Работа Правительства: факты и цифры.
Итоги реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»
О среднемесячной зарплате работников АПК
Противоэпизоотические мероприятия
Рыбохозяйственный комплекс
Техническая и технологическая модернизация сельхозпроизводства
Реализация Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы
2013 год – первый (и в целом успешный) год реализации новой Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.
Несмотря на засуху в ряде регионов Южного и Приволжского федеральных округов, наводнение на Дальнем Востоке и обильные осадки на большей части страны, удалось собрать хороший, а по ряду показателей рекордный урожай основных сельскохозяйственных культур. По предварительным данным Росстата, прирост производства сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий в 2013 году составил 6,2% (против снижения в 2012 году на 4,8%), в том числе растениеводства – 12%, животноводства – 0,5%.
В 2013 году на реализацию государственной программы было предусмотрено почти 198,0 млрд рублей (с учётом дополнительно выделенных ассигнований федерального бюджета в объёме 42 млрд рублей). При этом на государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социальное развитие села предусмотрено 162,38 млрд рублей, из которых по состоянию на 1 января 2014 года профинансировано 100% от годового лимита.
Наряду с сохранением прежних, доказавших свою эффективность мер поддержки предусмотрены и новые формы, отвечающие условиям ВТО: несвязанная поддержка сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства (то есть выплаты аграриям на 1 га посевных площадей в зависимости от объёма произведённой растениеводческой продукции, измеренной в зерновых единицах, и биоклиматического потенциала земельных участков), а также субсидирование производства молока.
Два года действует механизм сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой по установленным правилам в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2011 №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства”».
Названным законом предусмотрено введение значительного числа новаций: снижение финансовой нагрузки на сельхозтоваропроизводителей, введение плана сельскохозяйственного страхования, расширение перечня объектов сельскохозяйственного страхования, а также перечня событий, явившихся причиной наступления страхового случая, развитие системы независимой экспертной оценки ущерба и др. С 2013 года применяются положения закона, касающиеся государственной поддержки по договорам сельскохозяйственного страхования в отношении сельскохозяйственных животных.
По итогам 2013 года застрахованная посевная площадь составила 11,7 млн га, или 16,3% от посевных площадей, застраховано 488,7 тыс. голов крупного рогатого скота, 216,4 тыс. голов мелкого рогатого скота, 2 012,0 тыс. голов свиней и 22 550 тыс. голов птицы.
Итоги реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»
В 2013 году фактические расходы на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» составили 38,2 млрд рублей (124,5% к плановым объёмам), в том числе за счёт средств федерального бюджета – 9,01 млрд рублей (100%).
По отчётным данным за 2013 год, поступившим от субъектов Российской Федерации, построено (приобретено) 1,26 млн кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности (155,7% к годовому заданию), в том числе для молодых семей и молодых специалистов – 0,61 млн кв. м (135,2%). В результате 15,7 тыс. семей сельских граждан улучшили свои жилищные условия, в том числе 8,1 тыс. молодых семей и молодых специалистов.
Введено в действие 3,83 тыс. км распределительных газовых сетей (160,4%), газифицировано сетевым газом более 41,2 тыс. домов (200,2%). Уровень газификации сетевым газом составил 56,5%, или на 0,6 процентных пункта выше планового показателя.
Принято в эксплуатацию 1,98 тыс. км локальных водопроводов (116,4%), централизованным водоснабжением обеспечено 25,36 тыс. домов (343,6%) Обеспеченность сельского населения питьевой водой в 2013 году составила 59,6%, что выше планового показателя на 1,1 процентных пункта.
Введены в действие общеобразовательные учреждения на 5,7 тыс. ученических мест (124%), 9 спортивных сооружений и площадок, открыто 175 фельдшерско-акушерских пунктов (178,6%), реализовано 25 проектов комплексной компактной застройки сельских поселений (в 6 раз выше установленного показателя) с учётом завершения проектов прошлых лет.
Поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств
Основные цели мероприятий «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» – создание и развитие производственной базы вновь создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств и фермерских хозяйств, развивающих семейные животноводческие фермы, создание дополнительных постоянных рабочих мест в сельской местности в традиционных для населения сферах развития сельскохозяйственного производства; стимулирование потребительского спроса на ресурсы для сельского хозяйства, в том числе на сельскохозяйственную технику и животных; содействие в развитии сельских территорий; уменьшение оттока работоспособного сельского населения в крупные города и мегаполисы и закрепление молодёжи и выпускников аграрных учебных заведений в сельской местности; создание позитивного образа трудовой деятельности в сфере АПК.
На реализацию мероприятий по поддержке начинающих фермеров в 2013 году выделено 2 млрд рублей средств федерального бюджета (гранты). Субъектами Российской Федерации из региональных и местных бюджетов направлен 1 млрд рублей. Крестьянские (фермерские) хозяйства вложили собственные средства в объёме 0,4 млрд рублей. На реализацию мероприятий по развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2013 году выделено 1,5 млрд рублей, регионы привлекли 1,4 млрд рублей, фермеры вложили собственных средств более 1,9 млрд рублей.
Благодаря этой господдержке личные подсобные хозяйства, ведущие товарное производство сельскохозяйственной продукции, начали легализацию своей деятельности.
В 2013 году среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства в сравнении с 2012 годом увеличилась на 12% (13 738 рублей в 2012 году, 15 389 рублей в 2013 году).
Уровень безработицы на селе в 2013 году оставался высоким, составив 8,3% (в 2012 году – 8,1%), что на 3,6 процентных пункта выше, чем в городской местности (4,7%).
О федеральной целевой программе «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы»
В 2013 году завершилась реализация федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2013 года», нацеленной на обеспечение устойчивого развития агропроизводства. За годы существования программы фактический объём финансирования составил 547,8 млрд рублей, из них средства федерального бюджета – 76,6 млрд рублей.
Мелиораторами проведена колоссальная работа по повышению продуктивности земельных ресурсов. Удалось предотвратить выбытие земель сельхозназначения из оборота, вовлечь неиспользуемые угодья суммарной площадью порядка 12 млн га. 770 тыс. га, что в 4 раза больше запланированного, сельхозугодий обеспечены защитой от водной эрозии, затопления и подтопления, свыше 1 млн га (147% к плану) – от ветровой эрозии и опустынивания.
Противопаводковые мероприятия проведены на 132 гидротехнических сооружениях и на магистральных каналах протяжённостью 39,4 тыс. км и дамбах – более 103 тыс. км.
Рассматриваемая программа отличается своей высокой эффективностью Так, экономический эффект от её реализации оценивается в более чем 236 млрд рублей, выраженных в дополнительных поступлениях налоговых платежей предприятий АПК (косвенных и прямых налогов, налогов в бюджет от отраслей народного хозяйства, связанных с сельхозпроизводством) в бюджетную систему Российской Федерации. Социальный эффект программы определяется сохранением и созданием дополнительных 116 тыс. рабочих мест, обеспечением сельских районов с населением не менее 700 тыс. человек централизованным питьевым водоснабжением, защитой от подтопления 290 сельских населённых пунктов и затопления 670 населённых пунктов с общей численностью населения 1,4 млн человек, промышленных и сельскохозяйственных объектов.
В октябре 2013 года Правительством утверждена федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы», предусматривающая обеспечение эффективного использования природных ресурсов, повышение урожайности и расширение посевов сельскохозяйственных культур средствами комплексной мелиорации. Особое место уделено реконструкции и строительству мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений федеральной собственности.
За 2013 год производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 12,2 млн т, что на 5,0%, или на 581,1 тыс. т, выше уровня 2012 года и на 4,3% – целевого индикатора.
За этот период в сельскохозяйственных организациях производство скота и птицы на убой в живом весе увеличилось на 10,3%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах – на 3,6%.
