Стенограмма:
Вопрос: Дмитрий Викторович, добрый день! Алексей Курилов, «Интерфакс». По ситуации в Крыму с детскими садами. Есть ли информация, насколько там актуальна проблема очередей и сколько детей?
Д.Ливанов: Действительно, инфраструктура дошкольного образования, да и вообще образования в Крыму, очень изношена. Фактически масштабных инвестиций в неё в течение последних 20 лет не было. И в дошкольном образовании имеется достаточно большая очередь из детей, которые не могут пока получить место в детском саду. Мы сейчас анализируем ситуацию, собираем всю информацию. Могу сказать, что Крым и Севастополь будут включены во все наши программы образовательные, в том числе и в программу обеспечения 100-процентной доступности дошкольного образования.
На следующем заседании через неделю Правительство рассмотрит вопрос о распределении субсидий российским регионам на модернизацию региональных систем дошкольного образования. Всего будет распределено 40 млрд рублей на этот год (это как раз на создание новых мест в системе дошкольного образования), и Крым, и Севастополь примут участие в этом распределении, наряду с другими российскими регионами получат соответствующие средства. И задача, таким образом, будет заключаться в том, чтобы максимально быстро, в течение месяца развернуть на территории новых российских регионов эти работы, то есть строительство новых объектов, реконструкцию существующих, развитие негосударственного сектора в дошкольном образовании и так далее.
Вопрос: «Учительская газета», Светлана Руденко. Как обстоит ситуация с повышением заработной платы воспитателям детских садов? Уже сегодня практически во всех регионах заработная плата учителей равняется средней по экономике. Какова ситуация с заработной платой воспитателей и какова ситуация с кадрами? Потому что сейчас есть проблема нехватки воспитателей для детских садов, тем более, будут строиться новые. Будут ли все детские сады обеспечены квалифицированными кадрами?
Д.Ливанов: У нас указом Президента была поставлена задача доведения в 2013 году заработной платы в дошкольном образовании до уровня средней заработной платы в общем образовании. Я могу сказать, что по итогам 2013 года, по данным Росстата, средняя заработная плата в дошкольном образовании составила 96% – это в среднем по России от целевого показателя.
Естественно, по разным регионам ситуация неоднородная. В 25 субъектах Российской Федерации средняя заработная плата воспитателей в детских садах превысила уровень средней зарплаты в общем образовании, но есть у нас 10 регионов, в которых целевой показатель достигнут менее чем на 90%. Я сегодня как раз на заседании Правительства на это обратил внимание. Но в целом за 2013 год рост заработной платы в дошкольном образовании был беспрецедентен. Она выросла почти на 50%: в 2012 году это было 12 700 рублей, а в 2013 году средняя зарплата педагогов дошкольного образования – 23 360 рублей. Тем не менее некоторые регионы отстают, и в 2014 году мы ставим перед ними задачу это отставание преодолеть, выйти на безусловное выполнение целевых показателей.
Что касается оснащения системы дошкольного образования квалифицированными кадрами, это действительно важная задача, и здесь очень важно думать не только о количестве воспитателей, но и об уровне их подготовки. Мы уверены в том, что повышение заработной платы приведёт к повышению интереса выпускников педагогических вузов и колледжей к преподаванию в системе дошкольного образования, и мы уже видим приток молодых кадров в этот сектор. Но особое внимание уделяем и повышению квалификации. Только в прошлом году 40% всех педагогов дошкольного образования прошли повышение квалификации – это 254 000 человек, а в этом году и следующем году мы обеспечим повышение квалификации для оставшихся 60%. Таким образом, к 2016 году все люди, которые работают в системе дошкольного образования, пройдут программу повышения квалификации, будут готовы к работе с новым образовательным стандартом дошкольного образования.
Вопрос: РИА «Новости», Кирющенко Ольга. У меня вопрос немножко не по теме сегодняшнего заседания. Вашему министерству было дано поручение до конца недели разработать «дорожную карту» по развитию системы образования в Крыму. Есть ли уже какие-то готовые основные её моменты? Когда, к какому сроку все крымские учебные учреждения смогут перейти на российские стандарты полностью, какие затраты для этого понадобятся и откуда они возьмутся? Будут ли это местные средства или федеральные и в каком объёме?
