Работа Правительства: факты и цифры.
Модернизация нефтеперерабатывающих заводов
Либерализация экспорта сжиженного природного газа
Трудноизвлекаемые запасы нефти
Доступность энергетической инфраструктуры
Программа повышения энергоэффективности
Модернизация нефтеперерабатывающих заводов
В соответствии с четырёхсторонним соглашением, заключённым между ФАС России, Ростехнадзором, Росстандартом и нефтяными компаниями, продолжается модернизация нефтеперерабатывающих производств. В 2013 году завершены работы по реконструкции и строительству 13 установок вторичной переработки нефти. Согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза с 1 января 2013 года на территории Российской Федерации запрещён к реализации автомобильный бензин экологического класса 2 и ниже и дизельное топливо экологического класса 2 и ниже, что позволило исключить из оборота некачественные моторные топлива.
За последние три года инвестиции в модернизацию превысили 540 млрд рублей, в том числе 269 млрд рублей в 2013 году, то есть 50% всех инвестиций за три года. Минэнерго России на основании имеющихся планов нефтяных компаний ожидает, что за 5 лет (2011–2015 годы) объём инвестиций составит около 1 трлн рублей, в том числе более 320 млрд рублей в 2014 году, что сопоставимо по масштабам с размерами Фонда национального благосостояния Российской Федерации. В результате глубина переработки нефти к 2015 году достигнет 72,6%.
Либерализация экспорта сжиженного природного газа
1 декабря 2013 года вступил в силу подготовленный Минэнерго России закон о либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Помимо «Газпрома» право на экспорт СПГ получили компании с долей участия государства более 50%, разрабатывающие участки недр в границах внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа, а также компании, в лицензии на пользование недрами у которых на 1 января 2013 года предусмотрено строительство завода СПГ или направление добываемого газа на завод СПГ. Планируется, что благодаря либерализации законодательства к 2030 году рыночная доля России на мировом рынке достигнет 15%. В настоящее время доля России на мировом рынке СПГ составляет 4,6%.
Необходимость расширения субъектного состава экспортёров СПГ обусловлена трансформацией рынка углеводородного сырья, а также вовлечением в производство новых запасов, появление которых обусловлено новыми технологиями добычи.
Развитие технологий сжижения газа фактически превратит газовый рынок, существовавший в региональном разрезе (рынок газа Европы, Северной Америки, стран АТР) до начала 2000-х годов, в глобальный взаимосвязанный рынок.
Трудноизвлекаемые запасы нефти
23 июля 2013 года Президентом Российской Федерации подписан закон о стимулировании разработки трудноизвлекаемых запасов нефти, подготовленный Министерством энергетики Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно документу ставки НДПИ дифференцируются в зависимости от показателей проницаемости коллектора, степени выработанности месторождения и размера нефтенасыщенного пласта. Эта мера обеспечит поддержку добычи в уже освоенных регионах на старых месторождениях: в текущем налоговом режиме разработка залежей трудноизвлекаемой нефти, даже находящихся в рамках уже действующих месторождений, экономически нерентабельна (при цене в 100 долларов за баррель маржа составляет -3 доллара за баррель, при этом в США +30 доллара за баррель). По экспертным оценкам, в разработку будет вовлечено порядка 2 млрд т запасов нефти, проведена дополнительная разведка и оценка запасов трудноизвлекаемой нефти в объёме до 22 млрд т (тюменская, баженовская свиты, а также нефть с проницаемостью менее 2 миллидарси).
Также ожидается положительный бюджетный и мультипликативный эффект: за весь период разработки трудноизвлекаемой нефти в перспективе до 2032 года доход государства составит порядка 2 трлн рублей при дополнительной добыче порядка 326 млн т нефти.
В федеральном законе «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 31 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе”» установлена формула для расчёта ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата и газа горючего природного. Новая формула НДПИ на газ вступит в силу с 1 июля 2014 года.
