготных тарифов социального страхования. У Минтруда есть какие-то предложения по этому поводу, по части возможного сокращения и изменения сетки пониженных тарифов?
М.Топилин: Мы постоянно к этому вопросу возвращаемся. Вчера, допустим, рассматривался законопроект о территориях опережающего развития – Дальний Восток, так называемые ТОР для Дальнего Востока. Там предполагается установить льготные тарифы страхования в Пенсионный фонд, Фонд соцстраха и ОМС в размере 7,6%, то есть это очень серьёзная льгота. Насколько они эффективны? Мы всё время с этим работаем. Мы вообще исходим из того, и в стратегии пенсионной реформы написано, что таких льгот вообще быть не должно. Очень странно само по себе – льготы по страхованию. Всё равно же бюджет нам компенсирует все эти дополнительные недопоступления. Мы исходим из того, что было бы правильнее в перспективе перейти на поддержку отраслей через различные субсидии. Если отрасль нужно поддерживать, то надо не тарифы страховых взносов снижать, а просто тогда субсидировать отрасль, если это необходимо, не через тарифы. Но пока эти решения есть, их никто не отменял, параметры посчитаны исходя из тех законов, которые сейчас действуют. Это льготные ставки по малому бизнесу, по IT-компаниям, по судоходству, по аптекам и так далее – вся наборка сохраняется.
Мы исходим из того, что если мы объявили, что до определённого года будет та или иная льгота сохраняться (это же законом установлено, каждая льгота протянута по годам, и когда-то она заканчивается, в разные периоды), то это должно сохраняться, потому что бизнес планирует свои расходы, издержки, поэтому мы пересматривать что-то так не собираемся. Они должны быть сохранены. Но в последующем мы, безусловно, исходим из того, что они должны, если необходимо поддерживать отрасль, перейти в вид какой-то другой поддержки, более адресной. Тогда уже отрасль сама, то или иное министерство, сможет определить, кому надо оказывать поддержку, исходя из каких-то задач, а кому не надо, а не одной линейкой. Но все льготы пока сохраняться.
Вопрос: А вы можете несколько слов сказать о будущем негосударственных пенсионных фондов? Когда предполагается им вернуть деньги, в каком объёме и, может быть, в какой очерёдности?
М.Топилин: Для начала могу сказать, что никто у них ничего не занимал. Возвращать нечего, поэтому речь идёт, наверное, о том, когда они войдут в систему гарантирования и акционируются. Сейчас Центральный банк работает над этим вопросом. Как коллеги нам сообщили, в принципе большинство НПФ проходит эти процедуры. В соответствии с законодательством, как только эти институты войдут в систему гарантий и будут акционированы, с этого времени туда могут перечисляться тарифы в пенсионное страхование, в части накопительной составляющей. Бюджет этого, 2014, года сформулирован так, что эти средства идут в страховую часть пенсий. Поэтому, когда были дискуссии по поводу того, что что-то надо вернуть или куда-то деньги истрачены – это в принципе совсем не так. Люди получают сегодня, в 2014 году, в виде прав эти средства. 6% тарифа идёт в страховую часть. Люди ничего не теряют, люди приобретают гарантированные пенсионные права, поэтому ответ такой: как только они будут готовы, будут продолжаться туда начисления. Но это не вопрос возврата.
Спасибо.