Д.Ливанов: Мы ставим задачу максимально быстрого, хотя, естественно, поэтапного перехода системы образования Крыма на российские образовательные стандарты по всем уровням образования – дошкольному, общему, дополнительному образованию детей, среднему профессиональному образованию и высшему образованию. Сейчас в Крыму работает целая группа моих коллег – специалистов из разных департаментов министерства, для того чтобы сформировать очень конкретные планы такого перехода.
Что для нас принципиально важно сделать быстро именно сейчас? Обеспечить итоговую аттестацию выпускников 9-х и 11-х классов. Каждый из выпускников школ Крыма и Севастополя получит аттестат российского образца. Те из них, кто выразит такое желание, получат и аттестаты украинского образца. Мы создадим в российских вузах в этом году дополнительные бюджетные места для абитуриентов из Крыма, и с учётом того, что сдача единого государственного экзамена для них не будет обязательной в этом году, будет создана и особая процедура поступления выпускников крымских школ в российские высшие учебные заведения. Мы можем уверенно сказать, что каждый выпускник Крыма и Севастополя, который успешно пройдёт итоговую аттестацию в школе и успешно пройдёт систему вступительных экзаменов российских вузов, станет студентом российских высших учебных заведений. Отдельно у нас есть проблема: многие студенты из Крыма, которые сейчас учатся в вузах на территории Украины, выражают желание перевестись в российские вузы. Мы также ведём учёт этих студентов, и для каждого из них такая возможность будет создана.
Ещё очень важная задача – подготовка к новому учебному году. Мы обеспечим всех без исключения крымских школьников новым комплектом российских учебников, чтобы новый учебный год они уже могли начать по российским образовательным программам. И все учителя, которые работают в школах Крыма и Севастополя (это примерно 20 тыс. человек), за летние месяцы пройдут переподготовку очень интенсивную, чтобы они могли вести соответствующее преподавание в школах.
Уже объявлено решение Правительства об очень серьёзном повышении заработной платы в бюджетной системе Крыма и Севастополя, естественно, в том числе в системе образования. До июля средняя заработная плата по всем уровням образования будет доведена до средней по Российской Федерации, а это по разным уровням образования будет рост от 2 до 3,5 раз. То есть рост будет очень серьёзный, и для нас очень важно, чтобы крымские педагоги почувствовали уже в течение ближайшего месяца-двух очень серьёзное улучшение своего материального положения и, следовательно, своего социального статуса.
Вопрос: «Интерфакс», Лана Самсония. По поводу норм ГТО... Подписан был указ Президента. Говорят, что это будет необязательным для школьников, но тем не менее будет учитываться при поступлении в вузы. Проработаны уже какие-то нормы, как будет внедряться? Минобр уже проработал какие-нибудь нормативные акты? И ещё по поводу значка. Будет же соответствующий значок. Он будет соответствовать прошлому значку? Есть ли уже компания, которая будет производить эти значки, или тендер какой-то будет разыгрываться?
Д.Ливанов: Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО вступает в силу с 1 сентября 2014 года. За то время, которое осталось до этого срока, все необходимые нормативные акты будут подготовлены и вступят в силу. Сейчас уже есть подготовленная Министерством спорта раскладка по возрастам (она ведь не только для детей, она в том числе и для взрослых людей), тем видам упражнений, которые нужно выполнить на три вида этих значков, и, собственно говоря, те результаты, которые нужно в рамках этих упражнений получить. Там плавание, бег, метание чего-то, подтягивания, отжимания и так далее. Это всё есть в открытом доступе, можно с этим ознакомиться.
Мы считаем принципиально важным, чтобы в каждой школе программа физвоспитания была организована таким образом, чтобы состояние здоровья детей, учеников в школе улучшалось, а не ухудшалось, как сейчас очень часто происходит. Таким образом, здесь важны не сами абсолютные показатели, за сколько человек бегает стометровку (или полтора километра) или плавает, а важно то, какова динамика этих результатов. Естественно, школьная программа по физкультуре должна учитывать состояние здоровья детей, их реальные возможности, и в этом смысле мы говорим о максимально возможной вариативности подходов при преподавании физкультуры в школе.