Темпы роста производства мяса птицы оставили 5,1 млн т в живом весе, что на 5,3% больше уровня предыдущего года. На внутреннем рынке птицеводческой продукции самообеспеченность за счёт собственного производства уже достигнута – доля импорта мяса птицы составляет всего 10%.
В последние годы в России также динамично развивается свиноводство. В 2013 году общий объём производства в хозяйствах всех категорий составил 3,6 млн т – на 10,3% больше уровня 2012 года. В промышленном секторе получен рекордный прирост производства на убой свиней – 501 тыс. т в живом весе, что на 25% превышает уровень предыдущего года.
Если темпы прироста производства сохранятся, в 2017 году будет обеспечено выполнение показателя Доктрины продовольственной безопасности в обеспечении мясом свинины за счёт собственного производства на уровне не менее 85%.
Позитивная тенденция последних лет – стабильный рост производства яиц: с 38,2 млрд штук в 2007 году до 42 млрд штук в 2012 году. Несмотря на незначительное снижение производства яиц в прошлом году, в настоящее время Россия в полном объёме обеспечивает существующую потребность за счёт собственного производства.
Существует ряд проблем в молочной подотрасли. За 2013 год производство молока снизилось на 3,7%, хотя при этом надой молока на одну корову в сельхозорганизациях превысил 5 тыс. кг. Такой результат стал возможен во многом благодаря совершенствованию технологии производства молока.
Сложная ситуация в молочном скотоводстве является следствием следующих причин:
- закредитованность хозяйств, вызванная недостаточным сроком субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам (восемь лет), высоким уровнем процентных ставок, задолженностью по выплате субсидий из федерального и регионального бюджетов;
- недостаточный уровень субсидирования из федерального бюджета на 1 л (кг) реализованного молока;
- слабая материально-техническая база, изношенность основных средств: более половины объёма товарного молока производится на фермах с устаревшими технологиями и соответствующей техникой;
- погодные аномалии последних лет.
В прошлом году на поддержку молочного скотоводства в федеральном бюджете впервые были предусмотрены субсидии на 1 кг реализованного (товарного) молока в объёме 9,5 млрд рублей. Кроме того, дополнительно выделено 3,2 млрд рублей для компенсации стоимости кормов, что в итоге составило 12,7 млрд рублей. Однако выделенные средства не принесли ожидаемых результатов.
Минсельхоз внёс в Правительство предложения по увеличению срока субсидирования инвестиционных кредитов, направленных на реализацию молочных проектов, с 8 до 15 лет, возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам из федерального бюджета в размере 100% (вместо 80%) плюс 3 процентных пункта из бюджета субъектов Российской Федерации.
Получен рекордный валовой сбор кукурузы на зерно – 11,6 млн т в чистом весе, что в 4 с лишним раза больше показателя 1990 года и на 41,7% больше, чем в 2012 году (8,2 млн т). При этом достигнут исторический максимум урожайности – 50,1 ц/га (на 18,2% выше предыдущего максимального показателя). До 2013 года высокая урожайность кукурузы на зерно была достигнута в 2011 году – 43,4 ц/га и в 2004 году – 40,3 ц/га.
В 2013 году валовой сбор маслосемян подсолнечника составил 10,6 млн т в чистом весе, что на 32% больше уровня 2012 года (8,0 млн т). Максимальная урожайность этой культуры – 15,5 ц/га. До 2013 года высокая урожайность подсолнечника наблюдалась в 1990 году – 13,7 ц/га и в 2011 году – 13,4 ц/га.
Получен рекордный валовой сбор рапса – 1,4 млн т в чистом весе, что в 7 раз больше результата 1990 года и на 35,4% выше показателя 2012 года (1,06 млн т).
Достигнута рекордная урожайность сахарной свёклы – 442,1 ц/га (в 2012 году – 408,9 ц/га). За последние четыре года в целом по стране наблюдается устойчивый рост урожайности этой культуры.
