Стенограмма:
Модератор: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня у нас короткий брифинг, он посвящён одному вопросу. Нам поступило от вас очень много вопросов в связи с тем, что, как мне кажется, вчера слова министра были не совсем правильно истолкованы, были восприняты так, что пенсионные средства были потрачены на какие-то текущие расходы, текущего характера, связанные в том числе с помощью субъектам – это неверно, и поэтому мы начнём с того, что просто ещё раз поясним этот вопрос.
А.Силуанов: Да, действительно, хочу кое-что напомнить из дискуссий прошлого года. Мы договорились о том, что на финансовом рынке будет наводиться порядок, в первую очередь с работой негосударственных пенсионных фондов. В этой связи Банк России как регулятор этого рынка в текущем году проводит обследование всех финансовых институтов, в том числе негосударственных пенсионных фондов. Эти организации акционируются, переходят в иную организационно-правовую форму, чтобы в следующем году на рынке негосударственных пенсионных фондов работали исключительно надёжные, проверенные, устойчивые финансовые организации, чтобы средства пенсионных накоплений наших граждан были в надёжных руках и надёжно защищены – это одно из положений той реформы, которую реализует сегодня Банк России.
В этой связи в 2014 году средства пенсионных накоплений граждан зачисляются не в негосударственные пенсионные фонды, которые проходят проверку Банком России, а зачисляются в Пенсионный фонд, в страховую часть пенсии тех работающих граждан, которые формируют себе пенсию. Это очень важно, потому что сегодня появились заявления о том, что Правительство тратит деньги накопительной части будущих пенсионеров. Абсолютно неправильно. Хочу сказать, что деньги накопительной части работающих граждан, которые откладывают себе на пенсию, пойдут не в накопительную часть (поскольку, мы говорим, негосударственные пенсионные фонды проходят проверку со стороны Банка России), а пойдут в страховую часть. То есть на те же самые счета этих же граждан накопительная составляющая будет зачислена в текущем году. Поэтому, наоборот, граждане не проиграют, граждане получат те же самые средства на свои счета, которые будут формировать в будущем пенсию работающим гражданам. Поэтому Правительство Российской Федерации ни в коем случае никогда не мыслило и не собиралось тратить деньги пенсионеров. Все те отчисления, которые производят наши граждане, будут направлены на счета, которые впоследствии станут источником формирования пенсий будущих пенсионеров.
В этой связи в бюджете 2014 года образовалась экономия на трансферте, которая подлежит перечислению Пенсионному фонду в сумме 243 млрд рублей. Эти деньги мы действительно направляем на поддержку отдельных субъектов Российской Федерации, на реализацию мер поддержки отраслей – социальной сферы и так далее. Это всё предусмотрено в законе о бюджете, мы действуем в рамках действующего законодательства, поэтому никаких ущемлений интересов наших работающих граждан с точки зрения использования их пенсионных средств, пенсионных отчислений, конечно, нет. Это просто невозможно, и Правительство никогда не думало заниматься таким вопросом.
Вопрос: Сегодня в повестке дня значился вопрос, согласно которому Минфин будет вносить в Правительство социально-экономический прогноз. Какое решение принято по этому вопросу?
А.Силуанов: Речь идёт о том, что когда вносится бюджет, в составе материалов бюджета вносится и прогноз социально-экономического развития. Что произошло в прошлом году? Произошло следующее: Правительство Российской Федерации утвердило прогноз, на основании которого считаются параметры бюджета. Министерство финансов посчитало прогноз, исходя из утверждённого на заседании Правительства. Потом, в ходе дальнейшей проработки, были внесены уточнения этого прогноза. Так получилось, что данные прогноза и данные бюджета по отдельным статьям не совпадали – это действительно неправильно и недопустимо. В прошлом году было принято решение, что Минфин как ответственный за подготовку бюджета и материалов к бюджету для внесения в Правительство, а потом и в Государственную Думу, формирует полный комплект документов для представления в Правительство и Государственную Думу, с тем чтобы мы, получив от Министерства экономического развития прогноз, его, естественно, не корректируя, не правя ни в коем случае, а учитывая как базу для расчёта бюджета, скомплектовали в один документ, в один материал, отправили в Правительство, а Правительство потом рассмотрело и в дальнейшем отправило в Государственную Думу – вот, собственно, и всё. Мы же не собираемся здесь прогноз уточнять, который Минэкономразвития формирует, это не наша компетенция, то же самое как и Минэкономразвития не правит бюджет, который делает Минфин, у нас разделение полномочий. Речь идёт о чисто техническом моменте: кто вносит прогноз и бюджет. До последнего дня вносило в Правительство Минэкономразвития – прогноз, Минфин – бюджет. Сегодня рассматривали вопрос – давайте эти два документа будет вносить Минфин как ответственный за бюджет. Мне кажется, что ничего страшного в этом нет. В целом эта идея была поддержана, но договорились ещё обсудить в Правительстве и окончательно определиться по ней. Хотя, ещё раз повторю, на заседании Правительства это предложение было в целом поддержано.
