Работа Правительства в цифрах и фактах.
Стратегическое и территориальное планирование регионального развития
Государственная программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года»
Содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом
Повышение инвестиционной привлекательности регионов России
Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти
Защита прав национальных меньшинств. Коренные малочисленные народы
Стратегическое и территориальное планирование регионального развития
В 2011–2012 годах Минрегионом полностью завершена работа по разработке и утверждению стратегий социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации и планов мероприятий по их реализации. Разрабатывая стратегии социально-экономического развития федеральных округов, Минрегион фактически сформировал региональную компоненту реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
В 2013 году продолжена работа по обеспечению нормативно-правового регулирования в сфере территориального планирования, информационного обеспечения градостроительной деятельности и планировки территории.
Разработанные проекты федеральных законов, в частности, предусматривают подготовку единой схемы территориального планирования для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и прилегающих к ним областей, а также устанавливают необходимость учёта при подготовке норм градостроительного проектирования особенностей каждого субъекта Федерации и муниципального образования, предусматривают введение региональных информационных систем в области градостроительной деятельности.
В 2013 году ускорена разработка документов территориального планирования – схем территориального планирования и генпланов.
По состоянию на 1 января 2014 года на федеральном уровне обеспечено согласование всех шести схем территориального планирования Российской Федерации (в областях федерального транспорта, здравоохранения, высшего профессионального образования, энергетики и трубопроводного транспорта, обороны страны и безопасности государства). Из них Правительством утверждено пять схем. В настоящее время продолжается согласование проекта схемы территориального планирования в области обороны страны и безопасности государства.
На региональном уровне схемы территориального планирования утверждены в 83 субъектах Федерации.
Степень подготовки и утверждения документов территориального планирования муниципальных районов и городских округов составляет 99%, городских поселений – 96%, сельских поселений – 91% (с учётом отказавшихся от разработки).
На региональном и муниципальном уровнях на 100% подготовка документов территориального планирования завершена в 37 субъектах Федерации.
40 субъектов Федерации имеют от 50 до 99% утверждённых документов территориального планирования.
Низкий процент утверждённых документов территориального планирования (ниже 50%) имеют шесть субъектов Федерации: Ленинградская область (49%), Республика Северная Осетия – Алания (46%), Приморский край (42%), Амурская область (39%), Забайкальский край (39%), Республика Дагестан (29%).
Документы территориального планирования применительно к городу федерального значения Москве и Московской области должны быть утверждены до 31 декабря 2014 года.
В 2013 году введена в промышленную эксплуатацию Федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП). Посредством ФГИС ТП существенно сокращены сроки обеспечения доступа к сведениям, необходимым для подготовки документов территориального планирования. Также сокращены сроки рассмотрения и согласования проектов документов. ФГИС ТП размещена на официальном сайте Минрегиона России по адресу http://fgis.minregion.ru.
Государственная программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года»
По итогам реализации программы в 2013 году по сравнению с 2008 годом достигнуто увеличение следующих показателей:
- денежных доходов на душу населения – в 3 раза, с 5688,8 до 17 151,8 рубля в месяц;
- доходов консолидированного бюджета на душу населения – более чем в 2 раза, с 13,6 до 29,4 тыс. рублей;
- объёма валового регионального продукта – в 2,5 раза, с 46,17 до 117,63 млрд рублей.
За период 2008–2013 годов на территории СКФО введены в эксплуатацию 109 объектов, в том числе построены и реконструированы больничные учреждения вместимостью 2387 коек, общеобразовательные учреждения на 25 754 ученических места, проложено и реконструировано 1265 км газопроводов, 1314 км сетей водоснабжения, 165,8 км канализационных сетей, 290 км автомобильных дорог общего пользования.
В 2013 году завершено строительство 23 объектов: 5 объектов образования; 5 объектов инженерной инфраструктуры; 4 объекта энергетики; 3 объекта туристической инфраструктуры; 5 объектов сельскохозяйственного комплекса; 1 объекта автодорожного комплекса.
Итоги реализации программы по субъектам СКФО показывают, что программа оказала существенное влияние на создание условий для сбалансированного социально-экономического развития округа, стимулирования инвестиционного спроса.
За 2012–2013 годы предоставление гарантий позволило начать реализацию девяти инвестиционных проектов общей стоимостью 26,4 млрд рублей с открытием кредитных линий на сумму 19 млрд рублей.
В 2013 году получены государственные гарантии Российской Федерации по проектам «Строительство завода по производству напольной плитки и керамического гранита» (ООО «Мараби», Республика Дагестан), «Создание птицекомплеклекса» (ООО «Юг-агро», Кабардино-Балкарская Республика) и «Открытие обувной фабрики» (ООО «Обувь России», Карачаево-Черкесская Республика).