Что касается учёта этих результатов при поступлении в высшие учебные заведения, то мы будем учитывать разные виды внеучебных достижений школьников, в том числе и достижения в спорте. Это не обязательно сдача на золотой значок норм ГТО – возможно, это победа в каких-то соревнованиях, наличие спортивных разрядов и так далее. Окончательное решение здесь будут принимать сами высшие учебные заведения. Для каких-то вузов эти спортивные достижения будут особо важны, для каких-то они могут быть менее важны, и они отдадут приоритет участию, например, в творческих конкурсах, какие-то вузы будут учитывать в составе портфолио участие, например, в каких-то инженерных или технических соревнованиях и конкурсах и так далее. То есть мы здесь дадим вузам максимальные возможности отбора именно тех абитуриентов, в которых они заинтересованы. Но ещё раз обращаю внимание, что спортивные достижения, в том числе и результаты сдачи этого комплекса ГТО, также будут включены в перечень возможных опций.
Вопрос: А значок?
Д.Ливанов: Про значок мне сейчас трудно говорить, поскольку с 1 сентября это только начинается. Наверное, значки начнут выдаваться не раньше, чем через год. Пока о системе закупок мы не думаем.
Вопрос: ИТАР-ТАСС, Ирина Лебедева. Дмитрий Викторович, вы были в Симферополе, говорили о том, что ЕГЭ школьники будут сдавать на добровольной основе. Также говорили о том, что будут созданы все условия для выпускников. Скажите, есть ли уже понимание, какое количество пунктов приёма ЕГЭ будет организовано на территории Крыма?
Д.Ливанов: Это будет ясно после того, как выпускники 11-х классов окончательно выразят интерес к сдаче единого государственного экзамена. На сегодняшний день из 18 тыс. выпускников 11-х классов школ Крыма и Севастополя примерно 2 тыс. выразили уже желание сдавать единый государственный экзамен. Для этих детей будут организованы пункты приёма в четырёх крымских наиболее крупных городах – это Симферополь, Севастополь, Керчь и Феодосия. Сколько будет этих пунктов приёма, ещё раз хочу подчеркнуть, зависит от того, сколько людей запишется на единый государственный экзамен. Если их будет 2 тыс. или чуть больше, то этих четырёх пунктов будет вполне достаточно.
Вопрос: Алексей Курилов, «Интерфакс». Насчёт мониторинга вузов, который стартовал весной этого года. Как руководство высших учебных заведений отправляет документы, необходимые для этого? И, в частности, будут ли вузы Крыма и Севастополя участвовать в этом мероприятии?
Д.Ливанов: У нас срок предоставления информации тем вузам – и государственным, и негосударственным, которые участвуют в мониторинге, по-моему, 20 апреля. Сейчас, естественно, интенсивно все вузы этим занимаются. Пока окончательные итоги подводить рано. Что касается вузов Крыма и Севастополя, естественно, в этом мониторинге они участия не принимают. Постепенно с учётом их нынешнего уровня развития, с учётом готовности их информационной инфраструктуры (потому что пока она не на высоком уровне, к сожалению), естественно, они будут в эту работу включаться, но это уже будет происходить не в этом, а начиная со следующего года.
Вопрос: Агентство «ИТАР-ТАСС». У меня небольшой уточняющий вопрос по ГТО. Может быть, кто-то из коллег по Правительству уже отреагировал на этот закон? Может быть, кто-то уже готов сдавать нормативы? Вы лично готовы? Планируете? Если да, то пригласите журналистов?
Д.Ливанов: Хорошо, обязательно. Я готов, но не потому, что хочу сдать нормы ГТО, а просто потому, что забочусь о своём здоровье, регулярно занимаюсь спортом. Я думаю, что мне вполне по силам будет, естественно, для своей возрастной категории, эти нормы сдать.
Вопрос: Из коллег никто не проявлял..?
Д.Ливанов: Я не знаю. Я думаю, что будет большой интерес у коллег в этом, но здесь, конечно, важно подать пример.
Вопрос: Можно уточнить по поводу дополнительных бюджетных мест для студентов из Крыма? Есть ли уже какая-то оценка, сколько их понадобится и для новых абитуриентов, и для тех, кто захочет перевестись из украинских вузов?
Д.Ливанов: Традиционно в вузы Крыма и Севастополя поступало примерно 7 тыс. выпускников одиннадцатых классов крымских школ. Естественно, в этом количестве, или, может быть, чуть большем мы в этом году создадим бюджетные места. Примерно 8–9 тыс. мест будет создано в других вузах Российской Федерации, в зависимости от тех пожеланий, которые выскажут и сами выпускники одиннадцатых классов, и органы исполнительной власти Крыма и Севастополя. Сейчас сбор этой информации идёт. Я думаю, что до конца апреля мы уже будем иметь окончательную ясность.
Спасибо.