Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект) разработан ФТС России в инициативном порядке.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» на таможенные органы с 29 июня 2011 года возложены полномочия по проведению в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок (далее – транспортный контроль).
Должностные лица таможенных органов при проведении транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации осуществляют проверку транспортных средств, а также имеющихся у водителей транспортных средств разрешений и других документов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и принимают меры по пресечению выявленных нарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 11.27, 11.29, частями 1–3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом таможенные органы не наделены полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с чем материалы, содержащие информацию, указывающую на наличие события административного правонарушения, направляются в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях по данным правонарушениям (территориальные органы Ространснадзора, МВД).
Кроме того, в соответствии с пунктом 151 Положения о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года №1272, в случае обнаружения у транспортного средства, выезжающего с территории Российской Федерации, несоответствия весовых и (или) габаритных параметров нормам, установленным законодательством Российской Федерации, должностное лицо таможенного органа выдаёт перевозчику (водителю) уведомление о выявленном нарушении и необходимости прибытия на ближайший контрольный пункт, на котором должностными лицами Ространснадзора принимаются меры, установленные законодательством России. Выпуск транспортного средства с территории Российской Федерации осуществляется только после предъявления документа, подтверждающего оплату штрафа.
При этом необходимость следования перевозчика в территориальные органы Ространснадзора для привлечения к административной ответственности может повлечь за собой уклонение недобросовестных перевозчиков от административного наказания (неприбытие в контрольные пункты, попытка выезда транспортного средства незаконным путём), а для добросовестных перевозчиков влечёт дополнительные временные и финансовые потери, так как контрольные пункты находятся на различном удалении от пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (в отдельных случаях это расстояние составляет 200–300 км).
Законопроектом предлагается внести в часть 1 статьи 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, возложив на таможенные органы полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.27, 11.29 (в части осуществления международных автомобильных перевозок грузов), частями 1–3 статьи 12.21.1 (в части осуществления международных автомобильных перевозок) и частью 1 статьи 12.21.2 (в части осуществления международных автомобильных перевозок опасных грузов без специального разрешения).
Принятие законопроекта позволит своевременно пресекать административные правонарушения, наносящие ущерб экономическим интересам Российской Федерации и создающие угрозу безопасности при осуществлении автомобильных международных перевозок грузов, оперативно выяснять обстоятельства по каждому делу и разрешать его в соответствии с законодательством, экономить бюджетные средства, связанные с почтовыми расходами по делам об административных правонарушениях (в том числе по пересылке корреспонденции в другие государства), а также сократить временные и финансовые потери перевозчиков.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.