Во исполнение «дорожной карты» «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Законопроектом предлагается усовершенствовать порядок образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сделав его максимально прозрачным и понятным, обеспечив равный доступ к земельным ресурсам для всех инвесторов и сократив избыточные согласования. Предлагаемое законопроектом упрощение порядка предоставления земельных участков будет способствовать вовлечению их в гражданский оборот, значительному увеличению в связи с этим доходов бюджетов разных уровней и одновременному сокращению расходов соответствующих бюджетов по подготовке земельных участков к продаже.
Законопроект «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее – законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 года №ДМ-П13-6663.
В настоящее время нормативно-правовое регулирование порядка предоставления земельных участков имеет множество пробелов и противоречий, на практике создающих условия для злоупотреблений.
В частности, различные отраслевые законы и кодексы в качестве основания для образования земельных участков требуют подготовки документов, содержание которых либо не установлено, либо установлено недостаточно чётко, вследствие чего требования к содержанию и перечню этих документов в некоторых случаях могут пересекаться и т.п.
Противоречиво и не вполне последовательно урегулирован вопрос об установлении и изменении разрешённого использования земельного участка: с одной стороны, разрешённое использование должно определяться правилами землепользования и застройки, с другой стороны, для земель, в отношении которых градостроительные регламенты не разрабатываются или на которые их действие не распространяется, оно может устанавливаться иным способом.
Действующим законодательством не предусмотрены случаи, в которых земельный участок целесообразно предоставлять без торгов, в частности для строительства объектов государственного и муниципального значения, в том числе социально значимых объектов (детских садов, больниц, спортивных сооружений и т.п.), или в связи со спецификой предполагаемых к строительству объектов (объекты электроэнергетики, гидротехнические объекты, промышленные предприятия и т.п.).
Имеются и другие вопросы, которые законодательно не урегулированы или требуют уточнения.
Законопроектом предлагается усовершенствовать порядок образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сделав его максимально прозрачным и понятным, обеспечив равный доступ к земельным ресурсам для всех инвесторов и сократив избыточные согласования.
Предлагаемое законопроектом упрощение порядка предоставления земельных участков будет способствовать вовлечению земельных участков в гражданский оборот, значительному увеличению в связи с этим доходов бюджетов разных уровней и одновременному сокращению расходов соответствующих бюджетов по подготовке земельных участков к продаже.
Принятие соответствующего федерального закона позволит устранить многочисленные пробелы и противоречия действующего законодательства, касающиеся вопросов предоставления земельных участков, и таким образом создать необходимые условия для эффективной работы органов государственной власти и местного самоуправления и реализации инвестиционных проектов, устранить излишние административные барьеры в процессе взаимодействия с заинтересованными в предоставлении земельных участков лицами.
При подготовке законопроекта разработчиком проведены публичные обсуждения и консультации (соответствующая информация размещена на сайте regulation.gov.ru в сети Интернет).
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.