По сравнению с установленными специфическими ставками (700 рублей за 1000 куб. м добытого газа горючего природного и 647 рублей за 1 т добытого газового конденсата), введение формулы НДПИ на газ предполагает введение адвалорной ставки (изъятие части выручки). Это позволит более объективно учитывать экономику добычи газа, создаст стимулы для реализации новых проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, удовлетворит спрос на газ растущего рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, эта мера повысит инвестиционную привлекательность отрасли, установит понятные правила игры на внутреннем рынке.
30 сентября 2013 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации». Закон вступил в силу с 1 января 2014 года.
Добыча углеводородов на российском шельфе будет играть важную роль в энергетическом балансе России, являясь необходимой мерой для замещения падения добычи на действующих месторождениях и сохранения позиций России в условиях роста внутреннего и внешнего спроса на нефть и газ. Так, на шельф приходится подавляющее большинство новых активов, созданных за последние 10 лет для целей разведки и разработки месторождений нефти и газа. Ресурсы нефти, газа и конденсата арктического континентального шельфа оцениваются в 83 млрд т условного топлива.
Доступность энергетической инфраструктуры
Для достижения заявленной цели Правительство Российской Федерации в 2012 году утвердило «дорожную карту» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» на срок до 2017 года.
В результате внесения изменений в законодательство в рамках выполнения мероприятий «дорожной карты» нормативными актами определено пять этапов, которые необходимо пройти потребителю от заключения договора на технологическое присоединение до составления актов о технологическом присоединении. Само присоединение к электрическим сетям должно быть выполнено за 135 дней, если не требуется развитие (реконструкция/строительство) существующих объектов электросетевого хозяйства, и 195, если развитие требуется.
Если сравнивать эти показатели с результатами предыдущего рейтинга Всемирного банка (Doing Business – 2013), то процесс присоединения с момента подачи заявки до момента подписания актов о технологическом присоединении стал короче на четыре процедуры и 116 дней. Стоимость подключения типового потребителя, то есть потребителя с характеристиками, принимаемыми при составлении рейтинга, например для Москвы, снизилась почти в 13 раз.
В последнем рейтинге Всемирного банка (Doing Business – 2014) Российская Федерация поднялась на 71 строчку и заняла 117 место.
На 2014 год намечена полная реализация «дорожной карты» и решение ряда системных задач, обеспечивающих опережающее развитие сетевой инфраструктуры.
Поступательное упразднение механизма «последней мили», предусматривающего, что часть расходов сетевой компании по электроснабжению населения перекладывается на крупный бизнес, позволит приблизиться к решению проблемы перекрёстного субсидирования.
С 1 января 2014 года в рамках принятого в ноябре 2013 года федерального закона №308-ФЗ отменяется действие «последней мили» во всех субъектах РФ, за исключением 20 регионов, где указанная проблема стоит наиболее остро. В них действие «последней мили» продлевается на три с половиной года (16 регионов) и на 15 лет (4 региона Сибири и Дальнего Востока). Федеральный закон также обязывает Правительство РФ установить порядок определения, расчёта и распределения величины перекрёстного субсидирования, график её поэтапного снижения. В настоящее время предложения федеральных органов исполнительной власти по данному вопросу рассматриваются в Правительстве РФ, в том числе в рамках обсуждения долгосрочной ценовой (тарифной) политики в энергетике.
Одновременно реализуется комплекс мер, направленных на снижение перекрёстного субсидирования и сглаживание негативных последствий от прекращения действия «последней мили». Прежде всего это повышение операционной и инвестиционной эффективности отрасли, введение социальной нормы электропотребления для населения, ограничение деятельности неквалифицированных территориальных сетевых организаций, повышение платёжной дисциплины.
Комплексный подход позволит не только повысить эффективность отрасли, но и ограничит рост цен (тарифов) для потребителей при сохранении требуемого уровня надёжности и качества энергоснабжения.
Программа повышения энергоэффективности
В 2013 году была утверждена государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», определившая целевые ориентиры и мероприятия в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения. Также были внесены существенные изменения в федеральный закон «Об энергосбережении».