За счёт ранее полученных кредитов (2012–2013 годы) в 2013 году получили развитие следующие проекты:
- создание современной цифровой медицинской рентгеновской техники ООО «Севкаврентген-Д», Кабардино-Балкарская Республика;
- строительство фабрики по переработке шерсти и производству пряжи ООО «Квест-А», Республика Ингушетия;
- «Вальцетокарная мастерская» ООО «Ставсталь», г. Невинномысск, Ставропольский край.
Содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом
Указом Президента Российской Федерации от 12 сентября 2012 года №1289 утверждена новая редакция Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Утверждённый вариант государственной программы содержит новации, учитывающие опыт реализации госпрограммы и снимающие ряд ограничений. Наиболее важные из них:
- программа стала бессрочной;
- определён состав семьи участника госпрограммы;
- ликвидирована привязка участника госпрограммы к месту будущей работы, появилась возможность для участия в программе предпринимателей, самозанятых и студентов;
- территорией вселения стал весь субъект Российской Федерации, участвующий в реализации госпрограммы;
- три категории территорий вселения заменены на одну – территорию приоритетного заселения;
- до трёх месяцев сокращён срок согласования федеральными органами исполнительной власти проектов региональных программ переселения.
Новая редакция госпрограммы предусматривает возможность переезда в Россию соотечественников не только для занятия трудовой деятельностью в качестве наёмного работника, но и для обучения в учебных заведениях профессионального образования, ведения предпринимательской деятельности (в том числе в сельском хозяйстве).
В 2013 году на согласование в Минрегион России поступило 57 проектов региональных программ переселения, разработанных субъектами Российской Федерации. Правительством согласовано 45 проектов региональных программ переселения. По состоянию на 1 января 2014 года региональные программы утверждены в 41 субъекте Федерации.
Всего за период реализации программы с 2007 по 2013 год в Россию прибыло более 154 тыс. соотечественников.
Большинство участников госпрограммы и членов их семей переселилось из Казахстана, Узбекистана, Армении, Украины, Молдавии и Киргизии.
В основном соотечественники – это лица трудоспособного возраста. Почти 52% соотечественников по национальности славяне (русские, украинцы, белорусы), около 12% – армяне, порядка 5% – татары, столько же таджиков, более 4% – узбеки, около 3% – молдаване.
Наибольший миграционный потенциал соотечественников сохраняется в государствах – участниках СНГ: порядка 95% переселенцев являются гражданами этих стран. Соотечественники приезжают в Россию также из стран Балтии и других государств Евросоюза, например Германии.
В период до 2017 года планируется оказать содействие в переселении в Российскую Федерацию более 255 тыс. человек.
Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации
При реализации программы «Сейсмика» были достигнуты (по сравнению с базовым 2008 годом) следующие утверждённые показатели:
- уровень возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений снизился на 12,5%;
- размер предотвращённого ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений составил 75,91 млрд рублей;
- уровень риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений снизился на 12%.
В 2013 году Минрегионом России был реализован комплекс мероприятий, направленных на создание условий для обеспечения стабильного развития моногородов:
- утверждён перечень мер, направленных на обеспечение стабильного развития моногородов, на 2013–2018 годы (включает мероприятия по мониторингу состояния моногородов, среднесрочные (системные) меры развития экономики моногородов и оперативные (антикризисные) меры поддержки моногородов);
- актуализирован перечень монопрофильных муниципальных образований, в который вошли 342 населённых пункта, расположенных в 61 субъекте Федерации (в них сосредоточено более 400 градообразующих предприятий, проживает около 16 млн человек, или более 11% населения, производится до 40% ВВП страны);
- сформирован перечень кризисных моногородов, в который вошли 56 моногородов, отобранных с учётом уровня регистрируемой безработицы (более 4%) и высокой степени риска снижения объёма производства (более 2%) градообразующего предприятия;
- проведён мониторинг хода реализации мероприятий комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов, получивших государственную поддержку за счёт средств федерального бюджета (по состоянию на 1 января 2014 года техническая готовность объектов инфраструктуры моногородов, получивших государственную поддержку в 2010 году, в целом превысила 90%).
Оказанная в 2010–2011 годах государственная поддержка на создание и модернизацию энергетической, коммунальной и дорожной инфраструктуры моногородов позволила:
- приступить к реализации 226 инвестиционных проектов на общую сумму 438,3 млрд рублей;
- привлечь на каждый рубль предоставленных средств федерального бюджета 25 рублей инвестиций (с учётом мультипликативного эффекта);
- за период с 31.12.2010 по 01.01.2013 снизить уровень безработицы с 2,6 до 1,7%;
- в период с 2010 по 2013 год создать около 110 тыс. дополнительных постоянных рабочих мест за счёт бюджетов и внебюджетных инвестиций (с учётом созданных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства).
Однако почти в половине моногородов в 2013 году уровень регистрируемой безработицы всё же превышал среднероссийский показатель, в том числе в 57 монопрофильных населённых пунктах превышение составляло в 2 и более раза. В 2013 году по сравнению с 2012 годом в 1,6 раза возросло количество моногородов, уровень регистрируемой безработицы в которых превышает среднероссийский показатель.