Вопрос: Максим Товкайло, «Ведомости». А если вы не согласны с прогнозом Минэка, как тут быть? Получается, если называть вещи своими именами, ущемление неких полномочий Минэкономразвития. Оно всё-таки ответственно за экономический рост, за экономический прогноз, всегда его отстаивало, часто ваши оценки не совпадали, а тут получается, что теперь Минфин – и за прогноз, и за бюджет. Это всё равно что если бы бюджет отдали им и они бы вносили – тоже так, наверное, возможно?
А.Силуанов: На самом деле прогноз, который используется Минфином для расчёта бюджета, – это тот прогноз, который принят Правительством, мы на нём основываемся. Правительство рассматривает прогноз, утвердило его, и никто не вправе его корректировать – ни Минфин, ни Минэкономразвития, никакое другое министерство и ведомство. Поэтому даже если у нас есть вопросы к прогнозу, мы их задаём в ходе обсуждения проекта прогноза до внесения его в Правительство. Как только Правительство принимает решение одобрить этот прогноз, для нас это закон для расчёта бюджета. Никаких других изменений этого документа, естественно, Минфин не может вносить и не планирует.
Я хочу сказать, что у нас есть такая практика, когда Минфин вносит проект ФАИПа вместе с документами бюджета в Правительство для последующего представления в Думу. Министерство экономического развития вносит федеральные целевые программы, которые готовят другие министерства и ведомства. То есть создаётся горлышко, через которое проходит весь комплект документов, чтобы Правительство не собирало их от отдельных министерств и ведомств. Это, на мой взгляд, нормальная административная процедура, и здесь какие-то опасения о том, что вдруг Минфин, не согласный с какими-то показателями, будет что-то править в прогнозе, – это абсолютно беспочвенно и безосновательно.
Вопрос: Медведев во вступительной части сказал, что Правительство сегодня также рассматривало поправки в закон о банках и банковской деятельности. Правильно ли мы понимаем, что речь идёт о запрете для госкомпаний иметь счета в иностранных банках? Какие решения были приняты?
А.Силуанов: Правильно то, что Дмитрий Анатольевич сказал, что мы сегодня рассматривали этот законопроект. Но то, что вы сказали о запрете стратегическим компаниям иметь счета в зарубежных банках, это неправильно. Действительно, такой законопроект подготовлен, и суть его заключается в следующем. Он определяет перечень компаний, имеющих стратегическое значение для экономики Российской Федерации; определяет перечень операций, которые ведут банки с такими компаниями; определяет то, что Правительство вместе с Центральным банком должны определить критерии для того, чтобы средства государственных компаний или стратегических компаний, которые определяет Правительство или Президент Российской Федерации, были надёжным образом сохранены в надёжных кредитных организациях. Такие критерии определит Правительство совместно с Банком России. В первую очередь это будет, конечно, критерий объёма собственных средств банка или его капитала.
В этой связи никаких запретов на работу стратегических компаний с иностранными банками или осуществление расчётов по внешнеэкономическим операциям рассматриваемый законопроект не содержит. Как сегодня эти операции осуществляются, так и будут осуществляться в дальнейшем. Речь идёт о том, что мы должны более внимательно подходить к работе с государственными деньгами или деньгами стратегических компаний, с тем чтобы эти деньги были в надёжных кредитных организациях, с тем чтобы не было случаев (которые у нас были в прошлом), когда деньги, в том числе и госкомпаний, пропадали после банкротства того или иного кредитного учреждения. Как раз законопроект направлен на то, чтобы в более надёжных кредитных организациях хранились средства в первую очередь стратегических компаний.
Это с одной стороны. С другой стороны, эти компании в условиях возможных ограничений, которые сегодня есть в рамках тех санкций, которые введены в отношении отдельных компаний, должны быть надёжно защищены. Собственно, на этот вопрос и отвечает тот законопроект, который мы сегодня рассматривали.
В целом законопроект одобрен. Мы с учётом высказанных замечаний сегодня его доработаем, завтра внесём в Правительство в окончательной редакции, с тем чтобы до конца весенней сессии он мог бы быть принят Государственной Думой. Мы будем просить Государственную Думу рассмотреть и принять его в весеннюю сессию.
Спасибо.