В результате реализации мероприятий программы удалось добиться снижения энергоёмкости ВВП на 5% (общее снижение по экономике – 7,9%) по отношению к 2010 году. Кроме того, доля отпуска электроэнергии по приборам учёта увеличилась до 99,2%, доля отпуска тепла по приборам учёта – до 61,5% (до 94,3% для учреждений бюджетной сферы), доля попутного нефтяного газа, сжигаемого в факелах, снизилась до 18,8%. По электроэнергетической отрасли в целом уровень фактического удельного расхода условного топлива на отпуск электрической энергии, достигнутый в 2013 году, составил 323,3 грамма условного топлива на киловатт-час, что на 11 граммов (или 3,4%) меньше уровня 2010 года. Столь значительное снижение удельных топливных затрат является показателем улучшения энергоэффективности генерирующего оборудования электроэнергетики, а также является значимым фактором при сдерживании топливной составляющей себестоимости производства электрической энергии. К 2020 году планируется снижение энергоёмкости ВВП России на 40% по отношению к уровню 2008 года. Эффект заметен уже сейчас: за время реализации программы энергоёмкость ВВП России сократилась на 10%, были инициированы программы повышения энергоэффективности в большей части субъектов Российской Федерации.
В 2007 году, когда было принято решение о месте проведения Олимпийских игр, Сочи практически не имел собственной генерации. Сочинской ТЭС мощностью 90 МВт, Кранополянской ГЭС (28 МВт) и ТЭЦ Туапсинского НПЗ, которая работала с малой эффективностью, явно не хватало даже самим жителям региона. Мощность генерации составляла всего около 140 МВт (при потреблении в 200–250 МВт), а из-за изношенной сетевой составляющей город несколько раз надолго оставался без электричества.
Для обеспечения надёжного электроснабжения потребителей Сочинского энергорайона было принято решение о строительстве в регионе собственной генерации, причём не стоял вопрос о разделении на генерацию для олимпийских объектов и для города Сочи – реорганизовывалась вся энергосистема.
В рамках исполнения Программы строительства олимпийских объектов было выполнено в полном объёме строительство/реконструкция 49 объектов энергетики, в частности обеспечено:
- строительство двух новых электростанций (Адлерская ТЭС (351 МВт) и Джубгинская ТЭС (180 МВт));
- расширение двух действующих станций (Сочинская ТЭС (158 МВт) и ТЭС Туапсинского НПЗ (132,7 МВт, в том числе резервная мощность));
- установка мобильных ГТЭС (202,5 МВт);
- строительство и реконструкция 22 кабельных и воздушных линий электропередачи 10, 110 и 220 кВ;
- строительство 20 подстанций 10, 110 и 220 кВ;
- реконструкция распределительной городской электрической сети;
- строительство производственной базы обслуживания электросетей и подстанций.
К моменту проведения Олимпийских игр 49 объектов энергетики были введены в эксплуатацию и укомплектованы необходимым обслуживающим персоналом.
К началу Олимпиады было обеспечено покрытие нагрузок в размере 1099,15 МВт.
Благодаря реконструкции существующих и строительству дополнительных связей Сочинского энергорайона с Кубанской энергосистемой максимальная величина перетока по линиям 110–220 кВ из Кубанской энергосистемы достигла уровня 660 МВт.
Для обеспечения надёжного энергоснабжения Сочи были отремонтированы и построены новые подстанции классом напряжения 110 кВ, обеспечившие необходимую трансформаторную мощность. В результате суммарная трансформаторная мощность подстанций увеличилась более чем в 2 раза, с 1637,78 MBА до 3511,05 MBА.
Также была осуществлена модернизация электросетевого хозяйства:
- проложено 211 км линий электропередачи напряжением 220 кВ;
- проложено 244 км линий электропередачи напряжением 110 кВ;
- впервые в России обеспечена прокладка кабельных линий электропередачи в условиях высокогорья (перепады высот от 880 м до 1100 м над уровнем моря);
- протяжённость заменённых линий городской распределительной сети составляет более 900 км;
- построено и реконструировано более 500 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов.
Минэнерго также была организована работа по сокращению в Сочи количества аварий и времени проведения аварийно-восстановительных работ на объектах электроэнергетики Сочинского энергорайона.
По материалам Министерства энергетики Российской Федерации