При поддержке Минрегиона России по состоянию на 31 декабря 2013 года в 320 муниципалитетах разработаны комплексные инвестиционные планы модернизации моногородов. Основные мероприятия планов направлены на диверсификацию экономики моногородов и мероприятия по снижению рисков их социально-экономического развития.
Инвестиционный фонд Российской Федерации как инструмент реализации региональной инвестиционной политики
Всего государственную поддержку фонда получили 55 проектов, из них 16 имеют общегосударственное значение, 39 – региональные инвестиционные проекты.
Их общая стоимость составляет более 1 трлн 264 млрд рублей. Общий объём государственной поддержки проектов составляет 334,04 млрд рублей (из них средства фонда – 301 млрд рублей), а объём частных инвестиций – 931 млрд рублей.
В 2013 году в проекты Инвестиционного фонда было привлечено свыше 57 млрд рублей средств частных инвесторов, освоено около 25 млрд рублей бюджетных средств.
В 2013 году продолжена реализация 40 проектов, из них 10 – имеющих общегосударственное значение, 30 – региональные проекты. Завершена реализация четырёх региональных инвестиционных проектов (создание завода по производству твёрдых сыров в Мордовии, комплексная застройка в Чувашии, строительство Курганской ТЭЦ-2, металлургического завода в Тюменской области).
Подготовлены поправки в действующее законодательство в целях реализации нового механизма деятельности Инвестиционного фонда – механизма отложенных платежей Tах Increment Financing (предполагает оплату затрат частного инвестора на создание инфраструктуры из бюджетных средств за счёт налоговых поступлений, генерируемых после ввода объекта в эксплуатацию).
Повышение инвестиционной привлекательности регионов России
В 2013 году, несмотря на ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, удалось сохранить объёмы инвестиций в Россию на достигнутом уровне: индекс составил 99,8%, при этом рост инвестиционной активности отмечен в 43 субъектах Российской Федерации. Объём инвестиций в основной капитал по итогам 2013 года составил 13 255,5 млрд рублей, или 19,9% ВВП.
Всего в течение 2013 года на рассмотрение поступило 832 заявки от 74 субъектов Российской Федерации по инвестиционным проектам на сумму 891,635 млрд рублей.
По результатам экспертизы проектов в течение 2013 года:
- 115 инвестиционных проектов отклонено в связи с несоответствием требованиям;
- 708 инвестиционных проектов находится в стадии структурирования и подготовки документов для организации финансирования.
По 38 проектам на сумму 15,3 млрд рублей подписаны инвестиционные соглашения по их реализации.
В отношении восьми инвестиционных проектов на сумму 3,493 млрд рублей соответствующие инвестиционные соглашения подготовлены и находятся на стадии подписания.
Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти
В 2013 году Минрегион разработал поправки в действующее законодательство, предусматривающие установление нового порядка реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти, в том числе их частичной передачи для осуществления органам исполнительной власти субъектов Федерации.
По состоянию на 1 января 2014 года органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют 101 собственное полномочие по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и 100 переданных полномочий.
В течение 2012–2013 годов количество собственных полномочий увеличилось с 98 до 101.
В 2013 году продолжилась работа по формированию перечня конкретных полномочий Российской Федерации, предлагаемых к передаче субъектам Федерации в качестве собственных, с финансовой оценкой их стоимости и предложениями о передаче субъектам Российской Федерации постоянных источников в экономически обоснованных объёмах.
По состоянию на 1 января 2014 года местное самоуправление осуществляется в 22 823 муниципальных образованиях. В органах местного самоуправления занято около 720 тыс. человек, из них 336 тыс. – муниципальные служащие. Только 80% муниципальных служащих имеют высшее образование. В этой связи в 2013 году Минрегион России содействовал принятию муниципальных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления (приняты только в 14% муниципальных образований).
Вступили в силу разработанные министерством поправки в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направленные на ограничение избыточных проверок в отношении органов местного самоуправления.
Защита прав национальных меньшинств. Коренные малочисленные народы
Минрегион реализует План мероприятий по реализации в 2012‑2015 годах второго этапа Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Ключевые задачи:
- снизить зависимость мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности от завоза топлива и нефтепродуктов в связи с использованием местных (в том числе альтернативных) источников теплоэнергоснабжения;
- обеспечить доступ малочисленных народов Севера к медицинским услугам (включая возможности мобильной медицины и телемедицины), интернету и мобильной связи;
- увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2007 годом суммарный коэффициент рождаемости.
Финансовый инструмент – субсидии на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера.
Субсидии предоставляются 28 субъектам Федерации, на территории которых постоянно проживают коренные малочисленные народы и территории которых включены в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Минрегионом России также совместно с федеральными органами исполнительной власти и Федеральной национально-культурной автономией российских цыган разработан и реализуется Комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган на 2012–2014 годы.
По материалам Министерства регионального развития Российской Федерации