Во исполнение постановления Конституционного Суда. Законопроект позволит устранить неопределённость в части установления круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства, и, следовательно, исключить возможность произвольного применения института направленного отказа от наследства в этой части.
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1158 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» внесён Минюстом России во исполнение постановления Конституционного Суда России от 23 декабря 2013 года №29-П (далее – Постановление №29-П).
Согласно Постановлению №29-П абзац первый пункта 1 статьи 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) признан не соответствующим Конституции Российской Федерации. Это законоположение в силу неопределённости своего нормативного содержания в части определения круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства, допускает возможность неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения института направленного отказа от наследства в этой части.
До принятия постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» практика применения абзаца первого пункта 1 статьи 1158 ГК РФ следовала практике применения института направленного отказа от наследства, сложившейся на основе ранее действовавшего правового регулирования в его официальном судебном толковании, содержавшемся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 1 июля 1966 года №6 «О судебной практике по делам о наследовании», в соответствии с которым наследник был вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по закону любой очереди независимо от их призвания к наследованию. В настоящее время имеет место формирование судебной практики, основанной на ином подходе, в силу которого отказ от наследства возможен в отношении тех наследников по закону, которые призываются к наследованию, при том что порядок наследования не изменён завещанием.
Новое официальное судебное толкование института направленного отказа от наследства носит, таким образом, не первичный характер, а по существу с определённого момента заменяет ранее действовавшее официальное судебное толкование на фактически противоположное, хотя и в равной мере содержательно допустимое с точки зрения Конституции Российской Федерации. При этом в правоприменительной практике оно воспринимается как распространяющееся и на те правоотношения, которые возникли до принятия постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании». Это свидетельствует о том, что в данном случае использование официального судебного толкования применительно к наследственным правоотношениям, возникшим в период его действия в первоначальном варианте, и тем более к ранее вынесенным на его основе судебным постановлениям не обеспечивает определённость нормативного содержания абзаца первого пункта 1 статьи 1158 ПС РФ, необходимую при решении вопроса об установлении круга лиц, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства.
С целью устранения указанной неопределённости и выполнения Постановления №29-П Минюстом России разработан законопроект «О внесении изменения в статью 1158 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».
Законопроект позволит устранить неопределённость в части установления круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства, и, следовательно, исключить возможность произвольного применения института направленного отказа от наследства в этой части.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.