В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в случае, если решением Конституционного Суда нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, проект нового федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом неконституционным в отдельной его части.
По состоянию на ноябрь 2012 года обязанность Правительства Российской Федерации, предусмотренная указанным пунктом 1 статьи 80, по внесению в Государственную Думу соответствующих законопроектов не была исполнена по 38 решениям Конституционного Суда.
Кроме того, оставалось непринятыми 16 законопроектов, внесённых в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, направленных на реализацию 16 решений Конституционного Суда.
В целях оптимизации механизма исполнения решений Конституционного Суда были приняты меры по усилению контроля за оперативной подготовкой законопроектов, направленных на реализацию этих решений.
В результате в ноябре – декабре 2012 года в Государственную Думу было внесено 4 законопроекта по 5 решениям Конституционного Суда, а в январе – июле 2013 года подготовлено и внесено 16 законопроектов по 17 решениям Конституционного Суда (всего 20 законопроектов по 22 решениям Конституционного Суда).
Из этого числа принято 8 федеральных законов, направленных на реализацию 9 решений Конституционного Суда (40% от числа внесённых в ноябре 2012 года – июле 2013 года законопроектов).
Более того, в этот же период было принято 14 федеральных законов, проекты которых были внесены в Государственную Думу до ноября 2012 года.
Таким образом, всего за истекшие 9 месяцев было принято 22 федеральных закона, направленных на реализацию 25 решений Конституционного Суда.
Кроме того, было принято постановление Правительства Российской Федерации, направленное на реализацию одного решения Конституционного Суда.
Тем не менее по состоянию на 20 июля 2013 года требуют реализации 15 решений Конституционного Суда, включая 12 решений, принятых в период с ноября 2012 года по июль 2013 года.
По всем указанным решениям Конституционного Суда федеральными органами исполнительной власти разрабатываются соответствующие законопроекты.
До настоящего времени на рассмотрении Государственной Думы находится 19 законопроектов, направленных на реализацию решений Конституционного Суда, из которых 15 внесены Правительством Российской Федерации, а 4 – иными субъектами права законодательной инициативы (по данным законопроектам Правительством Российской Федерации даны положительные официальные отзывы).
В рамках совершенствования работы по исполнению решений Конституционного Суда 5 апреля 2013 года принят Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в статью 80 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”», которым срок, установленный для внесения Правительством Российской Федерации соответствующего законопроекта в Государственную Думу, увеличен с трёх до шести месяцев.
Этим же федеральным конституционным законом иные субъекты права законодательной инициативы наделены полномочиями по осуществлению подготовки проекта нового федерального конституционного закона, проекта нового федерального закона или ряда взаимосвязанных проектов законов либо законопроекта о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом неконституционным в отдельной его части, и по внесению их в Государственную Думу, в то время как Правительство Российской Федерации в случае подготовки положительного заключения или положительного официального отзыва на законопроект, внесённый иным субъектом права законодательной инициативы, вправе отложить внесение законопроекта, инициатором которого является Правительство Российской Федерации.
Указанные изменения позволили повысить качество подготавливаемых во исполнение решений Конституционного Суда законопроектов и обеспечить внесение их в Государственную Думу в установленные сроки.