Противоэпизоотические мероприятия
Всего на 2013 год субъектами Российской Федерации были запланированы диагностические исследования 59 892,66 тыс. голов животных на туберкулёз, бруцеллёз, лептоспироз, лейкоз и проведение профилактических вакцинаций 133 891,26 тыс. голов животных против ящура, сибирской язвы, бешенства, классической чумы свиней, в том числе по гриппу птиц.
В течение 2013 года проведены диагностические исследования 64 253,72 тыс. голов животных на туберкулёз, бруцеллёз, лептоспироз, лейкоз и профилактические вакцинации 148 157,42 тыс. голов животных против ящура, сибирской язвы, бешенства, классической чумы свиней, в том числе по гриппу птиц.
Таким образом, по итогам 2013 года план по противоэпизоотическим мероприятиям против карантинных и особо опасных болезней животных выполнен на 107,3% и 110,7% соответственно.
В Федеральном законе от 02.07.2013 №148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» впервые сформированы основные подходы к развитию аквакультуры, в том числе товарной аквакультуры, относящейся к сельскохозяйственному производству. Следующий шаг – создание нормативной правовой базы для повышения эффективности государственной политики в данном секторе производства, государственной поддержки отрасли, привлечения инвестиций.
Решены проблемные вопросы прибрежного рыболовства в части разрешения перегрузки уловов водных биоресурсов и производства на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биоресурсов в определённых Правительством районах и с указанием видов водных биоресурсов.
В целях предотвращения незаконного промысла живых морских ресурсов, наносящего существенный ущерб водным биоресурсам и среде их обитания, в соответствии с межправительственными соглашениями с правительствами Японии, Китая и КНДР в 2013 году Минсельхозом был внесён, а Правительством принят ряд правовых актов, направленных на практическую реализацию указанных соглашений. Кроме того, Минсельхозом изданы ведомственные приказы, определяющие порядки выдачи сертификатов на вывозимые с территории Российской Федерации живые морские ресурсы, подтверждающих законность их добычи (вылова).
Правительством принята государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса», определившая направления отрасли до 2020 года. Реализация программных мероприятий по оптимальному сценарию (при достаточном финансировании) позволит увеличить к 2020 году объём добычи водных биоресурсов на 34,4% (к уровню 2011 года), что в натуральном выражении составит 6 156 тыс. т (против 4 040 тыс. т в 2011 году). Объём производства продукции аквакультуры вырастет на 65,9% (к уровню 2011 года), достигнув 410 тыс. т (против 140 тыс. т в 2011 году). Производство рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных увеличится на 34,3% (к уровню 2011 года), что составит 5 255 тыс. т. Доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке к 2020 году будет равна 85% (к уровню 2011 года). Среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов населением Российской Федерации к 2020 году увеличится до 28 кг в год.
В 2013 году завершилась актуализация бассейновых правил рыболовства.
Техническая и технологическая модернизация сельхозпроизводства
В Госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы в качестве мер государственной поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства в 2013 году предусмотрено 2,3 млрд рублей, в 2014–2020 годах по 1,9 млрд рублей ежегодно на субсидии производителям сельскохозяйственной техники с целью снижения её стоимости для аграриев на 15% (Постановление Правительства от 27 декабря 2012 года №1432). В рамках реализации Постановления Правительства Минсельхоз заключил соглашения с 23 предприятиями.
В 2013 года сумма субсидии по заявкам от производителей сельскохозяйственной техники, поступившим в Минсельхоз, составила 430 млнрублей (18,7% к плану). По данным заявкам реализовано 765 единиц сельскохозяйственной техники (из них 37 единиц тракторов (3,03% к плану), 515 единиц зерноуборочных (50,74% к плану) и 20 единиц кормоуборочных комбайнов (7,84% к плану).
Ежегодно увеличиваются объёмы финансовых средств на проведение научно-исследовательских работ. В последние годы в целом по всем подведомственным вузам финансирование НИР составляет более 1,6 млрд рублей в год. Из них средства федерального бюджета в 2014 году составят 203 млн рублей.
По материалам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации