Работа Правительства: факты и цифры.
Политика в области содействия занятости
Социальная поддержка населения
Модернизация пенсионной системы
По предварительным данным, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2014 года составила 143,66 млн человек. За три года, прошедшие после Всероссийской переписи населения 2010 года, население России увеличилось почти на 800 тыс. человек.
В 2013 года в России достигнуты высокие демографические показатели. В стране зарегистрировано 1895,8 тыс. рождений детей, умерли 1871,8 тыс. человек. Впервые с 1991 года зафиксирован естественный прирост населения – 24 тыс. человек
Суммарный коэффициент рождаемости вырос, по предварительной оценке, до 1,707 ребёнка на одну женщину репродуктивного возраста (в 2012 году – 1,691).
Коэффициент младенческой смертности в 2013 году составил 8,2 на 1 тыс. родившихся (в 2012 году – 8,6).
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2013 году составила 70,77 года, в том числе мужчин – 65,14 года, женщин – 76,31 года.
Цель Концепции демографической политики по стабилизации численности населения к 2015 году на уровне 142–143 млн человек достигнута в 2012 году, то есть на три года раньше запланированного.
Решение задачи улучшения демографической ситуации осуществляется по всем направлениям – сокращение смертности, укрепление общего и репродуктивного здоровья, создание условий и формирование здорового образа жизни, укрепление института семьи, совершенствование системы социальной поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей.
Особое внимание сегодня обращено на повышение рождаемости за счёт увеличения вторых и третьих рождений.
С 1 января 2013 года в 65 субъектах Российской Федерации установлена ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего ребёнка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет.
Новая мера социальной поддержки дополняет действующую систему материальных выплат при рождении детей и направлена на повышение уровня рождаемости за счёт увеличения третьих рождений.
Бюджетам 50 регионов, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, осуществляется поддержка за счёт средств федерального бюджета. Средний размер ежемесячной денежной выплаты составляет более 7 тыс. рублей.
По предварительным данным, в этих субъектах Российской Федерации число рождённых третьих и последующих детей увеличилось на 10,2%, в то время как в регионах, не вводивших указанную выплату, – на 6,1%.
В предстоящие три года финансовая поддержка этого мероприятия из федерального бюджета увеличится. В 2014 году ассигнования из федерального бюджета составят 10,1 млрд рублей, в 2015–2016 годах – по 15,8 млрд рублей.
С 1 января 2007 года введены дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми при рождении второго ребёнка или последующих детей в виде материнского (семейного) капитала. Средства материнского капитала не облагаются налогом и индексируются с учётом инфляции. В 2013 году размер материнского (семейного) капитала составляет 408,96 тыс. рублей.
В период действия данной программы, с 2007 по 2013 год, государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал получили более 4,8 млн семей, что составляет порядка 90% от численности рождённых вторых, третьих и последующих детей. Средствами материнского (семейного) капитала воспользовалось свыше 2,29 млн семей (46,7%).
Самым востребованным направлением является улучшение жилищных условий, им воспользовались 2,18 млн семей (95%). На обучение детей направили средства материнского (семейного) капитала 106,46 тыс. семей, на накопительную часть пенсии – 2,06 тыс. женщин. В 2013 году на улучшение жилищных условий подано 643,4 тыс. заявлений, на оказание платных образовательных услуг – 53,25 тыс. заявлений и на формирование накопительной части трудовой пенсии – 740 заявлений.
Кроме того, в 72 субъектах Российской Федерации введён региональный материнский капитал, финансируемый за счёт средств бюджетов субъектов.
Размер регионального материнского капитала варьируется от 25 тыс. рублей в Нижегородской области до 350 тыс. рублей в Ямало-Ненецком автономном округе.
В целях создания адаптационных условий, способствующих возвращению женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет, к трудовой деятельности, а также повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в субъектах Российской Федерации реализуются мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
Начиная с 2013 года указанное мероприятие осуществляется во всех субъектах Российской Федерации (в 2012 году – в 78 субъектах).
На реализацию мероприятия по организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, в бюджетах 83 субъектов Российской Федерации предусмотрены средства в размере 135 млн рублей в 2013 году. Численность участников мероприятия в 2013 году составляет 11,2 тыс. человек.
В 2013 году численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет, направленных на профессиональное обучение, составила 13,5 тыс. человек (в 2012 году – 9,8 тыс. человек). Закончили профессиональное обучение 13,1 тыс. человек (в 2012 году – 9,5 тыс. человек).
Политика в области содействия занятости
Численность экономически активного населения в 2013 году, по данным Росстата, составила 75,5 млн человек, в их числе 71,4 млн человек (94,5% экономически активного населения) были заняты экономической деятельностью и 4,1 млн человек (5,5%) не имели доходного занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные).
В 2013 году показатели общей численности безработных граждан и уровня общей безработицы остались на уровне 2012 года.
Стабильность ситуации на рынке труда подтверждает устойчивое снижение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости.
По состоянию на конец 2013 года в органах службы занятости состояло на учёте 917,7 тыс. безработных граждан. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года их численность снизилась на 147 тыс. человек, или на 13,8%.
Уровень регистрируемой безработицы в целом по сравнению с 2012 годом снизился на 0,2 процентных пункта и составил на конец 2013 года 1,2% от численности экономически активного населения.
Коэффициент напряжённости (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учёте в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) в целом снизился с 0,9 на конец 2012 года до 0,8 на конец 2013 года.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» запланировано создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов.
В 2013 году было создано 14,7 тыс. рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов (на 500 рабочих мест больше запланированного показателя). В рамках данного направления работодатели получили средства на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест в зависимости от группы инвалидности. В 2013 году этот размер в среднем составил 66,2 тыс. рублей. Также было принято решение по увеличению размера компенсации на оборудование (оснащение) рабочих мест для инвалидов: 69,3 тыс. рублей в 2014 году, 72,69 тыс. рублей – в 2015 году.
Социальная поддержка населения
На развитие системы социального обслуживания, повышение его уровня, качества и эффективности направлен федеральный закон об основах социального обслуживания населения, вступающий в силу с 2015 года.
Законом предусматривается индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в помощи. Он предполагает разработку и реализацию индивидуальной программы, с помощью которой человек сможет преодолеть тяжёлую жизненную ситуацию.
По действующему до 2015 года законодательству граждане, имеющие денежный доход ниже прожиточного минимума, имеют право на бесплатное получение социальных услуг. Принятым законом предполагается, что порог отсечения будет на уровне полутора прожиточных минимумов, что увеличит количество людей, имеющих право на получение бесплатной социальной помощи.
Закон содержит нормы, направленные на формирование рынка социальных услуг. Кроме государственного сектора, в сферу соцобслуживания будут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации, которым будет оказываться поддержка со стороны государства.
Законом об основах соцобслуживания населения предусматривается индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в помощи. Он предполагает разработку и реализацию плана, который позволит человеку преодолеть тяжёлую жизненную ситуацию.
Кроме того, будут созданы реестр поставщиков и регистр получателей социальных услуг, что позволит наладить более тесное взаимодействие различных территорий. Также предусмотрено формирование единых минимальных социальных стандартов соцпомощи по всей стране и примерного перечня социальных услуг.
В настоящее время внедряется технология социального контракта при оказании государственной социальной помощи нуждающимся гражданам.
Суть технологии состоит в том, что малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим региональные органы могут предложить более весомую материальную поддержку в том случае, если будет заключён социальный контракт и принята индивидуальная программа социальной адаптации.
В программе указываются намечаемые активные мероприятия, обязательные для выполнения получателем помощи, в числе которых могут быть поиск работы, профессиональная подготовка или переподготовка, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью, ведение личного подсобного хозяйства.
В большинстве регионов размер государственной социальной помощи на основании социального контракта составляет 30–35 тыс. рублей. В отдельных регионах предусмотрен и более высокий размер помощи. Так, по информации региональных органов власти, в Республике Саха (Якутия) средний размер в 2013 году составил 121,3 тыс. рублей, Камчатском крае – 79,4 тыс. рублей, Республике Коми – 58,3 тыс. рублей.
Приоритет при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта отдаётся семьям с детьми, особенно многодетным и неполным семьям. В целях содействия выходу из трудной жизненной ситуации им предоставляются социальные услуги.
Таким семьям оказывается содействие при устройстве детей в детские дошкольные учреждения, проведении медицинских обследований и лечении, организации отдыха и оздоровления детей.
По завершении социального контракта у многих малоимущих семей улучшается материальное положение, они преодолевают бедность и в дальнейшем за материальной помощью не обращаются. В ряде случаев среднедушевой доход граждан, заключивших социальный контракт, по окончании контракта увеличился в 1,5–2 раза.
В 2013 году заключено 37,8 тыс. социальных контрактов, в том числе с гражданами, проживающими в сельской местности, – 21,6 тыс. социальных контрактов.
Одним из основных направлений деятельности в 2013 году являлась совместная работа с общественными организациями инвалидов по совершенствованию российского законодательства в целях его приведения в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Россией в мае 2012 года.
Минтрудом разработан и внесён в Правительство законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.
Основной целью законопроекта является установление системы обязанностей и полномочий органов власти по определению и соблюдению порядков обеспечения для инвалидов условий доступности услуг, объектов и информации наравне с другими лицами в таких сферах, как транспорт, культура, образование, здравоохранение, связь, социальная защита населения.
В частности, будут установлены дифференцированные условия доступности для каждой формы инвалидности, определены виды помощи инвалидам при предоставлении услуг с учётом специфики отрасли, введён механизм поэтапного введения и формирования безбарьерной среды («дорожные карты»).
Законопроектом предусматривается организация ведения федерального реестра инвалидов и определение порядка его формирования и использования в качестве единого механизма персонифицированной оценки эффективности процесса реабилитации и интеграции инвалидов. Его создание позволит объективно оценивать деятельность органов и учреждений, ответственных за выполнение возложенных на них реабилитационных мероприятий.
Общественным организациям инвалидов ежегодно за счёт средств федерального бюджета оказывается значительная материальная поддержка. Начиная с 2006 года производится частичная компенсация налоговых отчислений и страховых взносов в Пенсионный фонд крупнейшим общероссийским общественным организациям инвалидов. Объём бюджетных ассигнований на эту меру с 1 января 2013 года был увеличен на 35% по сравнению с 2012 годом и составил 1282,5 млн рублей. Субсидии направляются на частичное возмещение затрат, связанных с решением социальных проблем инвалидов, укреплением материально-технической базы, реализацией мероприятий по реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
В 2013 году продолжена реализация государственной программы «Доступная среда» на 2011–2015 годы.
В 12 регионах осуществлялась работа по обеспечению доступности наиболее важных объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения во всех приоритетных сферах (здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспортная инфраструктура, образование).
С участием представителей общероссийских общественных организаций инвалидов проведена экспертиза региональных программ, по результатам которой в 2014 году софинансирование из федерального бюджета получат 67 регионов. На эти цели будет выделено почти 3 млрд рублей.
Проведены репрезентативные социологические исследования, которые позволили определить, насколько сами инвалиды отмечают положительные изменения в отношении граждан к их проблемам и готовность помочь, а также происходящие изменения в формировании доступной среды.
Формирование универсальной безбарьерной среды осуществлялось в 71 регионе в 500 образовательных организациях, реализующих программы общего образования по осуществлению совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушения развития.
В 2013 году продолжено осуществление мероприятий по реализации Концепции совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
В 2013 году утверждён перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, что позволило сделать процедуру их назначения более объективной, прозрачной и понятной для граждан.
С учётом выявленных рисков по результатам пилотного проекта доработан экспериментальный вариант новых классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы. Он даст возможность более объективно, точно и прозрачно определить структуру и степень имеющихся нарушений функций и ограничений жизнедеятельности.
Модернизация пенсионной системы
Действующий порядок расчёта трудовых пенсий по старости несправедлив к самой экономически активной категории населения, к тем, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь. Уравнительный принцип расчёта пенсий приводит к тому, что трудовые пенсии граждан, имеющих незначительный стаж, примерно равны пенсиям граждан, имеющих длительный страховой стаж.
Поэтому с 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.
По новой пенсионной формуле на размер пенсии будет влиять:
- размер заработной платы – чем выше зарплата, тем выше пенсия;
- длительность страхового стажа – чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определённое количество пенсионных коэффициентов;
- возраст обращения за назначением трудовой пенсии – пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.
Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий позволит обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа и белой заработной платы при формировании пенсионных прав и расчёте размера пенсии. Важно, что при этом будет сохранён приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.
Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчёта пенсий трансформируется в страховую пенсию и накопительную пенсию. К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2014 году – 3844,98 рубля).
Страховая пенсия по старости будет назначаться гражданам при соблюдении трёх условиях.
Первое – достижение возраста 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин). Важно отметить, что пенсионный возраст повышаться не будет.
