Распоряжение от 9 апреля 2019 года №661-р. Цель законопроекта – устранить существующую правовую неопределённость деятельности страховых посредников в интернете, предотвратить возможные мошеннические действия в страховой сфере, расширить способы продаж страховых услуг.
Документы
-
PDF
181Kb
Распоряжение от 9 апреля 2019 года №661-р
-
PDF
404Kb
Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и в статьи 15 и 26 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и в статьи 15 и 26 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”» (далее – законопроект) подготовлен Минфином России в соответствии со Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства от 22 июля 2013 года №1293-р) и национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации».
По данным Единого государственного реестра субъектов страхового дела, в России зарегистрировано 68 страховых брокеров. По данным Росстата, численность страховых агентов – физических лиц составляет более 140 тысяч человек. На страховом рынке действуют также агенты – юридические лица. Доля страховых услуг, продаваемых страховыми посредниками, в том числе в интернете, растёт и приближается к 75% собранной в России страховой премии.
Вместе с тем в деятельности страховых посредников в интернете существует правовая неопределённость.
Цель законопроекта – устранить эту правовую неопределённость в деятельности страховых агентов, страховых брокеров (далее – страховые посредники) в интернете при оказании услуг, связанных с заключением, изменением, досрочным прекращением договоров страхования, оформлением документов при урегулировании требований о страховой выплате, а также усовершенствовать контроль за деятельностью страховых посредников в интернете.
Так, законопроектом предлагается снять запрет на оказание страховыми посредниками услуг, связанных с заключением и исполнением договоров страхования в виде электронного документа. При этом для страховых посредников устанавливается запрет на подписание договора страхования в виде электронного документа и получение страховым посредником от страхователя страховой премии (страхового взноса).
В целях минимизации рисков недобросовестных действий страховых посредников при электронном документообороте между сторонами договора страхования законопроектом предлагается установить, что брокер действует от имени страховой компании.
Также устанавливается запрет для страховщика признавать договор страхования в виде электронного документа недействительным или незаключённым из-за нарушения страховым посредником условий, предусмотренных законопроектом.
Определяется процедура волеизъявления страхователя на заключение договора страхования в электронном виде при использовании информационных ресурсов страхового посредника, регламентирующая соблюдение ряда условий, в том числе вид электронной подписи страхователя.
Предусматриваются требования к размещению страховщиком технических средств информационных систем на территории России, а также осуществлению страховщиком внутреннего контроля в части защиты информации.
Профессиональному объединению страховщиков предлагается предоставить право определять порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, страховым посредником и страховщиком при заключении полисов ОСАГО.
В целом законопроект направлен на устранение существующей правовой неопределённости деятельности страховых посредников в интернете, предотвращение возможных мошеннических действий в страховой сфере, расширение способов продаж страховых услуг, развитие конкуренции на страховом рынке.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 4 апреля 2019 года.