Работа Правительства: факты и цифры.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы
Развитие уголовно-исполнительной системы
Развитие системы бесплатной юридической помощи
Повышение эффективности исполнения судебных актов
Повышение гарантий детям на получение материального обеспечения от своих родителей
Развитие третейского судопроизводства в Российской Федерации
Перевод государственных услуг в сфере деятельности некоммерческих организаций в электронный вид
Нормативно-правовое обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы
В течение 2013 года принято 12 федеральных законов, утверждено 9 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, направленных на совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы (УИС). Всего в этой сфере разработано 25 законопроектов, 4 проекта указов Президента Российской Федерации, 17 проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Эти проекты нацелены на дальнейшее улучшение положения подозреваемых, обвиняемых и осуждённых.
Так, в рамках реализации Концепции уголовно-исполнительной системы до 2020 года на законодательном уровне урегулирована процедура создания изолированных участков в режиме тюрьмы при исправительных учреждениях.
Подготовлен проект федерального закона, которым предусматривается возможность проживания осуждённых в исправительных учреждениях в отдельных комнатах, запираемых в ночное время. В таких помещениях будет одновременно находиться не более 10 человек, а в воспитательных колониях – не более 4 человек. В настоящее время осуждённые к лишению свободы, отбывающие наказание в исправительных учреждениях (кроме лиц, содержащихся в исправительных колониях особого режима на строгих условиях отбывания наказания), проживают в общежитиях. В одном общежитии может находиться до 100 человек.
Подготовлен проект федерального закона, направленный на устранение системных проблем УИС, выявленных Европейским судом по правам человека при рассмотрении дела «Ананьев против России». Законопроектом в том числе определена минимальная норма площади содержания женщины с ребёнком – не менее 10 кв. м, а также установлены конкретные основания для отказа в свидании лицу, содержащемуся под стражей, с родственниками и иными лицами.
Государственной Думой в первом чтении принят законопроект, которым ВИЧ-инфицированные осуждённые уравниваются в правах с иными категориями осуждённых.
В 2013 году продолжено нормативно-правовое регулирование участия общественных организаций в деятельности учреждений УИС. Принят федеральный закон о возможности создания при исправительном учреждении попечительского совета для оказания содействия администрации исправительного учреждения в укреплении его материально-технической базы, решении вопросов социальной защиты осуждённых, организации трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, а также для оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях.
Находится на согласовании с заинтересованными органами государственной власти законопроект, регулирующий вопросы осуществления членами общественных наблюдательных комиссий кино-, фото-, и видеосъёмки подозреваемых, обвиняемых, осуждённых к лишению свободы, а также позволяющий учитывать мнения членов этих комиссий при рассмотрении материалов на условно-досрочное освобождение осуждённого.
Подготовлен законопроект о совершенствовании деятельности религиозных организаций в учреждениях УИС, которым предусматривается возможность личных встреч осуждённых со священнослужителями без ограничения количества.
В целях обеспечения стабильной трудозанятости осуждённых к лишению свободы Правительством Российской Федерации утверждён перечень товаров, работ и услуг (175 видов), производство которых может осуществлять учреждение УИС как единственный поставщик, что позволит существенно увеличить численность осуждённых, обеспеченных работой.
Установлена повышенная норма питания для несовершеннолетних осуждённых, содержащихся в воспитательных колониях, а также обновлен перечень вещевого довольствия осуждённых и лиц, содержащихся в СИЗО.
Развитие уголовно-исполнительной системы
Приоритетным направлением в этой области являлось внедрение в деятельность ФСИН России форм работы, отвечающих современным требованиям, рекомендациям международных организаций в области соблюдения прав человека.
В рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)» в 2013 году завершено строительство 1908 мест в режимных корпусах СИЗО четырёх субъектов Российской Федерации. В 66 территориальных органах ФСИН России жилая площадь, приходящаяся на одного подозреваемого и обвиняемого, соответствует норме, установленной законодательством Российской Федерации.
В практику работы исправительных учреждений внедряются новые технологии. Сотрудники дежурных смен обеспечиваются персональными видеорегистраторами, что позволяет повысить эффективность надзора, осуществлять контроль действий как осуждённых, так и самих сотрудников.
Для оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в УИС, внедрена новая организационная модель медицинской службы. Такие службы выведены из подчинения администрации учреждений, осуществляющих содержание осуждённых и лиц, заключённых под стражу.
Для решения вопросов трудоустройства в исправительных учреждениях функционируют 567 центров трудовой адаптации осуждённых и 83 учебно-трудовых мастерских. За 2013 год создано 12 новых обособленных структурных подразделений – училищ в исправительных учреждениях, где образовательные учреждения ранее отсутствовали.
В 2012–2013 учебном году в профессиональных училищах ФСИН обучено рабочим профессиям 164,6 тыс. осуждённых. Число осуждённых, освобождающихся из мест лишения свободы без обретения профессии, сокращено за 2013 год на 2386 человек, или на 19,6%.
В 2013 году производственным сектором исправительных учреждений выпущено товарной продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму свыше 31 млрд рублей. На оплачиваемые работы было трудоустроено 157,84 тыс. осуждённых.
Осуществлён комплекс мероприятий по организации исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, в том числе с использованием электронных средств контроля. В 2013 году электронные браслеты применялись в отношении 1447, или 80,5% лиц указанной категории.
Активно использовалась система электронного мониторинга для контроля поведения осуждённых к ограничению свободы. В течение 2013 года электронные средства контроля применялись в отношении более 15 тыс. осуждённых.
