Распоряжение от 16 мая 2014 года №832-р. Реализация закона позволит повысить гарантии обеспечения законных прав лица, обжалующего законность и обоснованность постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в соответствии с частью второй статьи 24 УПК, в случае, когда преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом.
Документ
-
Распоряжение от 16 мая 2014 года №832-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2013 года №24-П (далее – Постановление).
Постановлением взаимосвязанные положения части первой статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК), части второй статьи 24, части второй статьи 27, части четвёртой статьи 133 и статьи 212 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они лишают лицо, уголовное преследование которого прекращено на досудебной стадии уголовного судопроизводства вследствие принятия нового уголовного закона, устраняющего преступность и наказуемость инкриминируемого ему деяния, возможности обжалования в судебном порядке законности и обоснованности вынесенных в ходе осуществления уголовного преследования этого лица актов органов дознания и предварительного следствия, в том числе фиксирующих выдвинутые подозрения, обвинения в инкриминируемом ему деянии, а в случае установления их незаконности и необоснованности – возможности признания за ним права на реабилитацию.
С целью приведения положений УПК в соответствие с названной правовой позицией Конституционного Суда законопроектом предлагается внести в УПК изменения, дополнив его статьёй 1251, которая предусматривает, что при проверке по жалобе заинтересованного лица законности и обоснованности постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в соответствии с частью второй статьи 24 УПК, когда преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом, судья проверяет не только законность и обоснованность данного решения, но и законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, а также привлечения лица в качестве подозреваемого или обвиняемого по этому уголовному делу.
При этом по ходатайству стороны или по собственной инициативе суд наделяется правом исследовать в судебном заседании имеющиеся в уголовном деле доказательства, свидетельствующие о фактических обстоятельствах дела, в том числе путём допросов свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
Указанное положение законопроекта устанавливает в УПК механизм проверки в судебном порядке по жалобе заинтересованного лица законности и обоснованности вынесенных в ходе осуществления уголовного преследования актов органов дознания и предварительного следствия в случае, когда преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом, а также обеспечивает возможность отмены указанных решений в случае признания их незаконными.
Реализация закона позволит повысить гарантии обеспечения законных прав лица, обжалующего законность и обоснованность постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в соответствии с частью второй статьи 24 УПК, в случае, когда преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 15 мая 2014 года.