Второе – наличие стажа: не менее 15 лет. Повышение требований к стажу будет происходить постепенно: в 2015 году он составит 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится до 15 лет. По данным Пенсионного фонда, в среднем гражданин выходит на пенсию после 34 лет трудовой деятельности, так что 15 лет – вполне достижимый порог. По прогнозам Минтруда, 97% граждан смогут заработать не менее 15 лет трудового стажа;
Третье – необходимо сформировать пенсионные права в объёме 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов.
Для назначения страховой пенсии по новой формуле предлагается заработок, который гражданин получает в течение всей своей трудовой жизни, переводить в индивидуальные пенсионные коэффициенты. Например, если у гражданина предельная взносооблагаемая заработная плата, то он получит 10 баллов. Половина максимально облагаемой суммы – это 5 баллов и так далее.
Учёт пенсионных прав в коэффициентах, а не в живых рублях, как сейчас, позволяет защищать пенсионные права граждан эффективнее, так как очевидно, что один рубль в 2014 году по своей покупательной способности будет заметно отличаться от одного рубля, к примеру, в 2044 году.
При этом новая пенсионная формула не содержит такого непопулярного и негативно воспринимаемого обществом понятия, как так называемый ожидаемый период выплаты пенсии, или, как его ещё называют, период дожития.
Индивидуальные пенсионные коэффициенты суммируются. Если у гражданина предельно взносооблагаемая заработная плата равна максимальной, то за год он получит 10 баллов. В действующих условиях это заработная плата чуть более 70 тыс. рублей. За 30 лет – 300 баллов. В итоге, умножив сумму пенсионных баллов на стоимость конвертационного пенсионного коэффициента, получим размер страховой пенсии гражданина, равный 19 тыс. рублей. Поскольку к страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата (в условиях 2015 года, по прогнозам, её размер будет составлять порядка 4200 рублей), то совокупная пенсионная выплата составит свыше 23 тыс. рублей.
В свою очередь при зарплате, равной половине максимально облагаемой суммы, то есть 35 тыс. рублей, за год гражданин получает 5 баллов. Следовательно, в этом случае страховая пенсия вместе с фиксированной выплатой будет составлять свыше 19 тыс. рублей.
Таким образом, складывается прозрачная, устойчивая, сбалансированная пенсионная система, в которой будет чёткое ежегодное определение стоимости балла. Каждый человек будет знать в любой текущий момент, сколько у него накоплено баллов и какой размер пенсии в будущем он получит.
Сумма индивидуальных пенсионных баллов гражданина в год выхода на пенсию умножается на стоимость пенсионного коэффициента, таким образом определяется размер страховой пенсии.
Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента определяется как соотношение общего объёма доходов Пенсионного фонда России (страховые взносы, которые перечисляются работодателями за работающих, и трансферты федерального бюджета) к общей сумме индивидуальных пенсионных баллов, которые накоплены всеми пенсионерами.
Стоимость пенсионного коэффициента будет ежегодно устанавливаться законом о бюджете Пенсионного фонда.
Стоимость пенсионного коэффициента выражена в деньгах и будет ежегодно расти. Из закона следует, что стоимость коэффициента следующего года не может быть ниже стоимости коэффициента предыдущего года, а только выше, поскольку учитывается инфляция и доходы Пенсионного фонда.
Наравне с периодами работы предусмотрено, что в страховой стаж засчитываются такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребёнком, ребёнком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти так называемые нестраховые периоды присваиваются особые годовые коэффициенты (1,8 за каждый год соответствующего периода, за уход за вторым ребёнком – 3,6, а за третьим и четвёртым – 5,4).
Если действующим законодательством предусмотрено возмещение средств за нестраховые периоды исходя из одного минимального размера оплаты труда, то в новом законе соответствующие суммы возмещения увеличены, в том числе кратно.
Поэтому, если у мамы нестраховые периоды ухода за четырьмя детьми совокупно составляют 6 лет, то за эти периоды она получит 24,3 балла.
По новой пенсионной формуле выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия – на 45%; если через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раза, страховая пенсия – в 2,32 раза.
В результате введения нового порядка средний размер страховой пенсии по старости вырастет. На данный момент он составляет 10,7 тыс. рублей, что примерно равно 1,75 прожиточного минимума пенсионера (ПМП). К 2030 году пенсия достигнет 2,5 ПМП. Это существенный рост: в нынешних ценах это примерно 15 тыс. рублей.
По материалам Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации