Работа Правительства: факты и цифры.
Стратегические документы в области транспорта
Развитие государственно-частного партнёрства
Развитие региональных и местных авиаперевозок
Господдержка перевозок пассажиров на социально значимых железнодорожных маршрутах
Обновление парков транспортной техники с использованием механизма некоммерческого лизинга
Обеспечение устойчивого функционирования и развития Северного морского пути
Реконструкция и модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте
Подготовлены стратегические документы в области транспорта.
Правительством одобрены Транспортная стратегия на период до 2030 года и Стратегия развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года, подготовлена Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России на период до 2030 года, откорректирована государственная программа «Развитие транспортной системы», принято решение об актуализации Стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года на основе новой Генеральной схемы развития железнодорожного транспорта.
Инфраструктурные проекты в рамках развития государственно-частного партнёрства
Завершён один из первых инфраструктурных проектов федерального уровня, который реализуется в рамках концессионного соглашения, с использованием средств Инвестиционного фонда РФ – «Строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск (Обход Одинцово)» протяжённостью 18,5 км.
Новизна проекта в том, что в обязанности концессионера входит не только строительство, но и содержание, ремонт и капитальный ремонт дороги в течение всего срока действия концессионного соглашения – 30 лет. Эксплуатация объекта осуществляется на платной основе.
Общая протяжённость платных дорог составила в 2013 году около 230 км, а объём доходов от их эксплуатации – 1,5 млрд рублей.
Объявлен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию автодорожного моста через реку Лену в районе г. Якутска. Это первый в России проект государственно-частного партнёрства в области строительства искусственных дорожных сооружений.
Проект отличается особой сложностью и уникальностью реализации не только в связи с особенностями климатических условий зоны строительства, но и с технической сложностью моста. В рамках концессионного соглашения предполагается строительство автомобильного моста и автодорожных подходов к нему общей протяжённостью более 21 км (протяжённость моста 3181 м).
Объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения на строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области при государственной поддержке за счёт средств Фонда национального благосостояния РФ (на возвратной основе).
Объявлен конкурс на создание системы взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 т в счёт возмещения вреда федеральным трассам. Крупнейший инвестиционный проект дорожно-транспортной отрасли будет реализован в форме государственно-частного партнёрства.
Сопоставимых аналогов системы с учётом современности и комплексности используемых технологий и масштаба нашей дорожной сети (50 000 км федеральных дорог) нет ни в одной стране мира. Внедрение системы взимания платы с 12-тонников по предварительным расчётам позволит за весь период реализации проекта (порядка 13 лет) привлечь в федеральный бюджет около 1 трлн рублей. Полученные в Федеральный дорожный фонд средства целевым образом будут отправлены на развитие автодорожной сети, включая реконструкцию и строительство новых дорог.
Объявлен открытый международный конкурс на право заключения концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке км 646 – км 684 (въезд в Санкт-Петербург).
Участок протяжённостью 140 км – самый масштабный на сегодняшний день проект по строительству новой скоростной дороги Москва – Санкт-Петербург. Строительство участка начнется в 2015 году и завершится в 2017 году.
Активно реализуются и региональные инфраструктурные проекты государственно-частного партнёрства.
В частности, в Санкт-Петербурге полностью введена в эксплуатацию автомобильная дорога «Западный скоростной диаметр». По схеме ГЧП построен и новый терминал в аэропорту Пулково, который также введён в эксплуатацию в 2013 году.
В 2013 году подписано концессионное соглашение и начато строительство мостовых переходов через реку Кама и реку Буй у г. Камбарка на автомобильной дороге Ижевск – Сарапул – Камбарка – граница Республики Башкортостан в Удмуртской Республике. Это первый региональный транспортный проект, реализуемый на базе ФЗ №115- ФЗ «О концессионных соглашениях».
Развитие региональных и местных авиаперевозок
В 2013 году завершено строительство и реконструкция аэровокзальных комплексов в аэропортах Санкт-Петербурга, Казани, Сочи, Благовещенска, Москвы (Внуково), Самары, ведено в эксплуатацию после реконструкции шесть взлётно-посадочных полос в аэропортах Казани, Пензы, Москвы (Внуково), Магадана, Абакана, Бугуруслана.
Объём перевозок пассажиров авиационным транспортом вырос на 14% к уровню прошлого года и составил почти 85 млн пассажиров, из которых половина перевезена на внутренних рейсах. Объём коммерческих перевозок грузов транспортной авиацией составил около миллиона тонн.
Всего аэропортами в 2013 году обслужено более 140 млн пассажиров иностранных и российских авиакомпаний. По региональным маршрутам внутри и между субъектами Российской Федерации (исключая Москву) перевезено 8,5 млн пассажиров. При этом если темпы роста в данном сегменте воздушных перевозок начиная с 2000 года составляли не более 3–4% в год, то в 2013 году этот показатель возрос до 15%. Таким образом, можно говорить о том, что принятые Правительством меры по развитию региональных авиаперевозок позволили заметно улучшить ситуацию.
В 2013 году реализовано пять программ субсидирования авиаперевозок. Совокупный бюджет этих программ составил 7,5 млрд рублей, что позволило перевезти более 1 млн 140 тыс. пассажиров и открыть 64 новых маршрута. Вновь открыты маршруты внутри и между регионами, закрытые более 20 лет назад, что подтверждает эффективность мер государственной политики в данной сфере.
Государственная поддержка перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах на железнодорожном транспорте
В 2013 году объём перевозок в поездах дальнего следования в регулируемом секторе составил 70 млн пассажиров. Из Калининградской области и в обратном направлении было перевезено около 470 тыс. человек.
Обновление парков транспортной техники с использованием механизма некоммерческого лизинга
В 2013 году с использованием механизма лизинга было поставлено техники на общую сумму 39,5 млрд рублей, получено почти 400 единиц дорожной техники, 225 – автобусов, в том числе 50 единиц на газомоторном топливе, передано в лизинг свыше 7 тыс. грузовых вагонов, 28 воздушных судов для внутренних региональных и местных воздушных перевозок.
В рамках государственной задачи по развитию региональной авиации в 2014 году на закупку самолётов и дальнейшую поставку в лизинг региональным авиакомпаниям будет направлено 2,5 млрд рублей.
В 2013 году началось активное развитие лизинга водного транспорта – заключена первая сделка по передаче в лизинг 10 сухогрузов.
В 2014 году инвестиции в транспортную отрасль через механизм лизинга составят 30 млрд рублей.
Обеспечение устойчивого функционирования и развития Северного морского пути
В 2013 году распоряжением Правительства была создана и приступила к работе Администрация Северного морского пути, осуществляющая функции по организации плавания судов в акватории СМП.
Общий объём грузовых перевозок по Севморпути в 2013 году составил почти 3,9 млн т.Рост объёма транзитных перевозок между иностранными портами в 2013 году по сравнению с 2012 годом составил 175% (633 тыс. т).
В 2013 году в ФГКУ «Администрация Северного морского пути» поступило 656 заявлений на плавание в акватории СМП 718 судов. Выдано 625 разрешений на плавание в акватории СМП 635 судов, из них: под флагом РФ – 508 судов; под иностранным флагом – 127 судов.
Завершены работы по созданию четырёх арктических пунктов передового базирования аварийно-спасательных формирований в портах Диксон, Тикси, Певек и Провидения. Для управления и координации поиска и спасания людей, терпящих бедствие в Арктических морях, созданы и функционируют морской спасательно-координационный центр (МСКЦ) Диксон, морской спасательный подцентр (МСПЦ) Певек, модернизирован морской спасательный подцентр Тикси.
Первое судно принял строящийся арктический морской порт Сабетта на Ямале.
В рамках реализации подпрограммы «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» ведётся строительство многофункциональных аварийно-спасательных судов неограниченного района плавания с оборудованием для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на борту, которые планируется эксплуатировать в Арктике.
Заложен ледокол нового поколения мощностью 60 МВт, самый большой в мире. Строительство планируется завершить в 2017 году.
В целом объём перевалки грузов в морских портах России составил 589,2 млн т, что превышает уровень 2012 года на 3,9%. Объём перевалки наливных грузов по сравнению с 2012 годом вырос на 5,8%, в том числе сырой нефти – на 4,6 %.
На морском транспорте введены в эксплуатацию портовые мощности в размере более 30,5 млн т.
Также в 2013 году построено 35 новых судов дедвейтом 792,0 тыс. т и два судна обеспечивающего флота. В 2014 году ожидается поставка восьми новых судов общим тоннажем 924,1 тыс. т.
Кроме того, в навигацию 2013 года протяжённость внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов выросла более чем на 480 кми составила почти49 тыс. км(48,9 тыс. км).
Доля судоходных гидротехнических сооружений, имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, сократилась на 1,5% и достигла 19,8%.
Реконструкция и модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей
В рамках реализации проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» в 2013 году введено 76,8 км дополнительных путей.
В 2013 году принято важнейшее решение о необходимости реализации крупных комплексных проектов развития железнодорожной инфраструктуры, в том числе реконструкции и модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
Транссиб и БАМ имеют первостепенное значение в транспортной системе РФ при осуществлении внешнеэкономических связей страны через морские порты Дальневосточного бассейна и пограничные станции на границе России с Монголией, Китаем, КНДР с ёмким и интенсивно развивающимся рынком государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Восточные участки Байкало-Амурской магистрали обеспечивают транспортировку грузов, главным образом, в сообщении с Ванино-Совгаванским транспортным узлом.
Правительством утверждён сетевой план-график проведения работ по определению основных параметров, направлений и механизмов реализации проекта реконструкции и модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в целях увеличения их пропускных и провозных способностей и повышения потенциального спроса на перевозки грузов в восточном направлении в рассматриваемой перспективе в полном объёме железнодорожной инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока.
В 2014 году, когда отмечается 40-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали, будет дан старт реализации мероприятий проекта.
Завершение строительства объектов транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к проведению Универсиады в Казани и XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр в Сочи.
К проведению Универсиады было введено в эксплуатацию 67 объектов транспортной инфраструктуры, организованы интермодальные перевозки от международного аэропорта Казань до железнодорожного вокзала, реконструирован международный аэропорт Казань.
В Сочи к проведению Олимпиады введено 54 объекта. Это около 400 км дорог, развязок, мостов, эстакад и туннелей, более 200 км железнодорожных линий, новые железнодорожные вокзалы, объекты портовой и аэродромной инфраструктуры.
Созданы уникальные инфраструктурные объекты, такие как:
- совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – Красная Поляна;
- новый дублёр Курортного проспекта, на котором 15 туннелей и 8развязок;
- новый морской порт Сочи с береговой инфраструктурой и Международным центром морских пассажирских и круизных перевозок.
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте
В 2013 году завершена реализация Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. За период реализации Программы проведены работы по повышению безопасности объектов транспортной инфраструктуры всех видов транспорта. Доля защищённых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на метрополитенах (Казани, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары и Санкт-Петербурга) достигла почти 83% от общего количества.
Проведены работы по оснащению средствами безопасности семи метрополитенов, 37 железнодорожных вокзалов, шести участков железнодорожных путей, в том числе трёх участков высокоскоростного железнодорожного движения, трёх парков путей железнодорожных станций, 30 аэропортов, 31 акватории морских портов и 54 объектов транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта, 35 объектов дорожного хозяйства. Повышена защищённость участка скоростного железнодорожного движения Санкт-Петербург – Москва, двух участков железнодорожных путей Северо-Кавказского региона, 13 аэропортов гражданской авиации, шести акваторий морских портов и 11 гидроузлов на реках Волга, Дон, Кама и Кубань.
В рамках Комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте созданы единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности и координационный центр Министерства транспорта Российской Федерации.
По материалам Министерства транспорта Российской Федерации