28 ноября Дмитрий Медведев проведёт совещание, на котором будет рассмотрен ход реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации».
Также участники совещания обсудят перспективы развития российского финансового рынка, ключевые показатели эффективности единого регулятора, роль саморегулируемых организаций на финансовом рынке, налоговые инициативы, направленные на стимулирование инвесторов, совершенствование налогового режима финансовых операций.
В совещании примут участие председатель Высшего арбитражного суда Российской Федерации А.А.Иванов, Первый заместитель Председателя Правительства И.И.Шувалов, помощник Президента РФ А.Р.Белоусов, Министр внутренних дел В.А.Колокольцев, Министр образования и науки Д.В.Ливанов, Министр финансов А.Г.Силуанов, Министр экономического развития А.В.Улюкаев, председатель Центрального банка Э.С.Набиуллина, руководители федеральных органов исполнительной власти, главы субъектов Федерации, руководитель рабочей группы по созданию МФЦ в России А.С.Волошин.
***
Вопрос о развитии Москвы как международного финансового центра возник в 2008 году, когда во время глобального экономического и финансового кризиса усилилась потребность в диверсификации российской экономики, в том числе за счёт развития конкурентоспособной финансовой отрасли и рынка профессиональных финансовых услуг.
Распоряжением Правительства от 11 июля 2009 года №911-р был утверждён План мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации. К настоящему времени план мероприятий выполнен.
Новый план мероприятий («дорожная карта») «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 года №1012-р и предусматривает активное участие представителей финансового рынка в формировании ориентиров финансовой политики государства.
Реализация плана призвана повысить конкурентоспособность российского финансового рынка путём формирования устойчивой, но гибкой регулятивной среды, стимулирующей возникновение и развитие современных финансовых продуктов (услуг) для российских и иностранных участников финансового рынка. Кроме того, план устанавливает высокий уровень корпоративного управления, обеспечивающий защиту права собственности и интересов инвесторов.
Основными результатами реализации плана на 25 ноября 2013 года являются:
• создание единого регулятора финансовых рынков на базе Банка России с целью повышения стабильности на финансовом рынке, качества и снижения административной нагрузки на участников финансового рынка;
• объединение ММВБ и РТС и обеспечение проведения IPO объединённой Московской биржей;
• введение Московской биржей стандартного для глобальных торговых площадок режима отложенных расчетов T+, предусматривающего частичное предварительное депонирование активов и отложенные на два торговых дня расчёты по сделкам;
• создание центрального депозитария с целью повышения эффективности и конкурентоспособности инфраструктуры российского фондового рынка, снижения рисков при проведении расчётов и как следствие снижения издержек участников финансового рынка;
• принятие Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности»;
• упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг с целью исключения возможности обойти процедуру эмиссии акций путём выпуска облигаций, конвертируемых в акции;
• допуск к расчётам по облигациям федерального займа на российском рынке международных расчетных организаций Euroclear и Clearstream.
В связи с передачей полномочий по регулированию и надзору в сфере финансовых рынков от Правительства Российской Федерации Банку России службой Банка России по финансовым рынкам в сентябре 2013 года участникам финансовых рынков было предложено высказать свои ожидания относительно действий единого регулятора на среднесрочную перспективу.
В связи с этим были сформированы группы из представителей участников различных сегментов финансового рынка. Каждой группе было предложено сформулировать показатели развития финансовых рынков, которые могут выступать ориентиром как для участников, так и для регулятора.
Всего участниками финансовых рынков было внесено более 200 предложений, предусматривающих меры по совершенствованию законодательства и нормативных правовых актов в части регулирования и надзора, параметров развития рынков, а также мер для защиты прав потребителей.
Одной из приоритетных задач в сфере развития финансовых рынков является развитие системы саморегулирования и повышение её роли в регуляторном и надзорном процессе.
В настоящее время Минфином России совместно с Банком России разрабатывается проект федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков».
Целями законопроекта являются повышение роли саморегулирования на финансовых рынках, повышение эффективности взаимодействия саморегулируемых организаций (СРО) в сфере финансовых рынков с Банком России, а также создание правовых условий для передачи Банком России части полномочий в области регулирования и надзора за участниками финансовых рынков (кроме кредитных организаций) создаваемым ими СРО.
Законопроект распространяет своё действие на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, субъектов страхового дела и актуариев, микрофинансовых организации, кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
Также Минфином России подготовлен проект поправок к проекту федерального закона №115132-6 «О внесении изменений в статью 275-3 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Проект предусматривает комплексное изменение норм Налогового кодекса Российской Федерации, которыми урегулирован порядок учёта для целей налогообложения операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.
В частности, налогоплательщикам предоставляется инвестиционный налоговый вычет в общем объёме до 3 млн рублей в отношении положительного финансового результата, полученного в налоговом периоде от продажи (погашения) обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, находящихся в его собственности свыше трёх лет, а также в отношении доходов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте налогоплательщика.