В истекшем году приняты разработанные Правительством федеральные законы, закрепляющие:
- обязанность судей предавать гласности информацию обо всех внепроцессуальных обращениях;
- порядок выплаты возмещения нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) судьи, находящимся на его иждивении, в том числе при отсутствии связи гибели (смерти) судьи с исполнением им служебных обязанностей;
- состав дисциплинарных проступков и виды дисциплинарных санкций и оснований привлечения к дисциплинарной ответственности судей;
- порядок ознакомления с особым мнением судьи.
Подготовлены проекты федеральных законов, направленных на совершенствование системы размещения судебных решений в интернете и обеспечения доступа к этим решениям, а также на осуществление трансляции судебных заседаний в интернете.
Разработан проект федерального закона об уточнении порядка компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, направленный на реализацию соответствующего постановления Конституционного Суда. Законопроект предусматривает обеспечение конституционного права потерпевшего на судебную защиту в случае, если длительность производства по уголовному делу вызвана невозможностью осуществления уголовного преследования в отношении конкретного лица.
20 ноября 2013 года Государственной Думой принят в первом чтении внесённый Правительством законопроект «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации об установлении профессиональных и квалификационных требований к лицам, осуществляющим производство судебной экспертизы вне государственных судебно-экспертных учреждений, а также мер государственного контроля (надзора) деятельности указанных лиц.
Развитие системы бесплатной юридической помощи
В 2013 году организована работа Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», возглавляемой Министром юстиции. Благодаря реализации принятых ею решений во всех субъектах Российской Федерации завершено проведение необходимых организационно-правовых мероприятий по развитию государственной системы бесплатной юридической помощи.
В 45 регионах установлены дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи. В 23 субъектах Российской Федерации приняты решения органов государственной власти, направленные на поддержку негосударственной системы бесплатной юридической помощи.
Рядом субъектов Российской Федерации обеспечено принятие законов и иных нормативных правовых актов по регулированию порядка государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе оказывающих бесплатную юридическую помощь.
В 54 субъектах Российской Федерации органы местного самоуправления оказывают бесплатную юридическую помощь, например, в виде представления интересов гражданина в судах и иных органах.
Повышение эффективности исполнения судебных актов
В сфере исполнения судебных актов в 2013 году принято 10 федеральных законов, 3 указа Президента Российской Федерации, 2 постановления Правительства Российской Федерации и 1 распоряжение Правительства Российской Федерации. Принятые законодательные акты позволят оптимизировать деятельность ФССП России, обеспечить соблюдение прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
Президентом Российской Федерации подписан федеральный закон, изменяющий порядок исполнения судебных постановлений о взыскании административных штрафов, назначенных иностранным гражданам или лицам без гражданства, наряду с административным выдворением их за пределы Российской Федерации.
В целях совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды установлены минимальные суммы взыскания для предъявления на принудительное исполнение.
Подготовлен проект федерального закона в части совершенствования порядка исполнения штрафа, назначенного в виде наказания за совершение преступления. Законопроектом устанавливается особенный механизм исполнения подобного вида наказания, отличный от общего порядка исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц.
Повышение гарантий детям на получение материального обеспечения от своих родителей
В 2013 году большое внимание уделялось решению проблемы обеспечения регулярности выплат алиментов, достаточных для содержания детей. По итогам 2013 года в сравнении с 2012 годом впервые зафиксировано снижение остатка исполнительных производств о взыскании алиментов почти на 7%. В пользу детей взыскано свыше 2 млрд рублей.
В целях повышения гарантий детям на получение материального обеспечения от своих родителей, а также побуждения родителей к добросовестному исполнению родительских обязанностей подготовлен проект федерального закона, расширяющий полномочия судебного пристава-исполнителя при осуществлении розыска должников, их имущества, проверке правильности уплаты алиментов.
Законопроект обязывает должников, имеющих задолженность по алиментным платежам, по требованию судебного пристава-исполнителя представлять сведения о своём имуществе. Судебный пристав-исполнитель вправе в целях обеспечения исполнения алиментных платежей наложить запрет на совершение юридически значимых действий с этим имуществом.
Развитие третейского судопроизводства в Российской Федерации
В рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2013 года подготовлены проекты федеральных законов, направленные на реформирование третейского разбирательства.
Предлагаемый законопроектами механизм правового регулирования позволит не только усовершенствовать процедуру третейского разбирательства в полном соответствии с международно признанными подходами, но и кардинально изменить подход к регулированию порядка создания и деятельности подобных учреждений, сократить их количество, повысить их конкурентоспособность, а также усилить гарантии беспристрастности и независимости.
Повышение авторитета и привлекательности арбитража в результате принятия федеральных законов позволит снизить нагрузку на государственные суды и будет способствовать развитию институтов гражданского общества, а также повышению инвестиционной привлекательности и деофшоризации национальной экономики.
Перевод государственных услуг в сфере деятельности некоммерческих организаций в электронный вид
В 2013 году обеспечены условия выполнения мероприятий по переводу государственных услуг в сфере деятельности некоммерческих организаций в электронный вид. Некоммерческим организациям создана возможность представлять в Минюст необходимые документы для регистрации в электронном виде, а ведомство в свою очередь направляет в электронном виде заявителю ответ о результатах предоставления данной государственной услуги.
На сегодняшний день государственная услуга по предоставлению информации о зарегистрированных организациях в электронном виде оказывается Минюстом в полном объёме. Также в полном объёме в электронном виде оказывается государственная услуга по принятию решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений.
По материалам Министерства юстиции Российской Федерации